Глава 1. Актуальность, тенденции и перспективы развития дистанционного образования в вузах технического профиля
1.1. Дистанционное обучение. Достоинство и недостатки. Существующие сервисы для разработки курсов и организации онлайн обучения
1.2. Тенденции и перспективы развития дистанционного образования в вузах
Глава 1. Актуальность, тенденции и перспективы развития дистанционного образования в вузах технического профиля
1.1. Дистанционное обучение. Достоинство и недостатки. Существующие сервисы для разработки курсов и организации онлайн обучения
Появление новых технических возможностей, использование новых технологий в образовательном процессе позволяют в настоящее время организовывать учебный процесс на более высоком уровне, расширяя формы и методы его организации. Одной из таких форм является дистанционное обучение. А. А. Андреева, Е. С. Полат, А. В. Хуторский определяют дистанционное обучение как форму получения образования, когда взаимодействие преподавателя и студента, студентов между собой происходит на расстоянии, без личного взаимодействия, а с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Это, в свою очередь, требует формирования определенного уровня коммуникативной компетентности преподавателя, позволяющей полноценно использовать информационные и коммуникационные технологии в образовательной среде.
В современном мире информационные и коммуникационные технологии достигли такого уровня развития, что их уже можно использовать как средство для формирования зрелой виртуальной среды обучения. Им необходимо постоянно совершенствовать образовательные технологии, принимая во внимание широкое применение информационных и коммуникационных технологий в образовании, а также к новым технологиям во взаимодействии в обучении.
Чтобы обеспечить эффективное внедрение технологий дистанционного обучения в учебный процесс, в первую очередь необходимо обеспечить наличие у преподавателей соответствующих коммуникативных навыков. Очевидно, что, если сам преподаватель не подготовлен к этому делу, он не сможет создать условия для формирования определенных способностей учащихся, тем самым не создаст условия для эффективного учебного процесса.
Актуальностью развития дистанционного образования является социально-экономическое развитие современной Беларуси, которое определяет новые требования к подготовленности специалистов различного профиля и квалификации, что ориентирует систему профессионального образования на мировые стандарты качества образовательных услуг и оптимизацию методов и средств достижения поставленных целей в подготовке квалифицированных кадров. Развитие рынка технических инноваций требует от инженера способности эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях динамичной и высокотехнологичной профессиональной среды, что актуализирует задачи модернизации системы профессионального инженерного образования на новом уровне.
1.2. Тенденции и перспективы развития дистанционного образования в вузах
Развитие телекоммуникационных систем и глобализация в сфере образования привели к росту количества программ дистанционного обучения. Сейчас практически все вузы так или иначе вовлечены в этот процесс. Дистанционное обучение вошло в XXI век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.
ДО – понятие довольно широкое. В общем виде под ним понимаются все формы образования, которые осуществляются с ограниченным личным контактом субъектов образовательного процесса. Хотя при ДО используются традиционные методы педагогики, однако особый упор делается на информационные и телекоммуникационные технологии и технические средства. Мультимедиа и компьютерные сети являются важным компонентом информационных технологий, представляют интерес в системе образования. С развитием Интернета «сохранять дистанцию» стало проще, и уже сегодня в глобальной Сети представлены практически любые образовательные услуги, начиная от краткосрочных курсов повышения квалификации и заканчивая полноценными программами высшего образования [5].
Считается, что ДО не только должно прийти на помощь традиционному образованию, но и в значительной мере изменить представление о нем. По оценкам западных социологов, стандартную модель образования, согласно которой человек, однажды получивший квалификацию, пользуется полученными знаниями всю жизнь, уже можно считать устаревшей.
В настоящее время актуальна концепция непрерывного обучения, и диплом о высшем образовании уже не может рассматриваться как явное свидетельство наличия всех знаний, необходимых для занятия профессиональной деятельностью. Каждый выпускник должен много работать над самообразованием и постоянно повышать свой академический уровень. Только в этом случае он может рассчитывать на успешную карьеру, совмещая учебу и работу «на всю жизнь». Вот почему необходимы современные технологии.
ДО обеспечивает максимальную интерактивность учащихся и преподавателей, учащихся, групп учащихся и преподавателей, эффективную обратную связь.
Для образовательных организаций ДО может стать серьезным источником доходов, поскольку затраты на него значительно ниже, чем ведение живого образовательного процесса. Для студентов ДО также выгодно в силу низкой стоимости и гибкости, что может сделать образование более доступным. Более того, Интернет дает дополнительные возможности людям, которые живут вдали от крупных образовательных центров, и людям с ограниченными физическими возможностями.
Одним из достоинств ДО является возможность усваивать материал наиболее удобным способом. Это могут быть: аудиокурсы, видеолекции, интерактивные онлайн-семинары.
Дистанционное обучение делает процесс обучения более творческим и персонализированным, открывает студентам новые возможности для творческого самовыражения. Опыт показывает, что студенты дистанционного обучения становятся более самостоятельными, мобильными и ответственными [6].
1. Рубцов, В. В. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании / В.В. Рубцов. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 304 с.
2. Моор, С. М. Тенденции развития дистанционного образования за рубежом и в регионе / С.М. Моор // Налоги, инвестиции, капитал. – 2013. – № 1–3 (январь – июнь). – С. 95–100.
3. Фугелова, Т. А. От профессионально мобильного студента к конкурентоспособному специалисту / Т.А. Фугелова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (часть 6). – С. 1367–1370.
4. Тенденции и перспективы развития электронного образования : Международной научно-методической видеоконференции (г. Тюмень, 22 ноября 2013 г.) / под ред. В.В. Майера, С.М. Моор, С.В. Соколковой. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2014. – 88 с
5. Тульчинский, Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе / Г.Л. Тульчинский // Философские науки. – 2017. – №6. – С. 121- 136.
6. Отамирзаев, О.У. Использование интерактивных методов при преподавании электротехники / О.У. Отамирзаев, Д. Н. Зокирова, С.К. Вахобова // ScienceTime. – 2016. – №2(26)
7. Отамирзаев О.У., Зокирова Д.Н., Вахобова С.К. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов / О.У. Отамирзаев, Д. Н. Зокирова, С.К. Вахобова // Interna-tional Scientific Journal. – 2016. – № 4.
8. Дистанционное образование. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kazgasa.kz/ru/page/distancionnoe-obrazovanie.
9. Евдокимов, Ю.К. Учебно-методический комплекс «Разработка виртуальных и дистанционных лабораторных практикумов для инженерных дисциплин в среде LabVIEW» / Ю.К. Евдокимов, А.Ю. Кирсанов, А.Ш. Салахова. – КАИ: Казань, 2013. – С. 6-25.
10. Алексеев, В.Ф. Методология организации научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по дистанционной форме образования / В.Ф. Алексеев, Д.В. Лихачевский, Г.А. Пискун // Дистанционное обучение – образовательная среда XXI века: материалы X международной научно-методической конференции (Минск, 7–8 декабря 2017 года). – Минск: БГУИР, 2017. – C. 46–47.
11. Канаво, В. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.curator.ru/method.html.
12. Неиспользуемые возможности: дистанционное обучение – Газета.uz [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.uz/ru/2019/08/02/onlineeducation/.
13. Асмыкович, И.К. Применение информационных технологий при преподавании современных разделов математики в техническом университете / И.К. Асмыкович // Дистанционное обучение – образовательная среда ХХI века / Сб. материалов Х Межд. научно-методической конф. / Минск: БГУИР, 2017. – С.26-30.
14. Дистанционное обучение — доступное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.planetaedu.ru/articles/482.
15. Токмянин, В. В. Дистанционное образование: зависимость качества от формы обучения / В.В. Токмякин // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2015 г.). — СПб.: Реноме, 2015. — С. 370-372.