Формирование временных понятий у младших школьников с нарушением слуха
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование временных понятий у младших школьников с нарушением слуха»
по дисциплине: «Коррекционная педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование временных понятий у младших школьников с нарушением слуха
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Коррекционная педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
Введение
1. Сущность временных понятий
2. Этапы формирования временных понятий
3. Трудности формирования временных понятий у младших школьников с нарушением слуха
4. Способы формирования временных понятий у младших школьников с нарушением слуха
Заключение
Список использованных источников
Введение
Каждый день, каждую минуту вы сталкиваетесь с проблемой времени. Вся жизнь человека тесно связана со временем и способностью измерять, разделять и ценить время. Время является регулятором всей человеческой деятельности: ни одна деятельность не происходит без восприятия времени. По мнению Семаго Н.Я., пространственно-временные представления являются одним из основных компонентов познавательной деятельности, и их формирование необходимо для ее полноценного развития и дальнейшего приобретения знаний. С момента рождения временная ориентация происходит через чередование биологических жизненных ритмов (циклы сна-бодрствования, время приема пищи и т.д.). Детские представления о времени изучались в работах зарубежных и отечественных философов, психологов и педагогов (Л.С. Выготский, С.Д. Луцковская, Т.Д. Рихтерман и др.). Особенности пространственного и временного восприятия изучались также у детей с различными нарушениями развития, особенно у детей с нарушениями слуха, зрения и моторики (А.А. Венгер, Л.И. Переслени, Л.Б. Халилова). Л.С. Выготский показал, что представления и опыт восприятия времени у детей развиваются в процессе дошкольного и школьного обучения. В жизни младших школьников время начинает приобретать четко очерченную и определенную структуру во время обучения в школе. Его или ее ориентация во времени в значительной степени спонтанна и случайна, поскольку на этот процесс влияет множество факторов из разных источников, иногда слабо связанных друг с другом. Младшие слабослышащие школьники испытывают большие трудности, чем их слышащие сверстники, в формировании мысленных образов, в частности, нечетких, расплывчатых представлений о времени
Время – это регулятор всей человеческой деятельности. Ни одна деятельность не происходит без восприятия времени. Восприятие времени отражает продолжительность и порядок явлений и событий. Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов возбуждения и торможения. Разделение временных интервалов является следствием условных временных рефлексов (И.П. Павлов).
Особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие нормально развивающимися детьми. У детей с особенностями развития наблюдается замедленная, ограниченная восприимчивость, инактивность и недифференцированность ощущений и восприятий, что еще больше затрудняет формирование временных представлений.
Теоретическое исследование в рамках курсовой работы обусловлено необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с особенностями развития, в том числе у детей с нарушением слуха. В современной специальной педагогической и методической литературе недостаточно изучены вопросы восприятия времени, и ориентировки во времени учащимися с нарушениями слуха. А также недостаточно рассмотрены особенности формирования временных представлений и понятий у учащихся младших классов вспомогательной школы. Вместе с тем, отдельные вопросы формирования временных представлений и понятий у школьников с нарушениями слуха нашли отражение в работах М.Г. Аббасова, С.Г. Ералиевой, В.В. Эк, М.Ф. Гордеевой.
1 Сущность временных понятий
В психолого-педагогической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с формированием и развитием временных представлений у детей младшего школьного возраста. Прежде чем приступить к обзору научной литературы, необходимо сначала рассмотреть понятие «время» и раскрыть его когнитивное значение. Время – это довольно сложный когнитивный объект. Она относится к философской категории и рассматривается как форма существования материи, отражающая непрерывную эволюцию природы, общества и человеческого сознания. Все события в реальности окружающего нас мира происходят во времени. Она дисциплинирует человеческую жизнь и деятельность, люди подчиняются ее течению, даже если иногда оно остается незамеченным [1, с. 213].
Временная ориентация жизненно важна для ребенка как будущего члена общества. Умение ориентироваться во времени позволяет ребенку успешно развиваться, осваивать различные виды деятельности, познавать окружающую среду и, таким образом, готовиться к школе. Уровень развития временного восприятия детей можно отнести к одному из важнейших показателей их интеллектуальной готовности к школе. Многие положительные качества развиваются, когда ребенок планирует свою деятельность во времени, например, ориентация на цель, концентрация и организованность. Через игру, повседневные занятия и познавательную деятельность ребенок учится регулировать темп и ритм своей деятельности, учитывая фактор времени.
Слово «время» происходит от древнерусского слова «время», что означает «вращение». Время имеет несколько характеристик, которые необходимо учитывать в педагогической работе:
– оно характеризуется своей текучестью: единичная, минутная единица времени не может восприниматься сразу: «один момент», а только его последовательное прохождение;
– время необратимо: невозможно восстановить уже прошедший момент. Прошлое, настоящее и будущее не могут быть взаимозаменяемы;
– время нельзя увидеть или услышать непосредственно: его нельзя увидеть или услышать. Он не имеет видимых форм;
– со временем невозможно ничего сделать. Все действия происходят во времени, но не во времени; жить можно только во времени;
– словесные обозначения времени условны, относительны, непостоянны и переходны (утро становится днем, а день становится вечером) [2, с. 154].
Определение времени классифицируется в соответствии с общепринятой системой измерения – стандартами: секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год. Каждая из этих единиц имеет определенное числовое выражение. Отправной точкой для исчисления времени является настоящее, которое делит время на прошлое и будущее. Кинестетический и слуховой анализаторы играют ведущую роль в восприятии времени. Циклические природные явления, такие как восход и заход солнца, смена дня и ночи, океанские приливы и отливы и многие другие явления важны для восприятия времени. Основные системы человеческого организма также работают циклично. Таким образом, сам жизненный процесс, внутри и вне тела, с его постоянными циклами, ритмами и темпами, можно считать основой для переживания времени.
2 Этапы формирования временных понятий
В процессе формирования временных понятий у учащихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха, дети должны усвоить информацию, которую дети должны получать в школе:
1. Количественные представления (счет, арифметика, решение арифметических задач). Сюда входит счет вперед и назад, знание порядка цифр, счет с помощью различных анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных), счет групп предметов, деление целого на части, упражнения на запоминание цифр, сравнение наборов предметов, независимость количества предметов от их размера и порядка, порядковый счет, числа, решение арифметических задач, понятия множества и подмножества.
2. Представления о размере предметов и их измерении (высота, ширина, толщина и т.д.).
3. Понятия о геометрических фигурах и формах предметов.
4. Представление времени (времена года, дни недели, время суток).
5. Представления о пространстве (ориентация в окружающей действительности, в системе собственного тела, на противостоящем объекте, на уровне листа бумаги).
Восприятие пространственно-временных отношений непосредственно связано с отражением явлений материального мира и определяется ими. Эта закономерность достаточно очевидна в области непосредственного чувственного отражения, т.е. в области ощущений и восприятий.
Временные свойства динамики ощущений оказались неотъемлемыми свойствами ощущений, поскольку они являются сенсорной информацией из внешнего мира. Время психических реакций (как простых, так и реакций выбора) стало оцениваться как постоянный компонент ощущений и восприятий, связанный с их модальностью так же, как качество и интенсивность. Общепринято, что все без исключения модальности существуют во времени и что они являются каналом, через который поступает информация о временных свойствах внешних стимулов.
По мере совершенствования средств отражения пространства и времени увеличиваются возможности более точного и глубокого восприятия объективной реальности.
Дифференциация этих отношений влияет на развитие восприятия. При обучении детей временная и пространственная ориентация является важной предпосылкой для приобретения знаний, навыков и умений, а также для развития мышления.
3 Трудности формирования временных понятий у младших школьников с нарушением слуха
Формирование временных представлений у детей начинается позже и имеет свою специфику. Освоение времени осуществляется через практическую деятельность детей. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность различных видов деятельности. В ходе деятельности на ребенка воздействует сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения играют второстепенную роль. Поэтому в ходе специального обучения нужно организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь, то есть время должно быть предметом специального внимания детей. В ходе такой деятельности создаются условия для формирования более четких представлений о времени [18, с. 145].
В результате изменений центральной нервной системы, у большинства детей с особенностями развития отмечаются нарушения в работе всех или некоторых анализаторов. Недоразвитие мозга и связанные с этим нарушения у детей динамики нервных процессов приводят к тому, что корковый анализ и синтез раздражителей, воздействующих на ребенка, в той или иной степени нарушаются (Шиф Ж.И.)
Для детей с нарушенным слухом характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична. Поражение мозга затрагивает мыслительный процесс, а также такие процессы, как активное восприятие, произвольное внимание, память, отмечаются также нарушения моторной сферы и работоспособности. Внимание детей плохо фиксируется, легко рассеивается. Все новое усваивают очень медленно и только после многократного повторения, больше всего страдает смысловая память, недостаточно и логически опосредованное запоминание. Однако хорошо развита механическая память. В деятельности детей с особенностями развития отсутствует план, они несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности, могут длительный срок заниматься одним и тем же делом.
Формирование временных представлений и ориентировки во времени у детей с нарушенным слухом проходит с еще большими трудностями и гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся детей. Такой вывод был сделан И.И. Финкельштейном, изучившим представления и понятия о времени у детей с трудностями в обучении с первого по седьмой класс в возрасте от девяти до семнадцати лет 20, с. 98.
Свое исследование И.И. Финкельштейн проводил по трем направлениям:
- представления и понятия о времени, не связанные со счетом (бытовое время);
- представления и понятия о времени, связанные со счетом (математическое время);
- представления и понятия о времени, как об историческом отрезке (историческое время).
4 Способы формирования временных понятий у младших школьников с нарушением слуха
Практически в каждом классе есть дети, которые пришли в школу без элементарных математических знаний. С первых же уроков они оказываются в сложной ситуации: лавина незнакомых фактов, концепций, понятий, которые ученик не в состоянии осмыслить и запомнить. К этому добавляется осознание того, что для других детей все дается легко. Ребенок начинает чувствовать себя некомфортно, он теряет интерес к математике и ко всей школе. Поэтому как минимум для двух категорий учащихся первые уроки оказываются фрустрирующими.
При определении методов и приемов учитель должен учитывать, что понятие времени у них очень абстрактно [23, с. 176]. На других уроках также происходит изучение временных представлений. Например: на уроке литературного чтения проводятся беседы о временах года, названиях месяцев, на основе рассказов, сказок разных писателей.
Существует большое количество методов формирования временных представлений у младших школьников с трудностями в обучении, таких как: наблюдение, беседы, дискуссии, рассматривание тематических картинок, дидактические игры, подвижные игры, инсценировки, изобразительная деятельность, чтение художественных произведений и рассказов, моделирование и др.
Наблюдение является основным методом формирования временных понятий. Наблюдения проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Их содержанием является состояние природы, окружающей среды, виды, особенности деятельности детей и взрослых в определенное время [24, с. 213].
Во время утренней встречи воспитатель может обратить внимание ребенка на солнце, которое уже взошло и осветило все вокруг, на взрослых, которые спешат на работу, на детей, идущих в детский сад. Все это происходит утром и характеризует именно этот отрезок времени.
Вечером дети могут наблюдать другую картину: солнце садится, на улице темнеет, взрослые возвращаются с работы, а дети – из детского сада. В домах зажигается свет. Это характерные признаки наступающего вечера [25, с. 165].
Следует обратить внимание детей на положение солнца на небе, ведущую шкалу освещенности в разное время суток: преобладание синего цвета утром, желтого – днем, серого – вечером, черного – ночью.
На основе наблюдений дети выделяют индивидуальные признаки, связанные с сезонными изменениями в природе: зимой холодно, идет снег, солнце светит, но греет мало; летом тепло, все растет, растут овощи, фрукты, цветы, ягоды. Из отдельных признаков постепенно складывается общая характеристика времени года: погода, температура воздуха, продолжительность дня, состояние животных, растений, типичные действия человека в природе, сезонные изменения в одежде, праздники и развлечения и т.д.
Заключение
Осуществив теоретический анализ научной и специальной литературы по теме исследования, было установлено, что сущность временных понятий заключается в следующем. Временные представления – это представления последовательности изменений явлений и состояний бытия. Время, наряду с пространством, является универсальной базовой категорией в восприятии детьми окружающего мира. Восприятие и понимание времени как системного процесса связано с формированием и функционированием специфической функциональной системы субъективного отражения метрических и топологических свойств объективного времени.
Формирование временных понятий у учащихся младшего школьного возраста происходит в процессе реализации этапов. Представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чувство времени. При переходе в школу из дошкольного учреждения дети должны уметь различать и называть части суток, знать их последовательность. Последовательно называть дни недели, называть, какой день был вчера, какой будет завтра. Дети должны знать название текущего месяца и их последовательность. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на чувственной основе, то есть на переживании длительности времени в процессе разнообразной деятельности, которая по-разному эмоционально окрашена, а также на наблюдениях за явлениями и событиями окружающей жизни. Дошкольный возраст можно охарактеризовать как начальный этап формирования «теоретических» знаний дошкольника об ориентировке во времени и становления единства чувственного и логического отражения во времени. В период младшего школьного возраста у учащихся с нарушением слуха закрепляется процесс формирования временных понятий и представлений.
В процессе формирования временных понятий у младших школьников с нарушением слуха возникают следующие трудности. В результате изменений центральной нервной системы, у большинства учащихся с нарушениями слуха отмечаются нарушения в работе всех или некоторых анализаторов. Недоразвитие мозга и связанные с этим нарушения у детей динамики нервных процессов приводят к тому, что корковый анализ и синтез раздражителей, воздействующих на ребенка, в той или иной степени нарушаются. Для детей с нарушенным слухом характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична. Внимание детей плохо фиксируется, легко рассеивается. Все новое усваивают очень медленно и только после многократного повторения, больше всего страдает смысловая память, недостаточно и логически опосредованное запоминание. Однако хорошо развита механическая память. В деятельности детей с особенностями развития отсутствует план, они несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности, могут длительный срок заниматься одним и тем же делом. Формирование временных представлений и ориентировки во времени у детей с нарушенным слухом проходит с еще большими трудностями и гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся детей.
1 Актуальные вопросы методики преподавания математики: Сборник трудов. – М.: МГПИ, 1981 – 140 с.
2 Атаханов, Р.А. К диагностике развития математического мышления учащихся вспомогательной школы / Р.А. Атаханов // Вопросы психологии, 1992 – №1, 2 – С. 60.
3 Бантова, Н.А., Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах Учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ. (спец. № 2001) – Под ред. М.А. Бантовой. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.
4 Аббасов, М.Г. Особенности восприятия, представления и понимания времени учащимися вспомогательной школы / М.Г. Абассов // Дефектология. – 1983. – №2. – С. 30-32.
5 Воронина, М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы / М.В. Воронина // Дефектология. – 1996. – №3. – С. 20-25.
6 Воронина, М.В. Особенности временных представлений у умственно отсталых первоклассников / М.В. Воронина // Дефектология. – 1994. – №5. – С. 11-14.
7 Гончарова, Е.Л. Задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантантами / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Дефектология. – 2013. – №6. – С. 23-32.
8 Ералиева, С.Г. Некоторые аспекты регуляции деятельности в связи с ориентировкой во времени старших дошкольников с нарушением умственного развития / С.Г. Ералиева //Дефектология. – 1983. – №6. – С. 13-16.
9 Ералиева, С.Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста / С.Г. Ералиева // Дефектология. – 1983. – №2. – С. 10-12.
10 Мельникова, В.А. Формирование у детей с умственной недостаточностью знаний о мерах времени // Дэфекталогiя. – 1998. – № 3. – С. 21-28
11 Атаханов, Р.А. К диагностике развития математического мышления учащихся вспомогательной школы / Р.А. Атаханов // Вопросы психологии. – 1992 – №1,2 – С. 60.
12 Программы вспомогательной школы с русским языком обучения. Русский язык. Математика. Беларуская мова. Социально-бытовая ориентировка. Человек и мир. Изобразительное искусство. Физическая культура. I класс. – Минск, 2000.
13 Тарабарина, Т.Д. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.Д. Тарабарина, Е.И. Соколова – Ярославль: Академия развития, 1996. – 237 с.
14 Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы / В.В. Эк – М.: «Просвещение», 2005 – 214 с.
15 Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы / В.В. Эк – М.: «Просвещение», 2005 – 214 с.
16 Моро, М.И. Методика обучения математике в 1-3 классах / М.И. Моро, А.М. Пышкало. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1978. – 336 с.
17 Скаткин, Л.Н. Методы начального обучения математике: сборник статей / Ред. Л.Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 1965. – 200 с.
18 Орлова, Л.В. Что такое интеллектуальная пассивность?// Начальная школа. – 1996. – №7. – С. 26-29.
19 Аббасов, М.Г. Особенности восприятия, представления и понимания времени учащимися вспомогательной школы / М.Г. Абассов // Дефектология. – 1983. – №2. – С. 30-32.
20 Салгина, Н.Г., Сохина, В.Т. Обучение математике в начальной школе / под ред. П.Я. Гальперина. – М, 1975 – 184 с.
21 Романенко, О.В. Изучение особенностей операционной стороны мышления учащихся вспомогательной школы / О.В. Романенко // Дефектология. – 1989. – №5/6. – С. 8.
22 Гриханов, В.П. Об особенностях программы по математике для вспомогательной школы / В. П. Гриханов // Дэфекталогiя. – 1998. – №1. – С. 47-49
23 Кокорина, Т.Е. Индивидуальная программа развития – механизм комплексной реабилитации ребенка – инвалида / Т. Е. Кокорина, Л.В. Салина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2014. – №1. – С. 71-91.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты