Формирование дифференцированных представлений о форме у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование дифференцированных представлений о форме у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
2021
45.00 BYN
Формирование дифференцированных представлений о форме у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Дидактические игры для формирования дифференцированных представлений о форме у учащихся 7-8 лет.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1 Общая характеристика познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Особенности формирования представлений о форме у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Методика формирования дифференцированных представлений о форме у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях
2.2 Цели, задачи и содержание работы по формированию дифференцированных представлений о форме у учащихся 7-8 лет с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях
2.3 Конспекты коррекционных занятий по формированию дифференцированных представлений о форме у учащихся 7-8 лет с интеллектуальной недостаточностью
2.4 Дидактический материал для проведения коррекционных занятий по формированию дифференцированных представлений о форме у учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дифференцированные представления о форме относятся к области элементарных математических знаний, которые нужны для формирования у учащихся базовых житейских, а также научных понятий. Для полноценно умственного развития учащимся требуется полноценное приобретение ими всех основных математических представлений, активно влияющих на развитие умственных действий, которые нужны для изучения окружающего мира, а также ориентировки в пространстве. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями являются специфичной категорией, которая интегрирует в себе учеников с различной выраженностью поражения психических познавательных процессов.
Недооценка возможностей усвоения дифференцированных представлений о форме учащимися младшего школьного возраста обуславливает и неоправданно низкие требования к отбору его содержания. Так, позднее знакомство учащихся с фигурами и формами снижает в дальнейшем успешность обучения геометрическим понятиям, поскольку учащиеся лишены возможности применять предметы окружающего мира для создания адекватных геометрических представлений, а именно умений ориентироваться в пространстве.
Способности к дифференцированию форм предметов у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью изучены недостаточно. У обучающихся этой категории формирование математических представлений реализуется более сложно. Анализу проблемы формирования элементарных математических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями, были посвящены экспериментальные исследования Л.Б. Баряева, А.П. Зарина, О.П. Гаврилушкиной, Г.М. Капустиной, Е.А. Стребелевой и других. В работах этих авторов описаны теоретические и прикладные части проблемы формирования дифференцированных представлений о форме предметов, а также использования этих сведений в жизни. Вопросы особенностей математических представлений у обучающихся с умственной отсталостью рассмотрены в работах Л.В. Кузнецовой, Н.Г. Морозовой, А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой.
Анализ экспериментальных исследований показывает, что особенности формирования дифференцированных представлений о форме у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях недостаточно изучены и не имеют четких методических разработок и рекомендации в отношении учащихся с интеллектуальными нарушениями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1 Общая характеристика познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Термином «интеллектуальная недостаточность» в коррекционной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Ученые, изучавшие психические процессы и возможности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (Т. А. Власова, М.С. Певзнер, В. И. Лубовский, Л.В. Кузнецова и др.), выявили ряд специфических особенностей в их познавательной деятельности.
Учащиеся младших классов с интеллектуальной недостаточностью характеризуются наличием выраженных нарушений внимания, что в значительной мере мешает их обучению, способствует появлению множества ошибок при выполнении даже таких заданий, которые по уровню развития их познавательной деятельности им вполне доступны. Невнимательность детей с интеллектуальной недостаточностью в определенной мере обусловлена слабостью их волевой сферы. Они не могут в должной мере сосредоточиться на выполняемой деятельности, работать, не отвлекаясь [15, с.50].
Среди основных недостатков внимания детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объёма. У детей данной категории непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности и связано с высшей нервной деятельностью.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна недостаточная дифференцированность зрительного восприятия, которая обнаруживается в неточном распознавании детьми близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии выделения характерных для них частей, частиц, пропорций и других своеобразий строения. Отмечается также более частое, чем при нормальном развитии, снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности. Для умственно отсталых детей характерно своеобразное узнавание объектов и явлений. Они склонны отождествлять в некоторой мере сходные предметы.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Методика формирования дифференцированных представлений о форме у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях
Методика формирования дифференцированных представлений о форме у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях ставит своей целью то, что учащиеся должны не просто усвоить названия геометрических фигур и тел. Они должны научиться их различать и находить сходство на основе изучения их свойств, но и научиться распознавать их форму на окружающих предметах, т.е. они должны уметь применять геометрические знания на практике.
Мотивация введения понятий о форме осуществляется посредством рассмотрения моделей геометрических фигур (треугольника, квадрата, окружности, куба, цилиндра и др.), предметов окружающей обстановки (классной комнаты, учебных принадлежностей, железнодорожных рельсов и т.п.), тем самым происходит использование наглядно-чувственной основы, обеспечивающей широкое и разностороннее ознакомление учащихся с конкретными формами на основе геометрического материала [7, с. 58]. Такое непосредственное восприятие, осуществляемое в определенной ситуации, создает предпосылки для успешного обогащения чувственного опыта школьников с нарушением интеллекта разнообразными по форме, положению в пространстве образами геометрических фигур.
Методика формирования дифференцированных представлений о форме у учащихся с интеллектуальной недостаточностью предполагает следующий алгоритм работы на коррекционных занятиях:
− педагог показывает геометрическую фигуру, называет соответствующую ей форму;
− предлагает учащимся показать такую же, назвать ее;
− предлагает учащимся найти ее среди других;
− предлагает детям обследовать данную форму, найти ее отличительные признаки;
− предлагает детям назвать признаки определенной формы;
− предлагает детям сравнить ее с другими формами;
− предлагает детям выполнить практические действия с предметом определенной формы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Форма – представляет собой базовое свойство предмета, которое воспринимается посредством зрительного и осязательного анализаторов, и позволяющее отличать предметы друг от друга. Человечеством создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов. Это система геометрических фигур. Геометрические фигуры выступают образцами, эталонами формы реальных предметов или их частей. С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происходит уподобление одного предмета другому по форме. Значительную роль в познании формы предметов играют геометрические фигуры, с которыми сопоставляются жизненные предметы.
Для овладения представлениями о форме предметов необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи). Именно эти способности, необходимые для успешного формирования представлений о форме у учащихся с легкой степенью умственной отсталости развиты чрезвычайно слабо. Дети с нарушениями интеллекта склонны заменять названия геометрических форм названиями конкретных предметов, действий. Учащиеся с нарушением интеллекта затрудняются в соотнесении форм объектов с абстрактными геометрическими фигурами. Эти школьники испытывают затруднения при выделении геометрических фигур в нерасчлененном контуре, в том числе и в образцах.
Методика формирования дифференцированных представлений о форме у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях включает в себя: усвоить названия геометрических фигур и тел, научиться их различать и находить сходство на основе изучения их свойств, научиться распознавать их форму на окру-жающих предметах, т.е. учащиеся должны уметь применять геометричес-кие знания на практике. Рассматривание и сравнение форм предметов проводят в определенном порядке; Что это? Какой формы? Чем отличаются? Чем похожи? Для закрепления и уточнения знаний дают различного рода задания на воспроизведение формы предмета. Дети вырезают плоские фигуры определенной формы из бумаги, лепят объемные из пластилина, преобразуют фигуры, получают из них другие. Используют упражнения в зарисовке геометрических фигур. В работе с детьми большую пользу приносят занимательные игры и упражнения геометрического содержания. Они развивают интерес к математическим знаниям, способствуют формированию умственных способностей учащихся. В соответствии с программой коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» для І–V классов учебного плана для детей с интеллектуальной недостаточностью порядок формирования дифференцированных представлений о форме предметов отражен в разделе под названием «Развитие пространственной ориентировки и мышления». Также на коррекционных занятиях происходит формирование прочной связи между формой и её словесным обозначением.
1. Антипанова, Н.А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта / Н.А. Антипанова, М.А Дацко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-detey-s-narusheniyami-intellekta.
2. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие школьников / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80 с.
3. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школь¬ников / С.Ю. Бородулина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 352 с.
4. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / под. ред. Т.С. Будько. – Брест, 2006. – 46с.
5. Гладкая, В.В. Типы, структура и методика проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями / В.В. Гладкая // Спецыяльная адукацыя. – 2009. – №5. – С.25-31.
6. Кларина, Л.М. Дети и знаки: буквы, цифры, геометрические формы. – М.: Новая школа, 2013. – 108с.
7. Кудряшова, Ф.Р. Дидактическая игра как средство развития наглядно-образного мышления младших школьников // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 57-59.
8. Лисовская, Т.В. Итоговые контрольные работы по математике в младших классах первого отд. вспом. шк. / Т.В. Лисовская // Дэфекталогія. – 2004. – № 4 – С. 17-27.
9. Лисовская, Т.В. Математика: учеб. пособие для учащихся 1 кл. первого отд. вспом. шк. / Т.В. Лисовская. – Минск: Народная асвета, 2014. – 104 с.
10. Лисовская, Т.В. Математика. Рабочая тетрадь : учеб. пособие для первого кл. первого отд. вспом. шк. с рус. яз. обучения / Т. В. Лисовская. – Минск : Народная асвета, 2014. – 39 с.
11. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. – М.: Юнити, 2012. – 142с.
12. Образовательный стандарт: специальное образование. Основные нормативы и требования [Электронный ресурс]. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – Режим доступа: www.adu.by.
13. Программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» для І–X классов учебного плана первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс]. – Минск: 2019. – Режим доступа: https://adu.by/.
14. Поддьяков, Н.Н. Мышление школьника / Н.Н. Поддьяков – Волгоград: Изд-во ВГУ, 2015. – 173 с.
15. Пузанов, Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие / Б. П. Пузанова. – М. : ВЛАДОС, 2011. – 416 с.
16. Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е. С. Слепович. – Минск: НИО, 2012. – 415 с.
17. Трофимова Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова [и др.]. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
18. Фантазируй и рисуй: фигуры и формы. – М.: Феникс-Премьер, 2015. – 31с.
19. Хитрюк, В.В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие / В.В. Хитрюк. – Барановичи: РИО БарГУ, 2011. – 195 с.
20. Чеплашкина, И.Н. Математика - это интересно / И.Н. Чеплашкина. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 206c.
21. Шинкаренко, В.А. Занятия по развитию познавательной деятельности в младших классах I отделения вспомогательной школы / В.А. Шинкаренко // Дэфекталогiя. – 2006. – №3. – С.23-28.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Дидактические игры для формирования дифференцированных представлений о форме у учащихся 7-8 лет.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты