Влияние тревожности на уровень интеллекта лиц юношеского возраста
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние тревожности на уровень интеллекта лиц юношеского возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Влияние тревожности на уровень интеллекта лиц юношеского возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы данных по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Общая характеристика тревожности и особенности ее проявления в юношеском возрасте
1.2 Особенности интеллектуального развития лиц юношеского возраста
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования уровня тревожности в юношеском возрасте
2.3 Оценка уровня интеллектуального развития лиц юношеского возраста
2.4 Анализ результатов исследования влияния тревожности на уровень интеллекта лиц юношеского возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что тревожность является одной из причин снижения адаптивных возможностей человека и нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний. Результаты различных исследований подтверждают данные о том, что высокая тревожность оказывает дезорганизующее влияние на результативность деятельности человека, в том числе и интеллектуальной. В этой связи изучение природы тревожности и ее влияния на интеллектуальное и личностное развитие лиц юношеского возраста приобретает особую значимость и актуальность. В юношеском возрасте изучение влияния тревожности на уровень интеллекта является актуальной в связи с тем, что в данном возрасте в связи с отделением от значимых взрослых, вступлением в самостоятельную жизнь, высокий риск развития эмоциональных нарушений, особенно повышение уровня тревожности. Тревожность – это субъективное проявление неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой. Поэтому актуальной проблемой является изучение влияния тревожности на уровень интеллекта лиц юношеского возраста.
Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами. В отечественной психологической литературе можно выделить несколько подходов к пониманию тревожности. Некоторые исследователи [19], [22] рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающих в трудных, угрожающих, необходимых условиях. А.М. Прихожан указывает что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, и предчувствием грозящей опасности [19].
Взаимосвязь тревожности и интеллекта анализируется в работах многих авторов, при этом данные по этому вопросу представлены в научной литературе весьма противоречиво и неоднозначно. Чаще всего тревожность оценивается в ее взаимосвязи с самооценкой, мотивацией, когнитивными стилями и другими структурными компонентами личности [15, 21, 23]. Оптимальный уровень тревожности может оказывать позитивное влияние на интеллектуальную деятельность и способствовать мобилизации активности и достижению наилучшего результата.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Общая характеристика тревожности и особенности ее проявления в юношеском возрасте
Тревожность относится к одним из видов эмоциональных нарушений. Эмоциональные нарушения изучаются в рамках медицинской психологии и патопсихологии. Различным аспектам эмоциональных нарушений, их классификации посвятили свои работы такие ученые как Ю.А. Александровский [1], А. М. Прихожан [19], и др. Эмоциональное нарушение – это такое состояние эмоциональной сферы, которое недоступно произвольной регуляции по причине слабой осознаваемости или несознаваемости его связи с вызвавшим ее предметом / обстоятельством, приводящее к дезадаптации личности в форме психического / соматического расстройства, нарушений поведения и т.д. [1, с. 42].
Тревожность определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность – это личностная особенность, состоящая в особо легком возникновении состояния тревоги [19, с. 87]. Тревога же проявляется как ощущение, ожидание неопределенной опасности. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса, т.е. нагрузки из-за необходимости приспособления к неблагоприятным или резко меняющимся условиям. В этом случае тревога играет положительную роль: она мобилизует психологические резервы для преодоления стресса. Однако острая тревога может приводить к распаду целенаправленной деятельности и паническому поведению.
Ситуация, которую большинство людей восприняло бы как вполне рядовую, при высокой тревожности вызывает стресс. Боясь ошибиться, тревожный человек постоянно пытается контролировать себя («тревожный гиперконтроль»). Из-за этого нарушается нормальное осуществление автоматизированных действий. При высокой тревожности для человека характерны постоянные опасения, часты страхи.
Когда ребенок чаще испытывает тревогу (например, большинство дней и в течение нескольких месяцев) и более интенсивно, чем другие дети того же возраста, более вероятно, что у ребенка возникает тревожное расстройство. Наконец, те дети, которые испытывают определенный список тревожных симптомов, чаще и интенсивнее, чем сверстники, более склонны также испытывать значительные нарушения в своей жизни.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
Цель исследования: выявить влияние тревожности на уровень интеллекта лиц юношеского возраста.
Гипотеза исследования: тревожность оказывает влияние на уровень интеллекта лиц юношеского возраста (низкий и умеренный уровень тревожности влияет на увеличение уровня интеллекта, высокий уровень тревожности оказывает влияние на снижение уровня интеллекта).
Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции развития эмоциональной и интеллектуальной сферы в юношеском возрасте Л.С. Выготского, И.С. Кона и Д.Б. Эльконина.
Описание процедуры исследования:
– выявить показатели тревожности у лиц юношеского возраста, сравнить данные юношей и девушек;
– выявить показатели самооценки у лиц юношеского возраста, сравнить данные юношей и девушек;
– в ходе эмпирического исследования выявить взаимосвязь тревожности и самооценки в юношеском возрасте.
Описание выборочной совокупности: выборку составили 20 юношей и 20 девушек в возрасте 18-19 лет, которые не являются учащимися или студентами ВУЗов.
В качестве методов эмпирического исследования были использованы:
− тестирование,
− методы количественной и описательной статистики,
− методы статистической обработки данных, которые направлены на подтверждение различий в уровне признака (критерий Манна-Уитни), а также на установление взаимосвязи между изучаемыми параметрами (корреляционный анализ Ч. Спирмена).
Для проведения исследования, были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина (STAI) [17].
Цель методики: выявление уровня ситуативной и личностной тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тревожность определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Источником повышенной тревожности в юношеском возрасте выступает внутренний конфликт, обусловленный внешними и внутренними факторами. К внешним относятся стремление соответствовать требованиям и ожиданиям значимых для юноши людей. К внутренним - его личностные особенности. В юношеском возрасте тревожность бывает ситуативной и личностной, а также различается по уровням проявления и характеризуется низкой, умеренной и высокой степенью выраженности.
Интеллект понимается как способность человека мыслить, принимать решения, целесообразно использовать свои способности для успешного выполнения определенного рода деятельности. Интеллектуальные процессы человека включают в себя множество компонентов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в выполнении человеком разнообразных социальных ролей. Проявления интеллектуальных процессов многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. В целом, исследователи сходятся в выводах о том, что повышенная тревожность отрицательно влияет на успешность работы в учебных ситуациях, требующих проявления самостоятельности даже при сформированной полной ориентировочной основе действий. Ситуативная тревожность минимизируется при высоком уровне сформированности способов выполнения познавательного действия, а личностная тревожность практически не изменяется.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что большинство юношей и девушек имеют умеренный уровень ситуативной и личностной тревожности. У отдельных испытуемых был выявлен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. У незначительной части испытуемых был выявлен низкий уровень ситуативной и личностной тревожности. В результате изучения уровня интеллекта было установлено, что у девушек по сравнению с юношами более развиты компоненты вербального интеллекта, в частности таких операций, как умение устанавливать аналогии на основании имеющихся признаков, а также умение выделять существенный признак и формировать классификационные категории.
1. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства / Ю. А. Александровский. – М. : Медицина, 2000. – 540 с.
2. Анохин, П. К. Эмоции / П. К.Анохин // Психология эмоций / Авт.-сост. В.Вилюнас. – СПб. : Питер, 2007. – 496 с.
3. Барсукова, Е. В. Реактивная тревожность – естественное или приобретенное состояние организма / Е. В. Барсукова, Э. Г. Гусейнова // Современная педагогика. – 2016. – № 10. – С. 73–78.
4. Белорусова, А. В. Изучение влияния акцентуаций характера на социальную адаптацию в юношеском возрасте / А. В. Белоусова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т.18. – С. 16–20.
5. Воробьева, Е. В. Взаимосвязь параметров общего интеллекта и мотивации достижения / Е. В. Воробьева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2009. – № 7/3. – С. 25–33.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 224 с.
7. Грибанов, А. В. Психофизиологическая характеристика тревожности и интеллектуальной деятельности в детском возрасте (обзор) / А. В. Грибанов // Экология человека. – 2019. – № 9. – С. 50–58.
8. Грибкова, О. В. Взаимосвязь личностной тревожности и интеллекта у студентов младших курсов гуманитарных специальностей / О. В. Грибкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2012. – №1. – С. 3–8.
9. Давыдова, С. Е. Особенности формирования и коррекции тревожности в юношеском возрасте / С. Е. Давыдова, Т. Ю. Хабарова // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 259-261.
10. Долгова, В. И. Развитие критериальной базы изучения социально-психологической адаптации личности / В. И. Долгова, Е. А. Василенко // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5. – С. 30–34.
11. Емельянов, Е. А. Понятие эмоций и их роль в жизни человека в интерпретации различных теорий / Е. А. Емельянов // Соционика, психология и межличностные отношения. – 2008. - № 133. – С.40-47.
12. Кияшко, Д. Ю. Тревожность в юношеском возрасте: внутриличностные детерминанты / Д. Ю. Кияшко // Материалы XXI Регион. науч.-практ. конференции преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, Витебск, 11-12 февраля 2016 г. : в 2 т. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2016. – Т. 2. – С. 23-24.
13. Комкова, Е. И. Современные исследования когнитивно-личностного развития на разных этапах онтогенеза / Е. И. Комкова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – Т. 8, № 3. – С. 139–146.
14. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. – М. : Приори, 2013. – 176 с.
15. Корсакова, Н. К. Связь тревожности и продуктивности познавательной деятельности / Н. К. Корсакова, И. А. Володарская // Психология в вузе. – 2010. – № 4. – С. 84–94.
16. Лобанов, А. П. Интеллект : определения, теории, парадигмы / А. П. Лобанов // Когнитивные студии: современная психология в контексте трансдисциплинарных исследований: Материалы V междисциплинарного семинара. Вып. 5 / под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2014. – С. 20-34.
17. Методы практической психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг / Под ред. Ю. М. Жукова. – М. : Аспект Пресс, 2014. – 256с.
18. Перевойкина, Д. С. Гендерные особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте / Д. С. Перевойкина // Молодой ученый. – 2020. – № 25. – С. 355-357.
19. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М.Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2008. - №2. – С.38-48.
20. Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. – СПб. : Питер, 2010. – 512 с.
21. Ратанова, Т. А. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников / Т. А. Ратанова, Э. В. Лихачева // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30, № 3. – С. 39–51.
22. Степанов, С. С. Тревожность и ее проявления / С.С.Степанов // Семья и школа. – 2014. - №1. – С.136-148.
23. Тихомирова, Т. Н. Интеллект, успешность в обучении и параметры взаимодействия в образовательной среде / Т. Н. Тихомирова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2011. – № 5. – С. 74–81.
24. Утюж, А. С. Анализ состояния тревожности у студентов медицинского университета / А. С. Утюж, А. В. Юмашев, И. В. Нефедова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3–6. – С. 89–92.
25. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. – М. : Издательство «Институт практической психологии», 1995. – 416 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы данных по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты