Обучение импровизации и сочинению музыки по методике Карла Орфа
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение импровизации и сочинению музыки по методике Карла Орфа»
по дисциплине: «Методика музыкального воспитания»
2021
45.00 BYN
Обучение импровизации и сочинению музыки по методике Карла Орфа
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика музыкального воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ И СОЧИНЕНИЮ МУЗЫКИ
1.1 Теоретическое обоснование сочинения и импровизации как творческого метода развития ребенка
1.2 Импровизация и сочинение музыки как необходимые составляющие музицирования
ГЛАВА 2 ИМПРОВИЗАЦИЯ И СОЧИНЕНИЕ МУЗЫКИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КАРЛА ОРФА
2.1 Теоретические основы системы музыкального воспитания К. Орфа
2.2 Основы методики обучения импровизации и сочинению музыки по системе К. Орфа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие творческой индивидуальности ребенка в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.
В науке имеется богатый опыт развития творческих способностей учащихся, показано значение участия педагога, семьи, социального окружения в этом процессе, представлен анализ сущности, содержания, методики и методов творческого развития учащихся, разработаны теоретические основы творческого процесса и проведены исследования его важных компонентов.
Изучением творческих способностей занимались такие зарубежные и отечественные ученые как М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Е.П. Торренс, В.И. Андреев, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.К. Ковалив, Д.Б. Богоявленская, Е.Щ. Варламова, Н.М. Гнатко, В.М. Дружинин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, Е.Л. Яковлева и др.
Вопросами методики выявления и развития творческих способностей занимались В.Г. Грязева, В.А. Петровский, А.М. Матюшкин, А.В. Усова, В.Г. Афанасьев, Л.А. Антонова, Л.П. Буева, И.С. Кон, Е.В. Киселева, В.Ю. Лешер, А.А. Мелик-Пашаев, М.А. Прокофьев, Г.С. Альтшуллер, В.И. Андреев, И.П. Волков, Н.С. Лернер, Н.Е. Щуркова, В.А. Левин.
Школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации творческих потенциальных возможностей школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В течение школьного возраста на качественно новом уровне реализуется творческий потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: познавательной, эмоционально-волевой и личностной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ И СОЧИНЕНИЮ МУЗЫКИ
1.1 Теоретическое обоснование сочинения и импровизации как творческого метода развития ребенка
Музыкальное развитие является одной из форм эстетического развития подрастающего поколения. Музыкальное искусство оказывает всестороннее влияние на развитие детей дошкольного возраста. Оно формирует не только нравственно-эстетическую сферу личности, но и ценностные ориентации детей, их мировоззрение, интеллект, отношение к окружающей действительности. В процессе занятий музыкой активизируется познавательная и умственная деятельность детей, развивается усидчивость, внимательность, дисциплина.
Проблемы музыкального развития и развития творческих способностей в процессе музыкальной деятельности разрабатывали в своих трудах Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, Н.Л. Грозненская, Д.Б. Кабалевский, В.Д. Остроменский, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский. В своих исследованиях авторы рассматривали различные аспекты музыкального развития, механизмы его осуществления, возрастные особенности, а также методы и приемы музыкального развития в раннем возрасте.
По словам А.Г. Гогоберидзе «процесс музыкального воспитания и развития детей школьного возраста – есть развивающееся в специально организованных педагогических условиях взаимодействие педагогов и детей с целью содействия самореализации, самоопределению личности ребенка музыкальными средствами, гуманизации детских отношений с окружающим миром путем творческого освоения ими музыкального опыта» [13, с. 45].
Музыкальное развитие представляет собой специально организованную деятельность, которая сопряжена с определенными сложностями. Так Д.Б. Кабалевский неоднократно отмечал, что «восприятие музыки для детей – процесс достаточно сложный, он требует определенного опыта, высокой степени развития эмоциональной и интеллектуальной сфер, поэтому необходимо помочь ребенку понять, услышать и полюбить музыку» [19, с. 84]. В силу своего возраста дети не обладают огромным образным багажом, который необходим для восприятия музыкального искусства, поэтому музыкальное развитие необходимо начинать с простых произведений, направлять данный процесс и, вместе с тем, стараться не навязывать личное видение, а прислушиваться к индивидуальности ребенка.
По мнению К.В. Тарасовой, «восприятие музыки детьми – процесс двухсторонний. С одной стороны дети воспринимают интонационную структуру музыкального сочинения, с другой стороны происходит осознание музыки и ее индивидуальная интерпретация, опосредованная жизненным и музыкальным опытом ребенка» [28, с. 41].
ГЛАВА 2 ИМПРОВИЗАЦИЯ И СОЧИНЕНИЕ МУЗЫКИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КАРЛА ОРФА
2.1 Теоретические основы системы музыкального воспитания К. Орфа
Немецкому композитору и музыкальному педагогу Карлу Орфу принадлежит идея создания единой системы детского музицирования, как ведущего метода музыкального образования детей. Обучая детей навыкам коллективного музицирования, К. Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на простейших инструментах. Автор разработал упражнения, песенки и пьесы, которые дают возможность импровизировать и фантазировать вместе с детьми.
К. Орф полагал, что музыкальное воспитание должно охватить всех детей, независимо от того, есть ли у них какиелибо музыкальные способности или нет. Он полагал, что любые действия под музыку: танцы, игры, прихлопывания, притоптывания, участие в инсценировке музыкальных сказок или просто присутствие на детском музыкальном спектакле, пробуждают творческую фантазию детей. К. Орф обращал внимание на то, что музыка для детей должна быть тесно связана с речью и движением: ребенок, приплясывая, подпрыгивая, поет, выкрикивает какие-то рифмованные или просто ритмичные фразы, трясет погремушку или колокольчик, чередует речь и «гудение», «мурлыканье» под музыку. Такую музыку К. Орф назвал элементарной музыкой и сделал ее основой своего «Шульверка», своего педагогического метода, направленного на музыкальное воспитание.
К. Орф ввел понятие «элементарное музицирование». Термин «элементарный» не значит простой и примитивный, К. Орф дает ему такое объяснение: «относящийся к элементам, к основам вещества, первозданный, изначальный». «Элементарная музыка – это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как ее участнику. Она не знает крупных форм архитектоники; она связана с небольшими хороводными формами и с простым видом рондо, каждый способен ее изучить и пережить; она близка детям» [31, с. 115].
Определяющими идеями музыкально-воспитательной концепции К. Орфа являются синтез звучащего слова, пения, жеста, танцевально-ритмического начала и музыкальной атмосферы, которая помогает охарактеризовать происходящее действие.
Идея методической концепции К. Орфа отвечает гуманистической направленности – это высвобождение природных сил личности. Поэтому в его методике большое место отводилось детскому творчеству, что «создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей…» [6, c. 12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальное искусство оказывает всестороннее влияние на развитие детей дошкольного возраста. Оно формирует не только нравственно-эстетическую сферу личности, но и ценностные ориентации детей, их мировоззрение, интеллект, отношение к окружающей действительности.
процесс развития творческих способностей в школьном возрасте средствами импровизации и сочинения музыки имеет свои особенности, которые связаны с психологическими и интеллектуальными характеристиками детей этого возраста. Необходимо помнить, что музыкальное развитие оказывает общее положительное влияние на развитие ребенка. Оно совершенствует интеллектуальные и творческие способности, помогает постичь прекрасное и воспитывает любовь к окружающему миру.
Идея создания единой системы детского музицирования, как ведущего метода музыкального образования детей принадлежит немецкому композитору и музыкальному педагогу Карлу Орфу. Обучая детей навыкам коллективного музицирования, К. Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на простейших инструментах. Автор разработал упражнения, песенки и пьесы, которые дают возможность импровизировать и фантазировать вместе с детьми.
Методика нацелена на развитие способности каждого ребенка в условиях коллективной деятельности. «Шульверк» на сегодняшний день является одной из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире.
Изучение теоретических основ элементарного музицирования позволило выявить основные методы и приемы, к которым относятся звучащие жесты, элементарная импровизация, музыкально-ритмические движения, элементарный театр, игра на детских музыкальных инструментах. Процесс элементарного музицирования подразумевает собой формирование творческих навыков школьников во всех видах музыкальной деятельности: пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
Использование в процессе обучения импровизации и сочинению музыки таких видов творческой деятельности, как – пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, шумовой оркестр, позволяют осуществлять максимально творческий и вариативный подход в процессе музицирования. Интеграция всех приемов и методов элементарного музицирования на уроке музыки создает предпосылки для успешного освоения импровизацией и сочинением.
1. Абдулин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдулин. – М. : Просвещение, 1983. –112 с.
2. Абдулин Э. Б. На пути к рождению нового «лика» урока музыки в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдулин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование».−М. 2014.−№ 2. − С.41−47
3. Агапова, И.А. Лучшие музыкальные игры для детей / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», 2006. – 224 с.
4. Анцыпирович, О.Н. В мире музыки: учеб. нагляд. пособ. для педаг. учрежд. дошк. образ. / О.Н. Анцыперович, О.Н. Зыль. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 40 с
5. Асафьев Б. О музыкально – творческих навыках у детей// Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ Сост.О.А. Апраксина. – М., 1990. – 465 с.
6. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Л.А. Баренбойм. – М.: Советский композитор, 1978. – 376 c.
7. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования: учеб. пособ. / Л. А. Безбородова. – М.: Флинта, 2014. – 121 с.
8. Боровик, Т.А. Звуки, ритмы и слова / Т.А. Боровик. – ч. I. – Минск: Книжный дом, 1999. – 112 с.
9. Вашкевич, Н.Л. Эмиль Жак-Далькрози его метод (система) музыкального воспитания. Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза: методическое пособие для преподавателей ритмики, сольфеджио, а также для всех, кто интересуется системами музыкального воспитания XX века. / Н.Л. Вашкевич. – Тверь, 2010. – 39 с.
10. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1989 – 248 с.
11. Виноградов, Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л. Виноградов. – М.: Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2011. – 160 c.
12. Воронина, Т.В. Инструментально музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] / Т. В. Воронина // Научное сообщество студентов: Междистиплинарные исследования: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). – Режим доступа: URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(12).pdf.
13. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд./ А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Академия, 2007. – 320 с.
14. Гончарова, Н.И. Воспитание музыкой: учебно-метод. пособие. – 2004. – 129 с.
15. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: метод. пособ. для учителей учреждений, обеспечивающих среднее образование / Н.Н. Гришанович. – Мн., Изд-во Юнипресс. 2006. – 376 с.
16. Гришанович, Н.Н. Теоретические основы музыкальной педагогики: монография / Н.Н. Гришанович. – М.: ИРИС ГРУПП, 2010. – 512 с.
17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. (2-е изд., доп.) - СПб.: Питер, 2000. – 386 с.
18. Жак-Далькроз, Э. Ритм: Его воспитательное значение для жизни и для искусства: 6 лекций / Э. Жак-Далькроз; пер. Н. Гнесиной. – 2-е изд. – Москва: Журн. «Театр и искусство», 1922. – 120 с.
19. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевсеий. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
20. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для образовательных школ: Программа средней образовательной школы 1-3 классы / Д.Б. Кабалевский. – М.: Музыка, 1990. – 131 с.
21. Ковалив В. В. Элементарное музицирование: Программа факультативных занятий для 2-4 классов учреждений общего среднего образования / В. В. Ковалив. – Минск: Национальный институт образования, 2007. – 15 с.
22. Ковалив, В. В. Элементарное музицирование как фактор развития творческой личности ребенка / В. В. Ковалив // Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт [Электронный ресурс] : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск, 27–28 марта 2019 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [под ред. С. А. Харченко, Л. В. Гаращенко, Н. В. Калининой, Е. А. Никитиной]. – Электрон. текст. данные. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. – 1 электрон. опт. диск. (CD-ROM). – С. 37-40.
23. Ковалив, В.В. Элементарное музицирование в системе музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов / В.В.Ковалив [Электронный ресурс] : Развiццё нацыянальнай сiстэмы падрыхтоукi педагагiчных кадраў : зб. арт.;– Минск: БГПУ, 1994. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/4515
24. Ковалив, В.В.Оркестр детских элементарных музыкальных инструментов и особенности его организации в начальной школе / В.В. Ковалив [Электронный ресурс] : Современные инновационные процессы в начальной школе: материалы Междунар. науч. конф.;– Минск: БГПУ, 2007. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/4469 – Дата доступа: 15.08.2021.
25. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Из опыта работы / Н. Г. Кононова. – М.: Просвещение, 1990. – 157 с.
26. Королева, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т.П. Королева. – Минск: БГПУ, 2010. – 216 с.
27. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей / О.П. Радынова. – М.: Просвещение, 1997. – 119 с.
28. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. – М.: Педагогика, 1988. – 173 с.
29. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи...: Творческое музицирование, импровизация и законы бытия / Т.Э. Тютюнникова. – М.: УРСС, 2003. – 261 с.
30. Харькин В.Н. Импровизация... Импровизация? Импровизация! – М.: Магистр, 1997. – 288 с.
31. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа: Сборник / Сов. секция Междунар. о-ва по муз. воспитанию «ИСМЕ». – Москва: Сов. композитор, 1978. – 367 с.
32. Юркевіч, В.Д. Музычныя дыдактычныя гульні і практыкаванні / В.Д. Юркевіч. – Мінск: Элджернон, 1995. – 112 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты