Сравнение уровня тревожности пар состоящих в браке, в браке с детьми и пар не состоящих в браке
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сравнение уровня тревожности пар состоящих в браке, в браке с детьми и пар не состоящих в браке»
по дисциплине: «Семейная психология»
2021
45.00 BYN
Сравнение уровня тревожности пар состоящих в браке, в браке с детьми и пар не состоящих в браке
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Семейная психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Шкала психологического благополучия» К.Рифф (адаптация Шевеленковой Т.Д., П.П. Фесенко).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Первичный эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ ПАР С РАЗЛИЧНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ
1.1. Сущность понятия тревожности в современной психологии
1.2. Характеристика тревожности и причины ее возникновения в семьях с различным семейным статусом
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
2. ЭМПИРИЧЕСОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ ПАР С РАЗЛИЧНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В психологической науке исследованием сущность понятия «тревожность» занималось большое количество авторов, которые анализировали данный феномен с различных подходов. С психологической точки зрения тревожность представляет собой ответную реакцию организма на стрессы, возникающие в процессе социального взаимодействия, и находит свое отражение в повышенном чувстве беспокойства, повышения напряженного состояния или ощущении подавленности. В психологии выделяют такое понятие как личностная тревожность, под которой принято понимать некоторую установленную или сформиванную характеристику личности, которая показывает степень подверженности личности к чувству тревоги. С одной стороны чувство тревоги выступает компонентом, который способствует воспринимать окружающие события ил ситуации, как наносящие угрозу. С другой стороны тревожность является причиной благоприятного приспособления личности человека к окружающим событиям, действительности.
В настоящем современном мире на человека оказывает воздействие большое количество стрессовых ситуаций, личность человека постоянно подвержена возникновению чувства тревожного состояния. По причине этого в психологической науке особенно актуальным становится проблема исследования причин и факторов возникновения тревоги в различных жизненных ситуациях.
Семейные взаимоотношения представляют собой некоторый союз людей, которые ведут общий семейный быт, находятся в постоянном взаимодействии, оказывают психологическое и эмоциональное воздействие на своего брачного партнера. Для сохранения благоприятного и долговременного семейного союза необходимым является снижение вероятности возникновения стрессовых ситуаций, снижение вероятности возникновения чувства тревоги. В психологии недостаточно изученным остается вопрос о причинах, факторах возникновения тревоги у личностей, состоявших в различных статусах семейных взаимоотношений.
Феномен тревожности изучали такие зарубежные ученые, как: К. Хорни, Дж. Салливан, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Изард и др. Среди отечественных авторов, которые обращались к проблеме тревожности, можно назвать работах Н.А. Аминова, В.М. Астапова, А.И. Захаров, A.M. Прихожан, Ж.М. Глозмана, В.В. Зоткина, В.А. Ганзена, Г.Ш. Габдрееву, Н.В. Имедадзе, Л.В. Макшанцеву и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ ПАР С РАЗЛИЧНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ
1.1. Сущность понятия тревожности в современной психологии
Феномен тревожности изучали такие зарубежные ученые, как: К. Хорни, Дж. Салливан, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Изард и др. Среди отечественных авторов, которые обращались к проблеме тревожности, можно назвать работах Н.А. Аминова, В.М. Астапова, А.И. Захаров, A.M. Прихожан, Ж.М. Глозмана, В.В. Зоткина, В.А. Ганзена, Г.Ш. Габдрееву, Н.В. Имедадзе, Л.В. Макшанцеву и др.
В психологической науке существует большое количество формулировок понятия тревожности. Если проанализировать зарубежных авторов, то можно сказать, что тревожность представляет собой некоторое сложное явление, которое имеет множество характеристик. При этом автор или представитель каждого зарубежного подхода учитывает признаки или компоненты, которые вытекают из некоторых теоретических положений [15, с. 87].
Среди зарубежных авторов исследованием сущности понятия тревожности занимался З. Фрейд. Под тревожностью он понимал некоторое эмоциональное положение личности, при котором находит свое проявление чувства переживания, страха, беспомощности ил бессилия. Например, известный представитель зарубежной психологии А. Адлер под тревожностью понимает признак нервозного состояния личности, т.е. отражение нарушения в поведении личности. При этом личность можно назвать неактивной или пассивной, которой свойственно присутствие отставание интереса к социальному обществу, отсутствие общественных интересов [1, с. 148].
Авторы Х. Хорни и Э. Фромм в качестве причин, по которым может возникнуть чувство тревоги, называют отклонения, которые возникают в процессе общения с близкими или родными людьми. Э. Фромм полагает, что именно тревожное состояние помогает человеку потерять чувство свободы. Исследователи объясняют, что чувство тревоги возникает по причине аспектов межличностного общения или взаимодействия [28, с. 94].
В теоретическом аспекте представителя зарубежной психологии К. Хорн тревожность анализируется как некоторый полученный итог отсутствия безопасного положения в процессе межличностного общения. Автор выделяет такое понятие, как «базальная тревога». Под базальной тревогой автор К. Хорни понимает чувство тревоги, которое приведет к появлению новых защитных механизмов со стороны невротической системы. По мнению исследователя самым главным конфликтным внутренним состоянием, которое приводит к возникновению чувства тревоги является чувство, которое формируется еще в период детства, а именно привязанности и любви к своим родителям. Тревожность в данном аспекте появляется по причине: близкие не всегда понимают, когда ребенку требуется помощь, посодействовать, проявить любовь и заботу в процессе общения со своим чадом. Ребенок начинает чувствовать себя беспомощным, одиноким и у него возникает чувство тревог [28, с. 87].
2. ЭМПИРИЧЕСОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ ПАР С РАЗЛИЧНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ
2.1 Организация и методы исследования
Согласно цели данной курсовой работы, было проведено эмпирическое исследование проблемы тревожности у пар с различным семейным статусом.
Исследование проходило в несколько этапов:
1. Мотивационный этап
2. Диагностический этап.
3. Этап обработки данных.
4. Интерпретационный этап.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие три пары 25-40 лет: 5 пар с детьми, 5 пар не в браке и 5 пар в браке.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина)
Цель: изучение личностной тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики, которая отражает предрасположенность субъекта к тревоге.
Опросник содержит 40 вопросов, который состоит из двух шкал. Обработка полученных данных осуществляется с помощью ключа.
Критерий оценки:
до 30 – низкая тревожность;
31 - 45 – умеренная тревожность;
46 и более – высокая тревожность (Приложение 1).
2. «Шкала психологического благополучия» К. Рифф.
Цель: измерение психологического благополучия.
Опросник представляет собой адаптированный на русском языке вариант англоязычной методики The scales of psychological well-being, разработанный К. Рифф. Методика была несколько раз валидизирована в различных вариантах. Существует несколько вариантов методики: из 120, 84, 54 и 18 пунктов. Наиболее распространённой является версия из 84 пунктов, в которой на каждую из 6 шкал приходится по 14 утверждений. Каждая шкала содержит по 8 пунктов, а каждый пункт может быть максимально оценен на три балла, поэтому максимальное значение по шкале может быть равно 24 баллам. Исходя из этого, средним теоретическим значением является 12 баллов.
Критерий оценки: значения от 0 до 8 баллов соответствуют низким значениям по шкале, от 9 до 16 – средним значениям и от 17 до 24 – высоким значениям (Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив сущность тревожности в работах представителей отечественной и зарубежной психологии, под тревогой в данной работе будем понимать некоторое психическое состояние личности человека, которое представляет собой ответную реакцию личности на стрессовые ситуации, возникающие в процессе межличностного общения или под воздействием других социальных фактором и проявляются в появлении чувства страха, волнения, беспокойства, негативных мыслей и т.д. В психологи принято выделять личностную тревожность, под которой понимают некоторую постоянную личностную характеристику, которая характеризует предрасположенность данной личности к проявлению тревожного состояния. Ситуативная тревожность представляет собой некоторое отрицательное воздействие на личность человека, которое имеет взаимосвязь с изменениями, которые касаются нервной и психической деятельности человека. Тревожность это нормальное состояние человека, не препятствующее его личностному развитию, нормально и спокойно переживается человеком во время возникновения жизненных ситуаций. Тревожное состояние может оказывать положительное воздействие на развитие личности человека: она может выступать стабилизатором психики человека.
В жизни многих семей в настоящее время проявляются большое количество неблагополучных факторов семейных взаимоотношений. Они возникают по причине психологической неграмотности при вступлении в брак. Семьи переживают сегодня трудный период, о чем свидетельствуют рост разводов и одиночества, падение ценности семьи, снижение уровня рождаемости и т.д. Брачный союз в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся так называемыми нормативными кризисами. Их острота во многом определяется культурой межличностных отношений супругов, их способностью пересматривать свои ошибочные взгляды, стремлением поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, в результате чего супруги приобретают ряд отрицательных свойств личности: агрессия, тревога, стресс, эмоциональное выгорание, депрессия и др. Проблема исследования тревоги в семейных отношениях относится к числу наиболее актуальных направлений современной психологии. Развитие тревоги в семейных взаимоотношениях рассматривается как важная научная проблема в связи с его влиянием на здоровье человека, качество жизни и внутрисемейные отношения. Поэтому необходимо выявление общих и специальных факторов риска возникновения тревожности для различных семей с различным семейным статусом.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М. : изд-во Институт психотерапии, 2007. – 224 с.
2. Алёшина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М. : Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
3. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с.
4. Баландина, Л.Л. Удовлетворенность браком в системе родительско-детских и супружеских отношений / Л.Л. Баландина // Вестник Пермского гос. гуманитарно-пед. университета. – 2014. – №1. – 125–136.
5. Воеводина, Ю.С. Незарегистрированный брак как социальный механизм формирования брачно-семейных отношений в российском обществе: методология социологического анализа / Ю.С. Воеводина. – М., 2009. – 214 с.
6. Волкова, А.Н. Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП) // Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкин, Т.Ф. Велента. – СПб. : Речь, 2007. – С. 184-194.
7. Грибкова, О.В. Взаимосвязь личностной тревожности и интеллекта у студентов младших курсов гуманитарных специальностей / О.В. Грибкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2012. – №1. – С. 3–8.
8. Давыдова, С.Е. Особенности формирования и коррекции тревожности / С. Е. Давыдова, Т.Ю. Хабарова // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 259-261.
9. Иванова, Т.Н. Супружеские роли в условиях трансформации современного общества / Т.Н. Иванова, М.В. Устинова // Концепт. – 2016. – Т. 38. – С. 70-74
10. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – М.: Издательство: Директ-Медиа, 2008. – 954 с.
11. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития: Сборник / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб. : Речь, 2010. – 174 с.
12. Кияшко, Д.Ю. Тревожность: внутриличностные детерминанты / Д. Ю. Кияшко // Материалы XXI Регион. науч.-практ. конференции преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, Витебск, 11-12 февраля 2016 г. : в 2 т. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2016. – Т. 2. – С. 23-24.
13. Комкова, Е.И. Современные исследования когнитивно-личностного развития на разных этапах онтогенеза / Е.И. Комкова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – Т. 8, № 3. – С. 139–146.
14. Король, Н.В. Особенности жизненных ценностей партнеров, состоящих в зарегистрированном и незарегистрированном браке / Н.В. Король // Философия и социальные науки. – 2015. – № 1. – С. 84-88.
15. Корсакова, Н.К. Связь тревожности и продуктивности познавательной деятельности / Н. К. Корсакова, И.А. Володарская // Психология в вузе. – 2010. – № 4. – С. 84–94.
16. Лагонда, Г.В. К проблеме создания психологической теории брака / Г.В. Лагонда // Психологический журнал. – 2007. – № 2 (14). – С. 72–81.
17. Миронова, Ю.Г. Сожительство как альтернативная форма семейно-брачных отношений в современном российском обществе / Ю.Г. Миронова, Н.А. Тырнова // Вестник ВолГУ. – 2014. – № 3. – С. 54-60.
18. Митина, М.А. Представления о семейных ценностях у супругов с различным стажем семейной жизни / М.А. Митина // Человеческий капитал. – 2016. – № 3 (87). – С. 29–31.
19. Мэй, Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. – М., 2001. – 416 с.
20. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 563 с.
21. Поздняков, В.П. Доверие и ответственность как факторы отношения к партнеру в незарегистрированном браке / В.П. Поздняков, Ю.М. Панфилова // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. – Тверь, 2017. – С. 119-122.
22. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – С.38-48.
23. Степанов, С.С. Тревожность и ее проявления / С.С. Степанов // Семья и школа. – 2014. – №1. – С.136-148.
24. Савенышева, С.С. Удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие и удовлетворенность браком в период взрослости / С.С. Савентышева // Мир науки. – 2017. – № 1. – С. 1-4.
25. Савенышева, С.С. Динамика супружеских отношений при переходе к родительству: анализ зарубежных исследований / С.С. Савентышева // Психологические исследования. – 2016. – № 47. – Т.9. – С. 11.
26. Сафина, Н.Х. Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Н.Х. Сафина, 2004. – 146 с.
27. Тест на удовлетворенность браком (Е. Ю. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская) // Психология современной семьи // Т. В. Андреева. – СПб., 2006. – С. 424–427.
28. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М., 2003. – 208 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Шкала психологического благополучия» К.Рифф (адаптация Шевеленковой Т.Д., П.П. Фесенко).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Первичный эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты