Система государственной власти и управления в БССР в 1954-1964 гг
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Система государственной власти и управления в БССР в 1954-1964 гг»
по дисциплине: «История Беларуси»
2021
45.00 BYN
Система государственной власти и управления в БССР в 1954-1964 гг
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История Беларуси
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ БССР В 30-40-гг.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ БССР В ПЕРИОД ХРУЩЕВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Двадцатый век ознаменовался целым рядом беспрецедентных по своей значимости событий, как в мировом масштабе, так и в европейском.
Территория Республики Беларусь, расположенная в самом центре европейского континента, всегда являлась если не эпицентром исторических событий, то, по крайней мере, непосредственной ареной (среди прочих), где происходили эти события.
Во всех этих потрясениях, которые выпали на долю Беларуси, ей приходилось волей-неволей участвовать и приспосабливаться к новым условиям стремительно меняющейся политической обстановки. Чтобы белорусы продолжали существовать как самодостаточная нация, необходимо было бороться за свое право на самоопределение, а сделать это можно было только сплоченными усилиями.
Одним из главных критериев борьбы за самоопределение являлось (и является) эффективное государственное управление, способное организовать общество и плодотворно управлять им.
Как показала практика, политическое руководство тогдашней Беларуси, несмотря на трудности, справилось со своей задачей (применительно к тем условиям) и именно благодаря всеобщим усилиям (пусть иногда и недостаточным) представителей аппарата государственного управления Беларуси тех лет, сегодня мы имеем независимую Республику Беларусь.
Чтобы Республика Беларусь как суверенное государство динамично развивалась и дальше, людям, находящимся у власти в теперешний промежуток времени, необходимо учитывать уроки прошлого нашей страны, уделять пристальное внимание построению эффективной системы государственного управления и, прежде всего, системе государственного управления БССР, так как теперешняя Республика Беларусь является преемницей именно БССР.
Актуальность темы исследования: для эффективного управления Республикой Беларусь как государством нужно создать в высшей степени эффективный государственный аппарат, а это возможно только в том случае, если будет учитываться опыт прошлых лет, в частности, БССР. Только таким образом можно построить процветающее государство.
Цель работы – дать анализ системе государственного управления Белорусской ССР в 1954-1964 гг.
Задачи работы:
1. Выявить систему государственной власти и управления БССР в 30-40-е гг. ХХ в.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ БССР В 30-40-е гг. ХХ в.
В середине 1920-х гг. В БССР активно проводилась белорусизация - комплекс мер по расширению сферы белорусского языка и развитию белорусской культуры.
После переворота Юзефа Пилсудского в Польской республике 12 мая 1926 года Народный комиссариат иностранных дел СССР проявил интерес к присоединению Гомельской и Речицкой областей к БССР. Планировалось, что объединение всех восточно-белорусских земель в составе БССР не позволит польскому руководству заигрывать с национальными меньшинствами [5]. Уже 4 декабря 1926 года секретарь ЦК ВКП (б) Николай Шверник сообщил Гомельскому губернскому и горкомам КП (б) о присоединении Гомельской и Речицкой областей к БССР. Таким образом, решения о расширении границ БССР и присоединении к ней восточно-белорусских земель были приняты в Москве. Территория БССР увеличилась на 15 727 км², а население - на 649 тысяч человек.
В 1920-1930-е годы в Советской Беларуси активно шли процессы индустриализации, формировались новые отрасли промышленности и сельского хозяйства.
К началу индустриализации в БССР проживало 3,4% населения и производилось лишь 1,6% промышленной продукции СССР. В основном развивались легкая, пищевая, деревообрабатывающая и химическая промышленность, а со второй пятилетки - машиностроение и производство строительных материалов. Значительное внимание уделялось такой трудоемкой отрасли, как текстильная промышленность, поскольку ее развитие позволило быстро решить проблему безработицы и аграрного перенаселения. В течение первых двух пятилеток Гомельский завод сельхозтехники «Гомсельмаш», швейная фабрика «Знамя индустриализации» и фабрика КИМ в Витебске, Оршанский льнокомбинат, Кричевский цементный завод, Могилевский вагоноремонтный завод, Гомельский стекольный завод и две очереди БелГРЭС. Построено 11 крупных торфяных заводов. За 3 пятилетки промышленное производство в БССР увеличилось в 23 раза. Перед началом Великой Отечественной войны в БССР производилось 33% общесоюзного производства фанеры, 27% спичек и 10% металлорежущих станков.
На смену политике развития фермерских хозяйств 20-х гг. Наступила активная коллективизация 30-х годов. [6].
В ходе языковой реформы 1933 г. произошел отказ от «тарашкевицы» - в белорусский язык было введено более 30 фонетических и морфологических признаков, что приблизило его к русскому языку [7].
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ БССР В ПЕРИОД ХРУЩЕВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»
Означенный период охватывает временные рамки с 1953 по 1964 годы и характеризуется тем, что во всех сферах жизни республики, как и страны в целом, произошло множество перемен.
Это было вызвано целым рядом причин, среди которых в первую очередь следует назвать смерть И. В. Сталина, последовавшую за этим борьбу высшего партийного руководства за власть, арест Л. П. Берии и прекращение репрессий, приход к власти Н. С. Хрущева и исторический ХХ съезд КПСС.
Прекращение массовых репрессий способствовало известной стабилизации в обществе, но самим общественным мнением по-прежнему пренебрегали, не покончено было с попранием многих прав человека. Власть оставалась в руках партийного аппарата и силовых структур. Проявились и новые негативные явления, такие как «субъективизм» и «волюнтаризм» [9, с. 114].
Еще в 1946 году по инициативе Сталина была проведена общесоюзная реформа, которая упраздняла наркоматы. Вместо них создавались министерства. В сентябре 1946 г. Верховный Совет БССР утвердил Указ «О преобразовании Совета Народных Комиссаров БССР в Совет Министров БССР», а также об образовании новых союзно-республиканских министерств. В 1947 г. были проведены выборы в новый состав Верховного Совета БССР, сформирован состав Совета Министров и Верховного Суда.
В свою очередь, под руководством Н. С. Хрущева был проведен целый ряд реформ. Как показала практика впоследствии, лишь некоторые из них оказались жизнеспособными.
Например, в республике были предприняты меры по совершенствованию управления народным хозяйством. В 1957 г. отраслевой принцип управления промышленностью через министерства был заменен территориальным – через Советы народного хозяйства (СНХ).
Однако вскоре неэффективность этих мер стала очевидной, и в 1965 г. было принято решение о возврате к отраслевому управлению. Совнархозы упразднялись, создавались министерства по отраслям промышленности. В Белоруссии эти процессы проходили менее болезненно, чем в других республиках, так как на ее территории был создан всего один Совнархоз [1, с. 162].
Хрущев также выступал за наведение порядка в органах государственного управления. Все союзные и республиканские министерства в обязательном порядке направляли в ЦК КПСС свои предложения по оптимизации структуры и сокращению штатов [9, с. 116].
После XX съезда КПСС значительно активизировалась работа высших органов государственной власти БССР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За неполные 70 лет своей истории БССР и ее система государственного управления испытали немало трансформаций. При этом необходимо отметить, что в процессе своего развития система государственного управления БССР постоянно совершенствовалась и развивалась.
Изучая особенности системы государственной власти и управления БССР в 1954-1964 гг., мы пришли к следующим выводам:
Итак, 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Беларусь одна из первых приняла на себя удар мощной гитлеровской военной машины.
В СССР вводится военное положение. 30 июня 1941 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР создается Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО) – орган, сосредоточивший всю полноту власти в государстве, в том числе военное, политическое и хозяйственное руководство страной. В первые дни войны создается Ставка Главного Командования Вооруженных сил СССР, органы управления фронтами и наркоматами, Комитет по распределению рабочей силы при Бюро СНК, Совет по эвакуации при СНК СССР, Советское информационное бюро и другие органы.
В условиях эвакуации Президиум Верховного Совета Беларуси продолжал осуществлять функции государственной власти республики. Он издавал указы об объединении наркоматов, о назначении и перемещении народных комиссаров и членов правительства БССР, продлении полномочий органов власти и т. д.
В условиях эвакуации не прекращалась работа СНК, хотя члены наркоматов считались откомандированными в соответствующие наркоматы СССР и продолжили там работу.
К началу 1944 г. на освобожденной от оккупантов территории начали действовать почти все центральные органы государственного управления, хозяйственные органы, исполнительные комитеты местных Советов, партийный аппарат. Вы строкой выше пишете, что изучили 1954-1964 гг., а тут – про 1941-1944 гг. Первая же глава вообще о другом.
После окончания войны началась перестройка деятельности органов следствия, прокуратуры и суда применительно к условиям мирного времени.
После смерти И.В. Сталина и осуждения культа личности пришел период «Хрущевской оттепели», определенной демократизации общественной жизни, повышения роли Советов, расширения прав союзных республик.
В соответствии с союзными законами 1957 г., к ведению республики были отнесены такие полномочия, как установление областного деления, руководство строительством путей сообщения, транспортом, предприятиями связи республиканского значения, принятие законодательства о судебном строе и судопроизводстве, гражданского и уголовного законодательства.
1. Аргучинцев, Г.К. История государства и права Беларуси: учеб. пособие / Г.К. Аргучинцев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2017. – 379 с.
2. Басюк, І. Асноўныя этапы беларускай дзяржаўнасці: вучэб. дапам. / І. Басюк, М. Сільчанка. – Гродна, 1997. – 140 с.
3. Васілевіч, Р.А. Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі / Р.А. Васілевіч. – Минск, 2001. - 232 с.
4. Вішнеўская, І.У. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: вучэб.-метад. дапаможнік / І.У. Вішнеўская. – Мінск: БДЭУ, 2006. – 151 с
5. Вішнеўскі, А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі / А.Ф. Вішнеўскі. – Минск, 2000. - 196 с.
6. Вішнеўскі, А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах (са старажытных гадоў да нашых дзен): Вучэб. дапаможнік / А.Ф. Вішнеўскі, І.А. Юхо. – 2-е выд., дап. – Мінск: Акад. МУС Рэсп. Беларусь, 2003. – 320 с.
7. Гісторыя Беларусі ў дакументах і матэрыялах. – Минск. 1936. – Т. 1. - 302 с.
8. Довнар, Т.И. История государства и права Беларуси: учебник / Т.И. Довнар. – Минск: «Адукацыя и выхаванне», 2014. – 416 с.
9. Довнар, Т.И., Шелкопляс В.А. Государство и право Беларуси в ХIV–ХV вв. – Минск, 1993. - 199 с.
10. Довнар, Т.И. История государства и права Беларуси: учеб. пособие / Т.И. Довнар, Н.М. Юрашевич. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 317 с.
11. Доўнар-Запольскі, М.В. Асновы дзяржаўнасці Беларусі / М.В. ДоўнарЗапольскі. – Мінск: «ГЕРОНТ–А», 1994. – 21 с.
12. Запруднік, Я. Беларусь на гістарычных скрыжаваннях / Я. Запруднік. Навук. рэд. У. Арлоў. Пер. з англ. М. Раманоўскага. – Мінск: Беларускі фонд Сораса: ВЦ «Бацькаўшчына», 1996. – 326 с.
13. Конституция 1937 года. – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1937-goda/.
14. Мазарчук, Д.В. История государства и права Беларуси / Д.В. Мазарчук. – Минск: Тетралит, 2014. – 95 с.
15. Помнікі гісторыі і права Беларусі [Электронны рэсурс] // Прэзідэнцкая бібліятэка Беларусі. – Рэжым доступа: https://preslib.org.by/istoriyakonstitucionnogo-prava-belarusi.
16. Праблемы гісторыі дзяржавы і права Беларусі: матэрыялы міжнар. навук.-практ. канф., прысвечанай 90-годдзю с дня нараджэння І.А. Юхо, Мінск, 18–19 сак. 2010 г. / рэдкал.: С.А. Балашэнка (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск: БДУ, 2011. – 199 с.
17. Сільчанка, М.У. Паходжанне дзяржавы і права [Электронны рэсурс]: вучэб. дапам. / М.У. Сільчанка. – Мінск: Тэсей, 2005. – Рэжым доступа: http://www.vuchoba.org/m-u-silechanka-pahodjanne-dzyarjavi-i-prava.html.
18. Сорокин, А.Н. Очерки истории белорусской государственности и права / А.Н. Сорокин. – Минск: Право и экономика, 2018. – 868 с.
19. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (1447–1996 гг.) / М.Ф. Чудаков; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. – Минск, 2004. – 327 с.
20. Шалькевіч, В.Ф. Гісторыя палітычнай і прававой думкі Беларусі / В.Ф. Шалькевіч. – Мінск: МНС, 2002. – 248 с.
21. Юхо, Я.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: Вучэбн. дапам. – У 2 ч. Ч. 1. – Мінск: РІВШ БДУ, 2000. – 352 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты