Специфика социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Специфика социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения»
по дисциплине: «Социальная педагогика. Практическая психология»
2021
45.00 BYN
Специфика социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика. Практическая психология
Организация: Средняя школа 16, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты анкетирования родителей подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования склонности к девиантному поведению подростков.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Предпосылки и особенности девиантного поведения в подростковом возрасте
1.2 Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к девиантному поведению
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Диагностика девиантного поведения подростков
2.2 Основные направления социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией роста числа подростков с девиантным поведением. Девиантность у подростков является результатом их неспособности согласовать свои негативные мотивы с культурно выработанными нормами и правилами самореализации и самоутверждения личности в обществе. Девиантное поведение подростков может быть последствием отсутствия внимания со стороны семьи и школы. Возникновению отклонений в поведении у подростков способствует все чаще выбираемый взрослыми попустительский стиль воспитания, который способствует появлению безответственного поведения, сопротивлению подростков требованиям социума, нарушению взаимосвязи и преемственности между такими звеньями системы воспитания как семья и школа.
Семья, будучи важнейшим институтом социализации, обладает огромными ресурсами в предупреждении девиантного поведения. Но современная семья утратила свое влияние на развитие личности и поведения детей и подростков. В таком случае школа, объединив усилия с родителями учащихся, может стать фактором повышения эффективности девиантного поведения учащихся подросткового возраста. Родители много времени уделяют работе и мало – детям, которые все чаще являются предоставленными сами себе. Школа же чаще всего работу по проблеме девиантного поведения осуществляет при ее фактическом обнаружении.
Подростковый возраст является наиболее сложным этапом развития ребенка. Современные подростки отличаются повышенной агрессивностью, конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью, неадекватной самооценкой. Они склонны легко усваивать негативные тенденции, проявляющие в группе сверстников: стремление к рискованному поведению, агрессивное поведение, употребление психоактивных веществ, хулиганство и др. Потому основной задачей педагогов и учителей является предупреждение отклонений в поведении подростков.
Для повышения эффективности процесса профилактики девиантного поведения учащихся подросткового возраста необходимо активное взаимодействие семьи и школы. Отношения взаимного доверия и уважения между педагогами социальными и родителями могут способствовать разрушению негативных и асоциальных установок у девиантных подростков.
Проблемой изучения девиантного поведения занимались такие исследователи как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Т.Г. Визель, A.JI. Гройсман, Е.В. Змановская, В.Т. Кондрашенко, Э.Г. Костяшкин, М.В. Фирсов. Некоторые аспекты профилактики девиантного поведения учащихся подросткового возраста отражены в работах Л.А. Азаровой, А.Н. Амбрумовой, Г.О. Галич, М.М. Минненгалиева, И.А. Фурманова. На необходимость привлечения семьи и родителей в процесс профилактики девиантного поведения указывали в своих работах О.А. Беседина, А.Б. Беляева, Д.М. Маллаев, М.М. Миннегалиев.
ГЛАВА 1 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Предпосылки и особенности девиантного поведения в подростковом возрасте
Девиантное (отклоняющееся) поведение было предметом исследования во многих научных областях. Каждая теория имеет свое собственное понимание девиантного поведения. С философской точки зрения, например, девиантное поведение анализируется через призму системного подхода и с точки зрения системного, историцистского и детерминистского принципов к социальным явлениям (О. Дробницкий, И. Кант, М. Каган, А. Скрипник).
Биологические и медицинские теории рассматривают поведение людей, наблюдаемое через призму биомедицинских факторов, поведенческие и психологические расстройства, классифицируемые в соответствии с медицинскими критериями, и болезни.
Девиантное поведение также рассматривается как нарушение правовых норм (Ю. Антонян, Г. Благута, В. Кормщиков, В. Кудрявцев, И. Лановенко, И. Ярмыш). Педагогика же изучает проблему несоответствия школы и общества, нарушения моральных, поведенческих и эстетических норм.
В настоящее время нет однозначного мнения по поводу определения девиантного поведения. Девиантное поведение в широком смысле определяется как поведение и социальные действия людей, которые противоречат социальным нормам и оказывают негативное влияние на окружающих и на самих людей.
По мнению В.Д. Менделевича, девиантное поведение – это структура действий или отдельные действия, нарушающие социальные нормы и принимающие форму дисбаланса психических процессов, бездеятельности, нарушения процессов самоактуализации или обхода контроля над собственным поведением [4].
Как отмечает А. Кон, девиантное поведение (антисоциальное) – это поведение, противоречащее институциональным ожиданиям. Современные представления и знания о девиантном поведении человека позволяют определить девиантное поведение как чрезвычайно сложную форму социального поведения человека, обусловленную сочетанием взаимосвязанных биологических, социологических и психологических факторов.
Девиантное поведение человека – это личная проблема и вызов социальной среде. Это проблема, возникающая из-за несоответствия между их личными требованиями и требованиями общества и проявляющаяся в социальных и поведенческих действиях. Они не признаются (или осуждаются) окружающей средой, обществом.
Особенно ярко девиантное поведение проявляется в подростковом возрасте.
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Диагностика девиантного поведения подростков
Цель эмпирического исследования: выявить основные направления социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование склонности подростков к девиантному поведения с помощью опросников, обработка и анализ результатов исследования;
3) на третьем этапе были определены основные направления социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 16», г. Гродно. Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 7-8 классов, из них 15 мальчиков и 15 девочек. Возраст испытуемых – 14-15 лет. Также в исследовании приняли участие 30 родителей учащихся.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить отношение родителей к проблеме девиантного поведения подростков;
2) определить склонность к девиантному поведению у подростков;
3) определить основные направления социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения.
Методы исследования: анкетирование, опрос, количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Анкета «Отношение к проблеме девиантного поведения подростков» (собственная разработка).
Назначение: выявление отношения родителей подростков к проблеме девиантного поведения. Данная анкета предназначена для родителей учащихся подросткового возраста. С помощью анкеты можно определить:
- как родители понимают девиантное поведение;
- какие проявления девиантного поведения обнаруживаются у их детей;
- кому родители отводят роль в решении проблемы девиантного поведения подростков;
- как родители считают верным организовать работу в условиях школы по профилактике девиантного поведения?
Анкета включает 7 вопросов, на которые необходимо ответить, выбрав один из предложенных вариантов ответов или указать свой (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, которое отклоняется от наиболее важных социальных норм, наносит реальный вред обществу или индивиду и сопровождается социальной дезадаптацией. Особенно ярко девиантное поведение проявляется в подростковом возрасте. Факторами, способствующими возникновению различных форм девиантного поведения, являются негативное влияние ближайшего окружения, школы и личностные особенности подростков.
Одним из важнейших направлений работы социальных педагогов является социально-педагогическая работа с молодыми людьми с девиантным поведением. Социальные педагоги выявляют, изучают и оценивают характеристики и личностные особенности детей. Определяют причины их девиантного поведения и социальных дисфункций их семей. Предвидят и планируют образовательный процесс. Организовывают включение девиантных молодых людей в социально значимую деятельность. Защищают детей от негативного влияния окружающей среды. Координируют работу всех участников образовательного процесса и организовывают творческие мероприятия с участием взрослых. Оказывают социально-педагогическую поддержку и помощь для развития, самозащиты и самореализации молодых людей, выстраивая с ними доверительные отношения. Оказывают юридическую поддержку ребенку. Разработают и организовывают систему мер по предотвращению моделей девиантности.
Опрос родителей о девиантном поведении подростков показывает, что большинство родителей подростков задумывались над проблемой девиантного поведения. Это означает, что они не равнодушны к этой проблеме. Родители подростков в большинстве случаев считают алкоголь, наркотики и курение девиантным поведением. Родители подростков возлагают вину за девиантное поведение своего ребенка на школу. По их мнению, причиной девиантного поведения является неблагоприятная школьная среда. Большинство родителей замечали у своих подростков девиантное поведение, например, употребление алкоголя и наркотиков. По мнению родителей, подростки проводят свободное время с друзьями или предоставлены сами себе. Это означает, что подростки находятся в ситуации, способствующей девиантному поведению, так как для них характерна тенденция подражать и стремиться к определенному статусу в группе сверстников, в том числе посредством употребления психоактивных веществ. Родители в основном считают, что проблемой девиантного поведения должны заниматься психологи и социальные педагоги. С точки зрения родителей, профилактику девиантного поведения в условиях школы целесообразно организовывать путем внедрения инновационных форм и методов профилактической деятельности и объединения усилий школы и родителей. Можно предположить, что родители готовы сотрудничать с социальными педагогами для осуществления мер по профилактике девиантного поведения подростков в школьной среде. Исследования, проведенные среди подростков, показывают, что значительное число учащихся (66,7% мальчиков и 40% девочек) склонны к аддиктивному поведению как среди мальчиков, так и среди девочек. Большинство опрошенных подростков (53,3%) считают, что это нормально, если человек употребляет вещества, возбуждающие и воздействующие на психику, в меру и без вредных последствий. Мальчики и девочки считают, что каждый имеет право пить столько, сколько хочет, где хочет, и что удовольствие – главное стремление в жизни. Хотя в школе у них бывают неприятности из-за выпивки, в компании им нравится пить и веселиться в меру, и им нравится душевное состояние, которое они испытывают после нескольких рюмок. Подросткам нравится ощущение невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего, когда они пьяны. Лишь меньшинство подростков подвержены невыраженному риску аддиктивного поведения. Это говорит о том, что подростки являются группой риска по развитию девиантного поведения.
1. Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика / Л. А. Азарова. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.
3. Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростка / Г. Ф. Бедулина. – Минск : Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы – детям», 2001. – 172 с.
4. Бедулина, Г.Ф. Инновационные формы работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 2. – С. 22-29.
5. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения: учеб.-метод. комплекс / Г.Ф. Бедулина, Е.К. Погодина. – Минск: БГПУ, 2013. -216 с.
6. Беседина, О. В. Профилактика аддиктивного поведения / О. В. Беседина // Ваш психолог. – 2011. – № 6. – С. 16-36.
7. Васильева, Р. М. Социальное партнерство как механизм реализации задач профилактики девиантного поведения детей / Р. М. Васильева // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 2. – С. 11-13.
8. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова. – М. : Генезис, 2009. – 470 с.
9. Воронова, Т. Ф. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения / Т. Ф. Воронова. – Санкт-Петербург : ГБОУ «Средняя школа №444», 2015. – С. 1-42.
10. Галич, Г. О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г. О. Галич, Е. А. Карпушкина, Л. Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
11. Головнева, О. С. Организация процесса изъятия ребенка из социально опасной среды в семье / О. С. Головнева, Н. А. Сасункевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2005. – № 8. – С. 33-34.
12. Гуров, В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В. Н. Гуров. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 532 с.
13. Дадова, З. И. Организация воспитательной работы с подростками с девиантным поведением / З. И. Дадова // Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2013. – № 11. – С. 49-52.
14. Дадова, З. И. Роль школы в социализации подростков / З. И. Дадова // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 199-201.
15. Егорова, У. Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков / У. Г. Егорова // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2014. – № 9 (120). – С. 1-5.
16. Зайдуллина, Г. Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста / Г. Г. Зайдуллина // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 11-18.
17. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В.Ю. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.
18. Ковтун, Л. О. Личностные особенности подростков, склонных к девиантному и делинквентному поведению подростков / Л. О. Ковтун // Вестник КемГУ. – 2012. – № 1. – С. 81-88.
19. Ковш, Г. И. Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков / Г. И. Ковш // Сацыяльна-педагariчная работа. – 2005. – № 3. – С. 41-44.
20. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков / В. Т. Кондрашенко. – Минск : Аверсэв, 2004. – 365 с.
21. Макеева, Г. А. Модель педагогической профилактики / Г. А. Макеева // Директор школы. – 1999. – № 5. – С. 69-70.
22. Миннегалиев, М. М. Взаимодействие семьи и школы в процессе профилактики девиантного поведения подростков / М. М. Миннегалиев, Ю. И. Юричка // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – Вып. 2. – С. 1-9.
23. Миннегалиев, М. М. Причины девиантного поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению / М. М. Миннегалиев // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 2. – С. 122-129.
24.Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. – М. : Владос, 2005. – 399 с.
25. Организация работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в образовательном учреждении : научно-методические рекомендации / сост. Л. Н. Якушева. – Тюмень, 2012. – 71 с.
26. Попов, В.А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В. А. Попов, Н. П. Липнягов // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 410-412.
27. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / Под ред. Ю. А. Клейберга и Г. В. Юлаковой. – Ульяновск : УГУ, 2004. – 140 с.
28.Тетерятникова, Л. Н. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Тетерятникова. – Кострома, 2009. – 20 с.
29. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. – Минск : Ильин В.П., 1996. – 192 с.
30. Фурманов, И. А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения в подростковом и юношеском возрасте / И. А. Фурманов. – Минск : Нац. институт образования, 1997. – 198 с.
31. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
32. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2005. – 336 с.
33. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2008. – 765 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты анкетирования родителей подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования склонности к девиантному поведению подростков.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты