Правосознания
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правосознания»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Правосознания
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
2 ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
3 ПРАВОВОЙ НИГЛИИЗМ И ЮРИДИЧЕСКИЙ ФЕТИШИЗМ, ДЕВАЛЬВАЦИЯ ПРАВА И СОЗНАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, одним из признаков, а точнее предпосылок формирования правового демократического государства, является наличие зрелого, самостоятельного, способного к грамотному диалогу с государством гражданского общества, которое представляет собой определенный качественный уровень развития общества.
Гражданское общество функционирует в режиме социальной справедливости, это общество, основными признаками которого являются полное обеспечение прав и свобод, правовая защищенность граждан, высокий уровень самоорганизации и саморегуляции, свободно формирующиеся общественные мнения, плюрализм, определенный уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения.
Особое место в числе признаков гражданского общества занимает правосознание. Зрелое гражданское общество характеризуется высоким уровнем его развития, где каждый член общества осознает высокую значимость и ценность права в регулировании общественных отношений, знает свои права и корреспондирующие им обязанности, умеет применять и отстаивать их всеми законными способами.
К сожалению, в Республике Беларусь гражданское общество еще недостаточно развито. Оно не структурировано, его элементы не имеют очерченных функций, не связаны в систему. Институты гражданского общества в Республике Беларусь есть, но они находятся только в начале пути своего развития, поэтому необходимо наличие ряда факторов и выполнение многих необходимых условий: экономических, политических, правовых и культурных. Гражданское общество в нашей стране должно формироваться с учетом национальной специфики, сложившихся культурно-исторических традиций, но, вместе с тем его нельзя ускорять искусственно.
1 ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Человеческое сознание – явление сложное и многоуровневое. Общественное сознание представляет собой сложную структуру; в этом сознании необходимо выделить: осознание человеком самого себя, явлений, вещей, событий, его переживания, а так же знания без которых не сможет возникнуть даже самое элементарное сознание.
Сознание человека имеет сложное иерархическое строение. Согласно А.Н. Леонтьеву, можно говорить о трех различных по своим функциям образующих сознания: чувственная ткань сознания; значение; личностный смысл [3, с. 63].
Чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности.
Второй образующей сознания является значение. Совокупность знаний включает в себя не только значение слов, но и событий, поступков, состояний и т.д. В универсальных значениях представляется весь доступный субъекту социокультурный опыт.
Третья образующая сознания – это личностный смысл. Это наиболее индивидуализированное отражение наиболее существенных отношений личности к тем или иным аспектам действительности. Личностный смысл связан с повышенной значимостью предмета, действия или события. Он выражает единство аффективных и интеллектуальных процессов [6, с. 44].
2 ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Как уже говорилось, правосознание можно разделить на две части: правовую идеологию и правовую психологию.
Правовая идеология — это совокупность правовых идей, взглядов, требований различных групп и слоев общества, которая является результатом развития теории, осознания и формулирования различных общественных интересов. Правовая идеология разрабатывается политиками и учеными — юристами, политологами, экономистами, которые учитывают общественную реальность, расстановку сил, уровень общественного сознания, интересы населения, другие факторы.
Правовая идеология — это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, суждений, осуществляемое на рациональной основе, т. е. связано с логическим мышлением, с его формами, а не с чувственным опытом, который дан нам в ощущениях. Правовая идеология представляет собой систематизированное ядро всего общественного правосознания. В ней отражаются и обосновываются интересы, потребности, задачи общественного развития и роль государственно-правовых средств в этом процессе. Она выступает как концептуальная система идей, отражающих действительность с определенной позиции [5, с. 32].
Основными признаками правовой идеологии являются: во- первых, концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей данного общества; во-вторых, выработка ее идеологами (политиками, юристами, философами); в-третьих, целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через различные формы сознания, чтобы стать мотивом практической деятельности общества, народа. Правовая идеология не является непосредственным продуктом общества как правовая психология, а представляет собой результат сознательной, целеустремленной и организованной деятельности теоретиков.
3 ПРАВОВОЙ НИГЛИИЗМ И ЮРИДИЧЕСКИЙ ФЕТИШИЗМ, ДЕВАЛЬВАЦИЯ ПРАВА И СОЗНАНИЯ
В связи с политическими, экономическими, социальными, культурными и иными изменениями, которые происходят сегодня во всем мире, возникает угроза нестабильности правосознания, массового характера различного рода деформаций правосознания: правового нигилизма, юридического фетишизма, ностальгии по праву. Эти аспекты девальвации права на сегодняшний день являются самыми распространенными, особенно правовой нигилизм и юридический фетишизм. Явления правового нигилизма и юридического фетишизма воплощаются в различных формах, к которым относятся даже такие радикальные формы проявления, как терроризм и экстремизм. Ввиду недооценки/переоценки права или злоупотребления им, может совершаться множество противоправных деяний. С целью предотвращения негативных последствий этих явлений следует предпринять меры по повышению уровня правосознания и уровня правовой культуры, которые являются базисами становления гражданского общества, к которому должны стремиться жители каждого государства. По мнению А. А. Челядинского, повышение уровня правосознания и правовой культуры является фундаментом, на котором может развиваться и взрослеть государство. С латинского языка термин «нигилизм» переводится как «ничто» и представляет собой отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным или всем сторонам человеческого бытия. Многие ученые сходятся в том, что правовой нигилизм – это отрицание права, вера граждан в то, что право не способно обеспечить порядок, спокойствие. Граждане не считают право чем-то обязательным для исполнения, так как не понимают его ценности, недооценивают способность регулировать общественные отношения. Существует огромное количество мнений, суждений, представлений о правовом нигилизме как общесоциальном явлении девальвации права. Однако можно выделить два основных подхода к пониманию правового нигилизма: в широком и в узком смыслах. В широком – он понимается как антипод правовой культуры [17, c. 35].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правосознание — это форма человеческого сознания, представляющая собой отражение правовой реальности, представляющая собой совокупность знаний, представлений, мыслей, убеждений и чувств, возникающих у индивидуума, группы лиц или всего общества по отношению к действующему праву и к правовой реальности.
С другой стороны, правосознание является одной из форм общественного сознания, потому что правовая норма — одна из разновидностей социальных норм. Как через другие различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают существующий мир, так и через правосознание люди воспринимают и отражают действительность.
Также другие формы общественного сознания, например, мораль, наука, религия отражает окружающую человека действительность в определённой сфере жизни человека, правовое сознание это делает в сфере права, то есть оно показывает правовую действительность, которая осуществляется в формах юридических знаний и их оценках.
Правовое сознание не только оказывает активное воздействие на регулирование разнообразных жизненных процессов в обществе и государстве, но и способствует консолидации как граждан, так и всех социальных групп. Правосознание способствует поддержанию и укреплению целостности общества, а значит и порядка в нем.
Здоровое правосознание общества, заключающиеся в уважении граждан к закону, содействует эффективному функционированию политической и правовой систем, то есть является своеобразным кирпичиком в фундаменте правового государства.
Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.
1. Арбузов А. В., Правовой нигилизм: теоретико-правовое исследование. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. СПб., 2006. 209 с.
2. Бабаев В. К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Нижний Новгород, 1998. 256 с.
3. Бельский К. Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982. 183 с.
4. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учебное пособие / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004. 564 с.
5. Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. 52 с.
6. Гранат H. Л. Понятие, структура и общая характеристика правосознания // Общая теория права. Академический курс: в 3 т. М., 2007. Т. 3. 441 с.
7. Голубева Л. A., Серебряков С.А. Профессиональная деформация правосознания современного юриста: правовой нигилизм и правовой цинизм // Актуальные проблемы юридической науки и практики: Гатчинские чтения - 2015: сб. науч. трудов по материалам Всероссийской научно-практической 63 конференции (г. Гатчина, 27 мая 2015 г.). Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2015. С. 14-18.
8. Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. - 2005. – № 6. С. 14-18.
9. Дюрягин И. Я. Советское право и правосознание. Правовая культура // Теория государства и права. М., 1985. 122 с.
10. Карпец И. И., Ратинов А. Р. Правосознание и причины преступности // Советское государство и право. 1968. № 12. С.24-25.
11. Ковалева, А. А. Правовой нигилизм: положительные аспекты «отрицательного» явления / А. А. Ковалева // Труды молодых специалистов Полоцкого государственного университета / Учредитель: Учреждение образования «Полоц. гос. ун-т». – Новополоцк, ПГУ, 2004. 2007. Вып. 19, С.29-30.
12. Ковалев С. А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. № 13. С. 35-38.
13. Короткова О. Н Теоретико-правовой анализ правосознания как необходимый компонент проведения политико-правовых реформ // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №11. С. 5-10.
14. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М, 1982. 287 с.
15. Кузьмин Ю. А. Смыслонесущие функции правосознания // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 162-167.
16. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность М.: Наука 1986. – 264 с.
17. Матузов Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. -№ 2. С.34-36.
18. Оразалиева А.М., Ажиметова З.А. Правовой нигилизм и правовой идеализм как форма деформации правосознания // Юридическая мысль. 2012. № 6 (74). С. 63-67.
19. Остроумов Г. С. Правовое осознание действительности. М.: Наука, 1969. 173 с.
20. Хачатуров Р. И. Формирование правовой культуры в условиях становления гражданского общества в России: политико-правовое исследование : дне. ... канд. юрид. наук. Казань. 2005. 28 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты