Особенности развития мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности развития мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Особенности развития мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Лабиринт» Н.И. Озерецкий.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
1.2 Особенности развития мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Этапы коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства
2.2 Нетрадиционные средства развития мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках по изобразительному искусству
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важную роль в процессе развития младших школьников с тяжелыми нарушениями речи играет развитие мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи позитивно влияет на функционирование речевых зон в головном мозге. Вследствие чего – у ребёнка сформируется координация движений пальцев рук, будет развита речевая деятельность и подготовка к школе. Одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики обладает развитой памятью, вниманием, связной речью, логически рассуждает, овладевает навыками письма [5].
Почти у всех детей с нарушениями речи существует тот или иной моторный дефект, который влияет на общее состояние здоровья ребенка. Во многом развитие психики ребенка связано с его детской активностью, которая, в свою очередь, подчиняется общим правилам развития движений ребенка: от простых способов подражать движениям взрослых до сложных версий ролевых игр. Особенности развития мелкой моторики рук у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи находят свое отражение в работах Л. И. Аксеновой, Е. Ф. Архиповой, Н. А.Бернштейна, Б. Г.Мещерякова, Т. В. Волосец, С. Д. Забрамной, Л. М. Лапшиной, В. А. Левченко, А. Р. Лурия, З. П. Малевой, А. А. Маслюкова, Н. И. Озерецкого, С. Прищепа и др. Исследования физиологии детей и подростков (Г. Кольцова, Е. Исенина, Л. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с моторикой пальцев рук.
В.П. Кащенко считал, что «ручной труд должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка».
Важность этой функции отображена в исследованиях И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, И.П. Павлова, В.П. Бехтерева и др. Неотъемлемым условием формирования движений рук является его связь с речью. Движения пальцев рук способствуют более активному развитию центральной нервной системы, соответственно - развитию речи ребенка.
Существует большое количество способов развивать мелкую моторику. Одним из таких способов является изобразительная деятельность, а именно: аппликация, рисование, лепка и т.д., а также различные игры и упражнения по развитию мелкой моторики.
Цель исследования: выявить особенности развития мелкой моторики пальцев рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранился слух, интеллект изначально не нарушен, но имеются значительные нарушения речи, влияющие на становление психики. Тяжелые речевые расстройства характеризуются особенностями структуры нарушения и характеристикой клинических симптомов. Основной контингент детей с тяжелыми нарушениями речи - это дети с общим недоразвитием речи. То есть сюда относятся дети, у которых наблюдаются сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи рассматривается в двух аспектах: как собирательный термин для обозначения общих признаков недоразвития всех компонентов речевой системы, наблюдаемых при дизартрии, ринолалии, алалии, и как отдельная форма расстройства речи (неосложненный вариант общего недоразвития речи) [2].
Теоретическими основами инклюзивного образования детей с ТНР служат педагогические концепции: концепции гуманистической педагогики (А.С. Макаренко, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М. Монтессори, Сухомлинский, Р. Штайнер, П.Ф.Капретерев, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Ш.А. Амонашвили, В.А. Дистервег.); концепции адаптивной школы (Н.А. Заруба, Н.П. Купустин, Е.А. Ямбург); культурологические концепции личностноориентированного образования (Е.В. Бондаревская); психологические концепции: культурно-историческое происхождение психики и формирование высших психических функций (Л.С. Выготский), концепции о ведущей роли обучения в развитии (Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин), концепции о закономерностях психического развития в норме и патологии (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, Л.Рубенштейн), концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, Ш. Бюллер, К. Роджерс); концепции персонализации индивида (А.В. Петровский), концепции интегрированного и инклюзивного образования (R. Rieser, T. Loreman, M. Ainscow, Гэри Банч, Н.Н. Малофеев, Тони Бут, Э.К. Наберушкина, Н.В. Борисова, С. Н. Прушинский, Е.Р. Ярская-Смирнова) [13].
ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Этапы коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики рук у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства
В настоящее время термин «изобразительная деятельность» рассматривается в разных значениях. Е.А.Флерина рассматривает изобразительную деятельность как «осознанное отражение окружающей ребенка действительности в своих произведениях, построенное на воображении, отражении его наблюдений, впечатлений, полученных с помощью слов и различных видов искусства, актуализации его жизненного опыта и проявлении его отношения к нему». Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность как «специфическое образное познание окружающей действительности» [20, с. 60].
Для того, чтобы сохранить в ребенке стремление к дальнейшему развитию, необходимо активизировать творческую активность детей, разбудить воображение, желание заниматься творческой деятельностью. Изобразительная деятельность в детстве - один из самых эффективных методов развития мелкой моторики пальцев рук школьников. Поэтому рассмотрим корректирующую и развивающую работу по совершенствованию мелкой моторики рук у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства.
У младшего школьника с ТНР в процессе рисования и развития речи развивается художественное мышление, воображение, речь, внимание, память. Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы друг другу, учителю, их словарный запас укрепляется и обогащается. Во время рисования решаются следующие специальные задачи по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи:
˗ расширяется словарный запас;
˗ улучшается разговорная речь;
˗ появляется когерентная речь;
˗ движения развиваются правильно;
˗ расширяются графические возможности детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие мелкой моторики происходит естественным образом с раннего детства. Мелкая моторика развивается поэтапно на основе условных рефлексов. Сущность развития двигательных способностей в нормальном онтогенезе ребенка заключена не только в биологически обусловленном созревании соответствующих морфологических субстратов головного мозга, но и в накоплении на этой основе индивидуального двигательного опыта, приобретенного исключительно в процессе речевого общения с другими людьми.
Нарушения общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Ребенок учится по разным направлениям: развитие двигательных способностей (общей, малой моторики), коррекция звукового произношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Детская речь развивается на коррекционных занятиях. Усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственной ориентации способствует обогащению словарного запаса; развитие речи в процессе наблюдения за предметами и явлениями, изучения предметов, просмотра иллюстраций, воспроизведения картин художников также положительно влияет на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
На занятиях по изобразительному искусству укрепляются мышцы руки, развивается мышление, воображение и речь. Изобразительное искусство - один из инструментов развития мелкой моторики, так как педагог может использовать большое количество приемов и материалов. Из всего этого возникает необходимость развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства.
Практическое исследование по выявлению уровня развития мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи показало, что в целом преобладают средние показатели формирования мелкой моторики (67% испытуемых). Но при проведении данной диагностики были трудности в успешном выполнении задания у некоторых участников исследования. Низкие показатели были также обнаружены у 22% участников этого эксперимента. Только два участника диагностики имел высокий уровень, составляя 11% от общего количества.
Таким образом, с помощью эксперимента выявлен недостаточный уровень развития моторного праксиса. Поэтому работа по коррекции данного процесса является актуальной.
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 220 с.
2. Баль, Н. Н.Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова и др.– Минск, 2010. – 152с.
3. Барсукова, Л. А. Логопедия в школе: практический опыт: учебно-практическое пособие / Л. А. Барсукова, Т. А. Емелина, Н. Е. Земская и др.; под ред. В. С. Кукушина. - Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. - 368 с.
4. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии / Н. А. Бернштейн. – М. : ФиС, 1991. – 209 с.
5. Бернштейн, Н. А. Построение движений / Н. А. Бернштейн. – М. : Наука, 1990. – 174 с.
6. Бернштейн, Н. А. Построение движений / Н. А. Бернштейн. – М. : Наука, 1990. – 174 с.
7. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://psychology.academic.ru
8. Боришевский, М. И. Моральные убеждения и их формирование у детей / М.И. Боришевский. – К.: Радуйся, школа. - 2012. – 48 с.
9. Вересов, Д. Воспитание чувств. Кн.1. Ближний берег Нила / Д. Вересов. - СПб.: АСТ. - 2011. - 442 c.
10. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская; под ред. Л. С. Волковой. - М.: Знание, 2010. – 215 с.
11. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста / В.П. Глухов. - М.: Знание, 2007. – 450 с.
12. Екжанова, Е. А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста / Е. А. Екжанова // Дефектология. – 1989 – № 4. – С. 48–55.
13. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 215 с
14. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – 128 с.
15. Капышева, Н.А. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана / Н.А. Капышева // Логопедия. - 2004. – № 2 (4). – С. 58-60.
16. Каслякова, Ю.Н. Программа для СДУ. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи / Ю.Н. Каслякова, Л.Н. Мороз. – Мн.: 2007. – 280 с.
17. Маслюков, А.А. Развитие координационных способностей у детей 7-9 лет / А.А. Маслюков // Спорт в школе. – 2008. – № 5. – С. 16-20.
18. Немов, Р.С. Психология: учеб. для пед. вузов. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика: введ. в науч. психол. исследование с элементами мат. статистики / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Владос, 2003. - 631с.
19. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-kak-sposob-razvitiya-melkoy-motoriki-ruki-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer
20. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном возрасте. / Н. П. Сакулина - М.: Просвещение 1965 – 193 с.
21. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. – М. : Олма-Пресс, 2001. – 160 с.
22. Серебрякова, Н.В. Формирование лексики у младших школьников / Н.В. Серебрякова. – Наука – Питер. – 2006. – 196 с.
23. Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М.: «Просвещение», 2006. – 112 с.
24. Степанова, М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей / М.А. Степанова // Логопед. – 2009. – № 7. – С. 62-65.
25. Филичева, Т.Е. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Знание, 2009. – 315 с.
26. Филичева, Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.- М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004. - 244 с.
27. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа / Г.Р. Шашкина, Л.Г. Зернова. - М.: Академия, 2003. – 127с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Лабиринт» Н.И. Озерецкий.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты