Методики закрепления музыкальной информации в долговременной памяти младших школьников
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методики закрепления музыкальной информации в долговременной памяти младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
45.00 BYN
Методики закрепления музыкальной информации в долговременной памяти младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Организация: Средняя общеобразовательная школа №2, ГУО (г. Рогачев)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводная таблица данных диагностики.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Память и ее виды
1.2 Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте
1.3 Методики развития музыкальной памяти младших школьников и закрепления музыкальной информации
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК ЗАКРЕПЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования
2.3 Комплекс методик для закрепления музыкальной информации в долговременной памяти у учащихся младшего школьного возраста
2.4 Результаты контрольного этапа исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что при обучении в школе зачастую встаёт проблема неуспеваемости отдельных учащихся. Довольно часто причиной неуспеваемости становится недостаточно высокий уровень развития психических процессов, в том числе и памяти, у учащихся. В связи с этим важное значение приобретает поиск эффективных приемов развития памяти и закрепления информации в долговременной памяти. В разнообразных видах деятельности, в том числе и в музыкальной, достаточно эффективно происходит развитие памяти учащихся младшего школьного возраста. Это обусловлено тем, что музыка является знакомой, понятной для восприятия. Разнообразный музыкальный материал представляет интерес для учащихся, поскольку уроки музыки имеют выраженные отличия от иных учебных предметов, на уроке доминирует практический вид деятельности над теоретическим. Следует указать, что память, позволяющая сохранить музыкальную информацию, тесно связана с мнестической деятельностью в общем. Следовательно, если развивать данный познавательный процесс с помощью музыки, то возможно повысить ряд показателей памяти не только музыкального материала, но также и иного учебного материала. В этой связи развитие музыкальной памяти предполагает ее развитие не отдельно от других психических процессов, а непосредственно в тесной связи с иными музыкальными способностями.
Исследованием памяти занимались такие учёные, как П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, и др. По данным этих авторов с переходом на новую ступеньку в возрастном развитии происходит изменение не отдельного психического процесса памяти, а происходит совершенствование отдельных ее функций, посредством которых реализуется процесс запоминания, происходит изменение межфункциональных связей и отношений, которые интегрируют память с иными познавательными процессами. В этой связи следует проводить изучение не структуры памяти, а анализировать ее взаимосвязь ее с иными процессами. Проблема закрепления музыкальной информации у младших школьников имеет важное научное и практическое значение, поскольку память играет важную роль в обучении. При этом важно учитывать возрастные особенности памяти младшего школьника.
Объект исследования: память как психический познавательный процесс.
Предмет исследования: методики закрепления музыкальной информации в долговременной памяти младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать методики закрепления музыкальной информации в долговременной памяти младших школьников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Память и ее виды
В ходе теоретического обзора проблемы памяти, а также разнообразных мнемических процессов можно констатировать, что мнения ученых расходятся в трактовке определения понятия «память». Отдельные авторы [15] описывают память как процесс формирования ряда ассоциаций между отдельными впечатлениями, которые непосредственно идут друг за другом. Часть отечественных авторов [13], трактуют память в качестве разновидности психического отражения, которое имеет тесную связь с процессом запечатления информации, ее сохранения, последующего воспроизведения, а также участвует в ходе переработки человеком получаемой информации. Некоторые ученые [9; 19] трактуют память и ее процессы как некую способность зафиксировать отдельный факт осуществления взаимодействия со средой, затем непосредственно сохра¬нять результат проведенного взаимодействия посредством накопленного опыта и применять его в конкретном поведении, а также в практической деятельности.
Обобщив определения понятия «память» можно сформулировать следующее обобщенное определение: память является отдельной формой психического отражения, состоящей в том, что происходит закрепление, сохранение и дальнейшее воспроизведение накопленного опыта, что делает возможным последующее применение опыта в конкретной деятельности или же возвращение данного опыта непосредственно в сознание.
Память как психический процесс – это наша способность кодировать, хранить, сохранять и впоследствии вспоминать информацию и прошлый опыт. В общих чертах это можно рассматривать как использование прошлого опыта для воздействия или влияния на текущее поведение. Память – это совокупность того, что мы помним, и она дает нам возможность учиться и адаптироваться из предыдущего опыта, а также строить отношения. Это способность вспоминать прошлый опыт и способность или процесс вспоминания ранее усвоенных фактов, опыта, впечатлений, навыков и привычек. Это набор вещей, изученных и сохраненных в результате нашей деятельности или опыта, о чем свидетельствует изменение структуры или поведения или воспоминания и узнавание [13, с. 12].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК ЗАКРЕПЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Процедура и методы исследования
С целью оценки уровня развития музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста, было проведено исследование. В исследовании приняли участие 25 учащихся 3 «А» класса младшего школьного возраста (возраст 8-9 лет). Исследование было проведено на базе ГУО «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Рогачева».
Уровень развития музыкальной памяти младших школьников определялся по качеству выполненных заданий, среди которых: повтор за педагогом песенок, напевов, звуков, музыкальных фраз, запоминание ритма, узнавание на слух созвучий и тембровой окраски музыкального инструмента. Проводилась оценка сохранения музыкальной информации в долговременной памяти, то есть через час после предъявления музыкальной информации.
На подготовительном этапе мы подобрали методики, используя которые, можно выявить уровень развития музыкальной памяти. В качестве диагностического материала были выбраны аудиозаписи музыкальных инструментов, иллюстрации, ноты детских песен, ритмические рисунки, составлены аккордовые последовательности.
Применяемые диагностические методики исследования:
1. Методика «Повтори мелодию» (В.П. Анисимов) [21].
Цель: определение уровня сформированности долговременной мелодической памяти у младших школьников.
Описание: учащемуся предлагается спустя час после предъявления напеть детскую песенку, сыгранную педагогом.
Оценка результатов:
– 3 балла – если во время повтора ребенок воспроизводит музыкальную песенку целиком с первого представления;
– 2 балла – если во время повтора песенки ребенок воспроизводит мелодию частично правильно;
– 1 балл – если ребенок неверно исполняет песенку после нескольких (3-х и более) показов.
Используемые материалы: фортепиано, нотный текст детских одноголосных песен.
2. Методика «Ритмический рисунок» (В.П. Анисимов) [21].
Цель: определение уровня сформированности долговременной ритмической памяти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память является отдельной формой психического отражения, состоящей в том, что происходит закрепление, сохранение и дальнейшее воспроизведение накопленного опыта, что делает возможным последующее применение опыта в конкретной деятельности или же возвращение данного опыта непосредственно в сознание. К настоящему времени имеется ряд оснований, позволяющих выделить виды памяти. В качестве первого основания для выделения видов памяти является разделение ее видов в зависимости от времени сохранения материала. Соответственно, опираясь на первое основание выделения, описаны следующие виды памяти: мгновенная память, кратковременная память, оперативная память, долговременная память, а также выделен и такой ее вид как генетическая память. Второе основание зависит о доминирующего анализатора, который участвует при запоминания, затем в сохранении и последующем воспроизведении усвоенного материала. В качестве третьего основания для выделения видов памяти выделяется доминирующий тип психической активности.
Под воздействием обучения в период младшего школьного возраста происходит развитие памяти в двух взаимосвязанных направлениях: происходит усиление значения словесно-логического, то есть смыслового запоминания (поскольку в первом классе однозначно доминировала наглядно-образная память, ученики прибегали к механическому повторению для запоминания материала, не учитывая имеющиеся смысловые связи). В данном случае педагогу важно научить школьников отличать поставленные задачи запоминания: в частности, что следует запомнить дословно, а какой материал следует запомнить только в общем, уловить его суть. В ходе непосредственно учебной деятельности происходит выраженное развитие произвольной памяти. Примечательно, что уже во 2 и 3 классе показатель продуктивности памяти резко возрастает по сравнению с учащимися 1 классов. Согласно данным ряда исследований показано, что в последующем два вида памяти начинают совместно развиваться, и оказываются в тесной взаимосвязи.
Музыкальная память является способностью запоминать, затем сохранять и впоследствии воспроизводить предъявленный музыкальный материал. В процессе музыкальных занятий в младших классах в качестве ведущих видов музыкальной памяти выступают ритмическая память, гармоническая память, мелодическая, а также тембровая память. В настоящее время в психологии конкретные приемы для эффективного запоминания музыкальной информации могут быть разделены на базовые три группы: первая – смысловая группировка, вторая – смысловых пункты опоры и третья – определенные процессы для соотнесения. Опираясь на данные приемы, выделены конкретные способы проведения работы по заучиванию новой музыкальной информации.
1. Бегиева, Б. М. Развитие произвольного запоминания у младших школьников // Вопросы науки и образования : электрон. журн. – 2021. – №6. – С. 20-23.
2. Беляков, Д. О. Память и ее значение для человека // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2016. – № 13. – С. 52–55.
3. Винокурова, Е. Некоторые секреты развития музыкальных способностей / О.Лучинина, Е. Винокурова. – Астрахань: Проект "LENOLIUS", 2010. – 79 с.
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии: учеб. пособие / Л.С.Выготский. – М. : Юрайт, 2017. – 200 с.
5. Гурьянова, Н.В. Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения // Аллея науки : электрон. журн. – 2020. – Т.2, №5(44). – С. 831-835.
6. Дьяченко, И. Ю. Теория и методика музыкального воспитания / И. Ю. Дьяченко. – Тюмень, 2014. – 91 с.
7. Дюпина, С.А. Изучение мнемических способностей младших школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – №1. – С. 57-60.
8. Ефимова, Е.В. Музыкальная память. Виды музыкальной памяти. Приемы развития музыкальной памяти / Е.В. Ефимова // Проблемы педагогики. – 2017. – №1. – С. 12-16.
9. Исраилова, Х. З. Память как познавательный психический процесс / Х. З. Исраилова, Д. А. Шатаева, Р. М. Эхаева // Учитель создает нацию : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. – Грозный, 2018. – С. 472–477.
10. Караханян, К.Г.Возрастные особенности памяти и их влияние на успешность в обучении // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 4. – С. 53-57.
11. Куницына, И.А. Особенности познавательных психических процессов у младших школьников с разной успешностью ведущей деятельности / И.А. Куницына, Е.Н. Яхудина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2017. – № 2. – С. 9-18.
12. Кухтерина, Г.В. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников : учеб. пособие / Г. В. Кухтерина, Е. А. Кукуев. – Тюмень : Изд. Тюменского гос. ун-та, 2017. – 179 с.
13. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. – 3-е изд. – М. : Эйдос, 2019. – 88 с.
14. Лучинина, О. Музыкальная психология и педагогика: Конспекты лекций для студентов музыкальных ВУЗов / О. Лучинина // Вестник науки и образования. – 2013. – №4. – С.12-14.
15. Макарова, А.А. Сравнительный аспект развития ассоциативной памяти у младших школьников и подростков / А.А. Макарова, О.Н. Яшкова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. – № 1. – С. 174-180.
16. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития / Н. А. Менчинская. – М.: МПСИ, 2004. – 512 с.
17. Морозова, Н. Г. Память и развитие познавательных интересов детей / Н. Г. Морозова // Семья и школа. – 2014. – № 9. – С.3441.
18. Пак, Ю.А. Музыкальная память как важная составляющая творческого развития детей в системе дополнительного образования [электронный ресурс] / Ю.А. Пак // Концепт. – 2015. – № 20. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75318.
19. Паульзен, Е. И. Память, ее виды и способы развития // МНСК-2018: Педагогика : материалы 56 Междунар. науч. студ. конф. – Новосиберск, 2018. – С. 54–55.
20. Петранкова, А.Н. Музыкальная память и пути её совершенствования / А.Н. Петранкова // Вестник науки и образования. – 2016. – №1. – С. 10-12.
21. Петрушин, В. И. Музыкальна психология: Учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. – М.: Академический проект, 2008. – 400 с.
22. Пронина, М.В. Эффективные способы успешного запоминания учебного материала младшими школьниками / М. В. Пронина, С. К. Бисалиева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 март 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2017. – С. 157-158.
23. Семенова, Е.А. Особенности развития запоминания у современных младших школьников / Е. А. Семенова, Е. В. Сидорина // Современные научные исследования и инновации : электрон. науч.-практ. журн. – 2016. – № 12 (68). – С. 1263-1265. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76393
24. Удалова, З. Программа курса коррекционных занятий для детей / З. Удалова // Коррекционная педагогика. – 2015. – № 3. – С.15-36.
25. Фархутдинова, С. Г. Виды памяти и их классификация / С. Г. Фархутдинова, Т. Е. Семенюк // Общество. – 2017. – № 3 (8). – С. 68–70.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводная таблица данных диагностики.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты