Социально-психологический анализ любви
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-психологический анализ любви»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Социально-психологический анализ любви
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Шкала любви и симпатии».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА ЛЮБВИ
1.1 Психологические характеристики понятий «влюблённость» и «любовь» (сходства и различия)
1.2 Теории любви
1.3 Типологии любви
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБВИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Осознание любви начинает формироваться в юношеском возрасте. У девочек немного раньше мальчиков. В юношеском возрасте эти понятия развиваются, становятся более устойчивыми. Именно в юношеском возрасте большинство девочек и мальчиков влюбляются. И в зависимости от того, что у них есть представления о любви, чего они ожидают от любви, как они видят своего избранника, они выстраивают свои первые отношения. А именно, эти первые отношения определяют важные аспекты развития личности, морального самоопределения и то, как будет любить взрослый человек. Как следствие, для нас важно познакомиться с любовью в юношеском возрасте.
Феномен любви – это многоплановое, многогранное явление с чрезвычайно сложным и полифоническим содержанием. Любовь не только имеет универсальное, «общее» значение, но и является самым глубоким индивидуальным переживанием, исключительным событием в жизни человека.
Понятия любви включают в себя следующие составляющие: само определение любви, ожидания любви, ценностный уровень любви, образ любимого человека
Наиболее изученным является само определение любви. Многие философы и психологи изучали это понятие и давали свои определения (З. Фрейд, Эриксон, Г. С. Салливан, И. В. Гребенников, Р. С. Немов и др.) Хотя определений много, и они несколько противоречивы, чаще всего любовь означает чувство бескорыстной, сердечной привязанности, все оттенки которого не могут быть переданы словами. Другие компоненты понятий любви изучены менее полно [1, с. 124].
Исследованиями в области изучения любви и дружбы в юности занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как Т.П. Авдулова, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К.Юнг и т.д.
Данные исследователи в своих работах определяли особенности формирования личности в юношеском возрасте и выделяли основные тенденции функционирования дружбы и любви в юношеском возрасте.
С целью определения особенностей формирования любви и дружбы в юношеском возрасте, нами был разработан научно-категориальный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: любовь.
Предмет: особенности любви.
Цель исследования: провести социально-психологический анализ любви и изучить особенности любви.
Задачи исследования:
1. Описать психологические характеристики понятий «влюблённость» и «любовь».
2. Рассмотреть теории любви
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА ЛЮБВИ
1.1 Психологические характеристики понятий «влюблённость» и «любовь» (сходства и различия)
На сегодняшний день не существует единого определения любви. Психологический словарь определяет любовь как «интенсивное и устойчивое чувство субъекта, обусловленное сексуальными потребностями, которое проявляется в социально обусловленном желании быть полностью представленным личностными особенностями другого человека в его жизненной деятельности таким образом, чтобы у него возникало взаимное чувство той же интенсивности, напряжения и стабильности» [8, с. 127].
В психологии любовь определяется в контексте социального бытия человека – она связана не только и не столько с потребностями организма, сколько с личностно значимыми чувствами, эмоциональными и ценностными отношениями человека [6, с. 204].
А.В. Петровский рассматривает любовь в двух значениях: в широком и узком смысле. «В широком смысле любовь – это высокая степень эмоционального и позитивного отношения, которая, помимо прочего, отличает объект любви и ставит его в центр стабильных потребностей и интересов субъекта. В узком смысле любовь – это интенсивное, напряженное и относительно стабильное чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в желании быть полностью представленным его личными и важными характеристиками в жизни другого человека, чтобы пробудить у него потребность во взаимном чувстве той же интенсивности, напряженности и стабильности» [15, с. 91].
Иностранные психологи Педерсон и Шумейкер понимают любовь как сложное явление, которое включает в себя: совместимость – деятельность, осуществляемая только с романтическим партнером; самовыражение – вербальное и невербальное выражение (проявление) склонности и привязанности; намерение и общение – осознание проблем любовного партнера и умение обсуждать и решать эти проблемы; романтика – наличие идеализированного отношения к любовным отношениям, подчеркивающего возбуждение в присутствии любимого человека; чувственность и спонтанность.
Любовь обычно понимается как чувство, основанное на страстном влечении к человеку (предмету любви). Как отмечает В.В. Век, чувство любви не является однородным объектом. Она основана на различных эмоциях и эмоциональных состояниях, которые время от времени омрачают сознание и ставят его в зависимость от эмоциональных и разрушительных мыслей, надуманного опыта и воображения [1, с. 139].
В.В. Век определяет любовь как «сложное, субъективно переживаемое сочетание страстного чувства, основанного как на фундаментальных бессознательных и бессознательных физиологических потребностях (например, инстинкте воспроизводства) и эмоциях (позитивных и негативных), так и на механизмах подсознательной надстройки, формирующих основу для создания мысли, мотивации, действия (бездеятельности) и действий» [1, с. 139].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБВИ
2.1 Организация и методы исследования
Целью исследования является исследование особенности проявления любви.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить уровень проявлений любви и симпатии.
2. Выделить особенности формирования любви и симпатии.
Объект исследования: любовь.
Предмет исследования: особенности проявления любви.
Выборка составила 30 респондентов, среди которых было 15 девушек и 15 юношей в возрасте 17-20 лет.
Все респонденты с удовольствием шли на контакт, никто из выбранных испытуемых не отказывался от участия в исследовании, многих заинтересовали полученные результаты исследования. Опросу предшествовала ознакомительная беседа, в которой были отмечены цели исследования, порядок заполнения методики, а также освещался вопрос о конфиденциальности данного исследования.
В ходе исследования нами была использована методика:
1. Шкала любви и симпатии (Приложение А).
Тест предназначен для определения того, что преобладает в отношениях – любовь или симпатия. Первоначально, шкала любви и симпатии Рубина была представлена двумя наборами утверждений, каждое из которых включало 13 баллов, затем, по мере разработки методики, количество утверждений было сокращено до 9.
При составлении шкал ответов на вопросник Рубина исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых явлений. В частности, важными для измерения были признаны три компонента любви: привязанность, забота и степень близости во взаимоотношениях.
Шкала привязанности регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.
Обработка и интерпретация результатов исследования:
Шкала любви: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13.
Шкала симпатии: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14.
Баллы по каждой шкале суммируются. Итоговые оценки могут варьировать от 7 до 28 баллов.
Интерпретация
Подсчет суммарного балла по обеим шкалам дает общий уровень эмоциональных отношений в диаде (от 14 до 56 баллов).
Высокий уровень любви – от 35 до 56 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любовь – это психическое свойство конкретного человека, основанное на эмоционально устойчивом отношении к объекту любви; это высокая степень эмоционального и позитивного отношения, отличающая ее объект среди прочих и ставящая в центр устойчивых потребностей и интересов субъекта. Основными характеристиками любви являются продолжительность, необходимость связи с объектом любви. В отличие от любви, влюбленность – это короткое эмоциональное состояние аффективного характера, которое ставит субъекта в зависимость от объекта его отношений. Любовь основана на сексуальном желании. Основными характеристиками любви являются: идеализация объекта любви, затуманивание (сужение) сознания, зависимость в любви, прохождение зависимости.
В современной психологии существуют различные теории любви. В гуманистической психологии любовь – это глубоко укоренившиеся отношения, наполненные доверием к себе и другим, что дает возможность обоим партнерам в полной мере выразить себя, способствуя личностному развитию каждого. В теории любви Стернберга любовь – это сочетание интимной составляющей, компонента страсти, компонента решения/приверженности. По мнению Э. Фромма, это единство с кем–то или чем–то вне себя, при условии, что сохраняется дистанция и целостность. В теории любви В.И. Мустейна любовь проходит через такие стадии, как страстная любовь, романтическая и супружеская любовь.
Есть разные типы любви. В зависимости от объекта любви, Э. Фромм и К. Изард различают родительскую, материнскую и отцовскую, братскую, христианскую, религиозную любовь, любовь к себе. Особое внимание уделяется эротической или сексуальной любви – любви между мужчиной и женщиной. По словам Дж. Стернберга, в зависимости от наличия компонентов любви, близости, страсти и ответственности, любовь между мужчиной и женщиной может быть страстной, партнером, совершенным. На Западе традиционно выделяются четыре вида любви: секс, либидо; эрос, любовь как желание воспроизводить или творить; филия или дружба; и агапе – забота о благополучии другого человека. Типология любви Дж. Ли включает в себя: любовь–дружба, самоотверженная любовь, любовь–эрос, любовь–одержимость, прагма как спокойное отношение к партнеру, любовь–игра, которая носит поверхностный характер. По А. Маслоу, любовь может быть дефицитарной и бытийной.
С целью определения особенностей проявления любви, нами было проведено эмпирическое исследование, согласно которому были получены следующие результаты. Высокий уровень любви в основном, характерным является для 7 (47%) опрошенных респондентов. Средний уровень любви проявляется в основном для 6 (40%) опрошенных респондентов. Низкий уровень любви характерен лишь для 2 (13%) опрошенных девушек. Высокий уровень характерен лишь для 2 (13%) девушек.
1. Век, В.В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования. Монография / В.В. Век. – Пермь: Издат. дом «Типография купца Тарасова», 2010. – 332 с.
2. Екимчик, О.А. Психологические аспекты любви у взрослых людей / О.А. Екимчик // Вестник КГУ. – 2019. – Т. 15. – С. 176 –180.
3. Ивин, А.А. Философия любви / А.А. Ивин. – М.: Политиздат, 2010. – 425с.
4. Изард, К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.
5. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
6. Кагарманов, Д.И. О различии любви, влюбленности и любовной зависимости / Д.И. Кагарманов // Инновационная наука. – 2016. – № 5. – С. 203–206.
7. Кернберг, О. Отношения любви: норма и патология / Пер. с англ. М.Н. Георгиевой. – М.: Независимая фирма «Класс», – 2010. – 256 с.
8. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2008. – 512 с.
9. Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / Перевод с нем. С. С. Папкова. – СПб.: Б.С.К., 2008. – 115 с.
10. Ли, С.М. Любовь как социальный феномен / С.М. Ли // Вестник Челябинского гос. ун–та. – 2017. – № 31. – С. 61–64.
11. Майерс, Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ. / Д. Майерс. – М.: Олма–Пресс, 2014. – 510 с.
12. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 2009. – 432 с.
13. Минигалиева, М.Р. Зрелые межличностные отношения: условия развития / М.Р. Минигалиева, Н. Ничипоренко // Прикладная психология и психоанализ. – 2011. – № 2. – С. 57 – 66.
14. Омарбекова, С.В. Любовь как экзистенциал человеческого бытия / С.В. Омарбекова // Известия Дагестанского пед. ун–та. – 2017. – № 1. – С. 41 –45.
15. Петровский, А. В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2012. – 501 с.
16. Рюриков, Ю.Б. Типология любви // Психология и психоанализ любви / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «Бахрах–М», – 2002. – 688 с.
17. Слепкова, В.И. Психология семьи / В.И. Слепкова, А.А. Костюкович. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 345 с.
18. Фишер, Х. Почему мы любим: природа и химия романтической любви / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2013. – 312 с.
19. Фромм, Э. Искусство любви: исследование природы любви. / Пер. с анг. Л. А. Чернышевой. – Минск: Творч.–произв. центр «Полифакт», 2010, – 158 с.
20. Шнейдер, Л. Основы семейной психологии / Л. Шнейдер. – Воронеж: МОДЭК, 2010. – 928 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Шкала любви и симпатии».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты