Склонность к отклоняющемуся поведению у подростков в зависимости от детско-родительского взаимодействия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Склонность к отклоняющемуся поведению у подростков в зависимости от детско-родительского взаимодействия»
по дисциплине: «Психология семьи»
2021
45.00 BYN
Склонность к отклоняющемуся поведению у подростков в зависимости от детско-родительского взаимодействия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология семьи
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты подростков по методике «СОП» А.Н. Орел.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты подростков по методике «СОП» А.Н. Орел.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты опросника «Взаимодействие родитель-ребёнок» Марковской М.М.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты изучения взаимосвязи детско-родительских отношений и склонности к отклоняющемуся поведению у подростков (ответы матерей).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты изучения взаимосвязи детско-родительских отношений и склонности к отклоняющемуся поведению у подростков (ответы матерей).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1 Понятие и виды отклоняющегося поведения подростков
1.2 Факторы, способствующие появлению отклоняющегося поведения подростков
1.3 Проблемы детско-родительских отношений
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время негативные тенденции общественного развития, нестабильность социально-экономической ситуации в обществе вызывают значительный рост социальных девиаций, особенно среди молодежи и несовершеннолетних. Для подростков характерны достаточно стабильные и весьма высокие уровни распространенности алкоголизма и злоупотребления спиртными напитками. Следует отметить, что отклоняющееся поведение подростков приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблемы девиации и ее происхождения в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, криминологов.
В настоящее время отклоняющееся поведение по своей сути представляет собой конфликт между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями и общественными интересами. Девиантность подростка во многом определяют деструктивные факторы развития личности, такие как фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей; физическая или психологическая жестокость в семье; острая психотравма (болезнь, потеря близких, развод родителей); недостаточная требовательность родителей, несогласованность требований к ребенку, вследствие чего у подростков не возникает четкого понимания норм поведения; усвоение подростком через научение в семье или в группе девиантных правил поведения. В этом случае психологические методы исследования и применяемые методики представляют собой лишь один из множества источников получения необходимой информации. Эту информацию можно использовать психологом для формулирования заключения. Идеальная цель, к которой должен стремиться психолог, проводящий диагностику, достичь совпадения полученных тестовых данных с иными объективными, а также субъективными данными (на основе анализа личных наблюдений).
В научной литературе отечественными психологами (А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, В.С. Собкин и др.) и криминологами (Г.А. Аванесов, В.Н. Кудрявцев, и др.) убедительно показано, что отклоняющееся поведение не определяется «прирожденными механизмами», обуславливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды и недостатками воспитания. В связи с этим научный интерес представляет поиск информативных методов диагностики отклоняющегося поведения подростков. Все это обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель исследования: изучить склонность к отклоняющемуся поведению у подростков в зависимости от детско-родительского взаимодействия.
Объект исследования – особенности отклоняющегося поведения подростков.
Предмет исследования – склонность к отклоняющемуся поведению у подростков в зависимости от детско-родительского взаимодействия.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1 Понятие и виды отклоняющегося поведения подростков
История изучения отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными его трактовками. В качестве самостоятельного научного направления теория отклоняющегося поведения впервые описана Р. Мертоном и А. Коэном. Р. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. А. Коэн называет девиантным поведением такое, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями» [9, с.501].
Т. Н. Матафонова приводит наиболее общее определение понятия «отклоняющееся поведение» [11]. Отклоняющееся поведение человека обозначают как «систему поступков (или отдельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением» [11, с.4].
Таким образом, можно сказать, что отклоняющегося поведение есть следствие недостаточной сформированности или искажения внутренних границ личности, которое проявляется в неэффективности саморегуляции и ведет к нарушению взаимодействия личности со средой.
Отклоняющееся поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Главным отличием девиантного поведения подростков от отклоняющегося поведения взрослых являются специфические поведенческие реакции, свойственные именно подростковому возрасту. В частности: реакции протеста, подражания, реакция группирования со сверстниками [10].
Реакция протеста (оппозиции) – эти реакции бывают пассивными и активными. Пассивные реакции протеста – это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию ребенка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним. Реакции активного протеста могут проявляться в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, наказания, упреки, оскорбления. Дети могут начать употреблять спиртное, с родителями ведут себя вызывающе, совершают прогулы в школе, нелепым образом изменяют свою внешность и т.п.
Реакция имитации. Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Согласно теоретической части исследования, на сегодняшний день многочисленные вопросы особенностей отклоняющегося поведения подростков остаются не до конца исследованными. Анализ теоретических источников отражает тот факт, что особенности отклоняющегося поведения подростков имеют различные варианты проявления. В то же время, учитывая существенные различия в понимании указанных особенностей, результаты теоретического анализа требуют практического подтверждения.
База исследования: исследование было проведено на базе _____. В исследовании участвовали 30 подростков 12-15 лет.
Гипотеза исследования: различные виды отклоняющегося поведения подростков связаны с детско-родительским взаимодействием.
При проведении исследования применялись следующие методы: тестирование, методы количественной обработки данных, методы статистической обработки данных (корреляционный анализ с использованием критерия Ч. Спирмена).
Этапы исследования:
1 этап – использование метода опроса для выявления подростков с отклоняющимися формами поведения.
2 этап – проведение психодиагностической методики для определения различных видов отклоняющегося поведения подростков.
3 этап – проведение психодиагностической методики для определения взаимодействия между родителями и подростками.
4 этап – сопоставление данных двух методик, проведение корреляционного анализа и оценка взаимосвязи различных видов отклоняющегося поведения подростков и детско-родительского взаимодействия.
Психодиагностические методики исследования:
1. Методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор А.Н. Орел).
Материал методики: набор из 98 вопросов, которые объединяются в специализированные психодиагностические шкалы, направленные на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых [4].
Ход исследования: 1) вначале испытуемому предлагается внимательно прочитать вопрос; 2) затем ответить на него да или нет; 3) ответы обрабатываются в соответствии с ключом к методике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отклоняющееся поведение можно определить как форму устойчивого поведения, которое отлично от установленной в обществе нормы. Существуют различные классификации видов отклоняющегося поведения подростков в зависимости от проявлений нарушения поведений, мотивационной направленности, поведенческих реакций.
Отклоняющееся поведение подростков опосредовано множеством факторов, как внешнего, так и внутреннего характера, то есть определяется индивидуально-личностными качествами, психологическими особенностями, социальными факторами (социумом, условиями воспитания).
Благополучие подростка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности, является одной из важнейших функций семьи. Для этого необходимо учитывать следующее: подросток- не просто продукт воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому; подростки вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами; на детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
Нами была проведена методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел. Наиболее выраженными особенностями проявления отклоняющегося поведения у подростков являются склонность к преодолению норм и правил (оценки выше 50 Т-баллов у 73% подростков), нарушения волевого контроля эмоций и поведения (оценки выше 50 Т-баллов у 80% подростков).
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской показал, что взаимодействие матерей и отцов с детьми находится на среднем положительном уровне. Все данные находятся в промежутке от 30% до 70%. По ряду шкал («нетребовательность», «мягкость», «автономность», «отвержение», «непоследовательность») результаты матерей и отцов совпадают. Это говорит о том, что родители требовательны к своим детям, и ожидают от них высокого уровня ответственности. Но при этом к детям относятся не сурово, строгость мер, применяемых к ребенку, вполне адекватна. Также выявлен средний уровень контролирующего поведения по отношению к ребенку. Родители адекватно воспринимают личностные качества и поведенческие проявления детей.
Далее результаты родителей расходятся. Эмоциональная близость у детей больше присутствует в отношениях с матерью, чем отцом. Наличие сотрудничества между матерью и детьми находится на более высоком уровне, чем с отцом. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие сотрудничества с отцом может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
1. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи / Э. Арутюнянц // Отец в современной семье. – Вильнюс, 2008. – С. 23-39.
2. Бархерит Г.Я. Классификация типов подростков, коррекция их поведения / Г.Я. Бархерит // Вопросы психологии. – 2010. – № 4. – С.60-67.
3. Белоусова И.В. К вопросу о девиантном поведении подростков / И.В. Белоусова, В.М. Осипов // Современное образование: Актуальные вопросы, достижения и инновации / Под ред. Н.Ю. Гуляева. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С. 127–129.
4. Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 4 / Под науч. ред. Ю.Н. Карандашева, Т.В. Сенько. – М.: Изд-во «Карандашев Ю.Н.», 2013. – 218 с.
5. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»: монография / Я.И. Гилинский. – СПб. : «Юридический центр Пресс», 2017. – 528 с.
6. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А.И. Захаров // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 59-98.
7. Кириллова Е.Б. Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению / Автореф. диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. – М., Академия управления МВД России, 2020. – 31 с.
8. Клейберг Ю.А. Теоретико-методологические обоснования психологии девиантного поведения // Методология современной психологии / Под ред. В.А. Козлова. – Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2020. – С. 149–165.
9. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения / А. Коэн. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 520 с.
10. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – М.: Эксмо-Пресс, 1999. – 522 с.
11. Матафонова Т.Н. Подростковая преступность как проблема современного общества / Т. Н. Матафонова, Л. Н. Золотарева, Е. В. Колесникова [и др.] // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). – Краснодар : Новация, 2019. – С. 4-6.
12. Мешкова Н.В., Возрастные и половые особенности личностных предикторов антисоциальной креативности / Н.В. Мешкова, С.Н. Ениколопов, В.Т. Кудрявцев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – Т.17. – № 1. – С. 60–72.
13. Ослон В.Н. Проблемы социального сиротства: социально-исторические и психологические аспекты / В.Н. Ослон // Семейная психология и семейная терапия. – 2011. – №1. – С.44-56.
14. Райгородский Д.Я. Психология личности / Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 2009. – 448с.
15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
16. Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М.: Проспект, 1999. – 514 с.
17. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
18. Сенько В.Г. Проблемы девиантного поведения детей: сущность проблем, поиск путей их решения / В.Г. Сенько, В.М. Мазовко, И.В. Мазовко // Вопросы психологии. – 2012. - № 4. – С.50-59.
19. Симончук Т.Е. Девиантное поведение в подростковом возрасте / Т.Е. Симончук // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. –2016. – №1. – С. 202 – 203.
20. Спиваковская А. С. Как быть родителями / А. С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 2006. –160 с
21. Татунец О.И. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема и аспект социальной работы / О.И. Татунец // Гуманитарный трактат. – Кемерово, 2019. – С. 12-14.
22. Фалькович Т.А. Подростки XXI века / Т.А. Фалькович. – М. : ВАКО, 2016. – 256 с.
23. Шнейдер Л. Психология семейных отношений / Л. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 502 с.
24. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. – СПб.: Питер, 2009. – 519 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты подростков по методике «СОП» А.Н. Орел.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты подростков по методике «СОП» А.Н. Орел.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты опросника «Взаимодействие родитель-ребёнок» Марковской М.М.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты изучения взаимосвязи детско-родительских отношений и склонности к отклоняющемуся поведению у подростков (ответы матерей).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты изучения взаимосвязи детско-родительских отношений и склонности к отклоняющемуся поведению у подростков (ответы матерей).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты