Формирование навыка решения геометрических задач у младших школьников
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование навыка решения геометрических задач у младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование навыка решения геометрических задач у младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА РЕШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Проблема формирования навыка решения геометрических задач у младших школьников в педагогической литературе
1.2 Педагогические условия формирования навыка решения геометрических задач у младших школьников
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА РЕШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование уровня сформированности навыка решения геометрических задач у младших школьников
2.2 Примеры заданий по формированию навыка решения геометрических задач у младших школьников
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность заключается в том, что изучение такого предмета как математика тесно связана с усвоением определённой системы понятий. Для того чтобы владеть этой системой и вслед за тем уже благополучно использовать приобретённые знания и умения, нужно в начале понять, как устроены их определения, каковы особенности математических понятий и из чего формируется их объём.
Цель исследования: навык решения геометрических задач у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: формирование навыка решения геометрических задач у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по такой по указанной теме.
2. Выявить условия, способствующие формированию навыка решения геометрических задач у детей младшего школьного возраста.
3. Провести анализ по уровню сформированности у учащихся младшего школьного возраста представлений о геометрических фигурах.
4. Разработать направления по развитию у учащихся младшего школьного возраста решению задач с геометрическими фигурам.
Теоретическую основу исследования составляют: основы формирования геометрических представлений младших школьников (Г.Д. Глейзер, В.А. Гусев, Е.В. Знаменская, В.А. Панчищина, Н.С. Подходова, Т.А. Покровская, А.М. Пышкало, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.); совершенствование методики обучения элементам геометрии учащихся начальной школы (И.И. Аргинская, И.Ф. Шарыгин, А.В. Белошистая, В.А. Гусев, М.И. Моро, В.А. Панчищина, И.В. Шадрина); методические исследованиям процесса обучения математике (В.В. Афанасьев, Н.Я. Виленкин, Е.И. Смирнов, Г.Д. Глейзер, В.А. Гусев, В.В. Давыдов, В.А. Далингер, А.Л. Жохов, Л.В. Занков, Н.Х. Розов, Н.Ф. Талызина, В.А. Тестов, Д.Б. Эльконин).
Задачами развития таких представлений как пространственных, занимались многие известные психологи: Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, И.П. Павлов, С.Л. Рубенштейн, И.М. Сеченов и другие исследователи механизма восприятия пространства.
Вопросы методического характера, которые связанные с формированием и развитием пространственных представлений в процессе учения геометрическим элементам в младшей школе рассматривали И.И. Аргинской, М.А. Бантовой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, А.М. Пышкало, Л.Г. Петерсон и др.
Практическая значимость работы: содержащиеся в исследовании теоретический анализ и синтез, изучение результатов деятельности обучающихся, наблюдение, обследование. Разработанная нами и проведенная система упражнений, которая направленная на формирование геометрических понятий может быть предложена учителям для использования на уроках математики в начальной школе.
Структура работы. Работа состоит из теоретической и методической основы формирования навыка геометрических задач у младших школьников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА РЕШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Проблема формирования навыка решения геометрических задач у младших школьников в педагогической литературе
Младшие школьники знакомятся с геометрическими фигурами, их важнейшими свойствами, учатся выполнять построения, определять длины, площади и тому подобное. Анализ научно-методической и учебной литературы по исследуемой проблеме направлен на выяснение тенденций развития содержания и методики обучения геометрии в начальных классах. Наиболее острые дискуссии относительно содержания и методики обучения школьной геометрии возникли в начале ХХ века. В этот период во многих странах (США, Англия, Франция и др.) начинаются реформы геометрического образования, которые имели цель усовершенствовать евклидову концепцию построения школьного курса геометрии и методики их преподавания. На IV Международном математическом конгрессе (г. Рим, 1908 г.), была создана специальная международная комиссия для совершенствования преподавания математики в школе, в частности: заключение учебных планов, учебников и обобщения экспериментальных исследований различных проблем [1, c. 118].
Члены комиссии (Ф. Клейн, Н.Е. Сонин и др.) подготовили отчет о выполнении поставленных задач к очередному конгрессу. Они разработали рекомендации для совершенствования школьных программ и учебников по геометрии, методики преподавания, выдвинули плодотворную идею введения пропедевтики курса геометрии. Эта идея получила дальнейшее развитие на I (27 декабря 1911) и II (27 декабря 1913 г.) Петербургских съездах российских преподавателей, на первом съезде был заслушан доклад С.А. Богомолова «Обоснование геометрии с постановкой ее преподавания», в которой обозначены содержание, цели и задачи курса пропедевтики и способы ее преподавания. Важным для исследования является то, что пропедевтический курс геометрии строился по принципу фузионизма (В.А. Гусев), который предусматривал изучение как планиметрических, так и пространственных фигур, соответствующих геометрических величин (длина, площадь, объем) и единиц их измерения.
Одной из основных задач пропедевтики курса геометрии в 4 классе была выработка конструктивных умений учащихся, умений выполнять элементарные операции циркулем (построение круга), линейкой (построение прямой, прямого угла (с вершиной в заданной точке на прямой, в центре заданного круга)), циркулем и линейкой (построение треугольника по трем сторонам). Вообще пропедевтический курс геометрии предусматривал формирование первичных, элементарных процессов мышления и был «некоторой организованной системой обследования геометрического материала, который вместе с учениками, прогнозирует, научное изучение». В процессе изучения элементов геометрии особое место отводилось дифференциации обучения.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА РЕШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование уровня сформированности навыка решения геометрических задач у младших школьников
По мнению Амелиной геометрия включается в образовательную программу начальной школы в качестве дополнения, без выделения в отдельный предмет.
Надо отметить, что материал из курса геометрии имеет тесную связь с другими областями математики, и прежде всего с арифметикой.
В методических рекомендациях для учителей отмечается, что введение элементов геометрии в начальной школе по предмету математика носит пропедевтический характер [7, c. 67].
В настоящее время присутствует большое количество альтернативных и параллельных программ по курсу изучения математики в начальной школе. В них освоению геометрического материала уделяется существенно больше внимания, чем в традиционной.
Учитель может составлять планы уроков по любой из этих альтернативных программ, а может в принципе создать и свою собственную.
Внедрение геометрического материала в учебную программу ребенка начинается уже в начальной школе. Происходит знакомство с определенными понятиями в области геометрии, весьма пространственными, но способными вызвать интерес учащегося к изучению предмета в будущем, способствуют формированию пространственного воображения и логического мышления учащихся, оказывает содействие в выработке у детей умений конструировать, модифицировать фигуры, формирует у них интерес к разнообразным построениям.
- задачами при изучении тем, которые связаны с элементами геометрии являются:
- конкретизация и обобщение геометрических представлений, которые были получены в дошкольном учреждении;
- взаимообогащение геометрических представлений учащихся, вырабатывание отдельных важнейших понятий в геометрии;
- развитие воображения учащихся в понятиях плоскости и пространства;
- подготовленность к изучению систематического курса геометрии в более старших классах [15, c. 31-37].
Исследование геометрии у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте идет в строгой ориентированности от «геометрии формы» к «геометрии измерений». Соответственно от качественных операций по изучению формы предметов, их элементов, двустороннего расположения, отношений и так далее к количественным операциям по измерению их характеристик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Элементы геометрии не имеют отдельных разделов курса математики младших школьников, они связываются с арифметическим материалом и с изучением величин. Ученики 1-4 классов знакомятся с геометрическими фигурами, их важнейшими свойствами, учатся выполнять построения, определять длины, площади, нужно, прежде всего, для того, чтобы подготовить детей к изучению систематического курса геометрии.
Особую важность для достижения указанных целей при изучении геометрического материала приобретает использование метода практической работы. Этот метод обучения представляет собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта, использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета. Младших школьников знакомят с пошаговым представлением решения задачи на построение геометрических фигур. Построение геометрической фигуры можно пояснить устно, учитывая порядок выполнения действий.
Изучив методическую литературу, основные характеристики понятия делается вывод, что все понятия возникли на основе абстракции в процессе познавания человеком окружающей действительности.
В зависимости от этапов обучения выделяют следующие задания: на актуализацию знаний, умений и навыков, связанные с изучением нового материала, на закрепление и применение знаний и умений, на повторение, контролирующие.
В зависимости от характера познавательной деятельности школьников задания подразделяются на: репродуктивные, тренировочные, частично-поисковые, творческие.
В зависимости от содержания материала, задания могут включать: решение задач, вычисление значений выражений, сравнение выражений и т.д.
Учебные задания выстраиваются на уроке обычно в следующей последовательности: задания на подражание, тренировочные задания, требующие самостоятельного применения знаний, тренировочные задания, требующие применения ранее приобретённых знаний, умений, навыков, частично-поисковые и творческие задания.
Умения педагога, которые способствуют организации учебного процесса по математике: организация проблемной ситуации, представление системы действий ученика при изучении задания, подведение итогов, грамотное составление и выстраивание задания.
1. Бондур, Н. Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС : апробация технологич. карты урока / Н. Г. Бондур. – Сургут : [б. и.], 2012. – 118 с.
2. Бочек, Е. А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно»
3. Бочек // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 25-30.
4. Бугаев, А. И. Дифференциация обучения учащихся в общеобразовательной школе : метод. рекомендации / А. И. Бугаев. – Москва : Сфера, 2015. – 31 с.
5. Бурда, М. И. Принципы отбора содержания школьного математического образования / М. И. Бурда // Педагогика и психология.– 2016. – № 6. – С. 40-45.
6. Водопянова, Н. В. Работа с геометрическим материалом / Н. В. Водопьянова // Начальная школа. – 2015. – № 6. – С. 66-69.
7. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для пед. ин-тов / А. Петровский, Н. Непомнящая, В. Мухина [и др.] ; под ред. А. Петровского. – Москва : Прогресс, 1985. – 352 с.
8. Волкова, М. Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии : учеб. пособие / М. Н. Волкова. – Владивосток : Мор. гос. ун-т\. 2007. – 78 с.
9. Волчаста, М. Изучение геометрических фигур на уроках математики / М. Волчаста// Начальная школа. – 2016. – № 9. – С. 49-51.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1997. – 224 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. Москва : АСТ, 2013. – 870 с.
12. Гальперин, П. Я. Исследования интеллектуального развития ребенка / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 1969, – № 1. – С. 15-25.
13. Геометрия для младших школьников : учеб. пособие / В. А. Панчишина, Э. Г. Гельфман, В. Н. Ксенева. Н. Б. Лобаненко ; Томск. гос пед. ун-т. – Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2001. – 138 с.
14. Давыдов, В. В. Концепция учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С. 13-26.
15. Демидова, Т. Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т. Е. Демидова // Начальная школа: плюс До и После. – 2009. –№ 4. – С. 18-21.
16. Дробчак, Я. Элементы геометрии на уроках трудового обучения / Я. Дробчак // Начальная школа. – 2014. – № 12. – С. 34-36.
17. Забродский, Н. Н. Возрастная психология : учеб. пособие для вузов / Н. Забродский. – Тернополь : Учеб. кн., 2015. – 218 с.
18. Занков, Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения. I-II классы / Л. В. Занков. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 292 с.
19. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальной школе: развивающее обучение : учеб. пособие для вузов / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация ХХ в., 2009. – 288 с.
20. Истомина, Н. Б. Наглядная геометрия : тетрадь по математике для кл. / Н. Б. Истомина, З. Б. Редько. – Москва : Линка-Пресс, 2013. – 48 с.
21. Калинина, Г. П. Конструирование как способ изучения геометрии в начальных классах / Г. П. Калинина // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 1. – С. 30-34.
22. Квардицкая, И. О. Особенности формирования геометрических понятий у младших школьников согласно требованиям ФГОС / И. О. Квардицкая //Академия Педагогических Знаний – 2019 –№ 27 – С. 113-116.
23. Квардицкая, И. О. Формирование геометрических понятий у младших школьников на основе фузионизма» / И. О. Квардицкая //Академия Педагогических Знаний – 2019 –№ 30 – С.83-86
24. Столяр, А. А. Как математика ум в порядок приводит / А. А. Столяр. – Минск : Вышэйш. шк., 1991. – 207 с.
25. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. В. Давыдова [и др.]. – Москва : Педагогика, 1982. – 216 с.
26. Что значит «уметь учиться» / Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева, С. Е. Мазурина, И. В. Зайцева. – Москва : АПК и ППРО, 2008. – 80 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты