Представления о браке и семье у подростков из неполных семей
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Представления о браке и семье у подростков из неполных семей»
по дисциплине: «Семейная психология»
2021
45.00 BYN
Представления о браке и семье у подростков из неполных семей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Семейная психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник «Моя семья».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета установки и ценностные ориентации на создание семьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье (Т. Шрайбер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье подростков из полных и неполных семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье у мальчиков и девочек из полных семей .
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье у мальчиков и девочек из неполных семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье у мальчиков из полных и неполных семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье у девочек из полных семей и неполных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье у подростков 12-13 лет из полных и неполных семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье у подростков 16-17 лет из полных и неполных семей.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О БРАКЕ И СЕМЬЕ
1.1 Исследование представлений о браке и семье в работах зарубежных и отечественных авторов
1.2 Подростковый возраст и его особенности
1.3 Особенности формирования личности ребёнка в неполной семье
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БРАКЕ И СЕМЬЕ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Методики исследования представлений о браке и семье
2.2 Изучение представлений о браке и семье у подростков из неполных семей
2.3 Анализ результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день происходит трансформация образа семьи, появляются новые виды брака. Исторически сложившийся патриархальный тип семьи сменился нуклеарным, произошла ломка традиционной системы, что привело к гендерной социализации и распределению гендерных ролей в семье. Более того, за последние десятилетия произошло значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов брачно-семейного поведения, что повлекло за собой трансформации, которые демонстрируют изменения в добрачном поведении молодых людей, о чем свидетельствует все большее распространение феномена сожительства, которое становится практически обязательным добрачным этапом или абсолютной альтернативой официальному браку, а также, в свою очередь, из-за сожительств увеличивается возраст вступления в первый официальный брак или же вовсе происходит выбор в пользу бездетного и бессемейного существования [4, с. 175], что демонстрирует падение значимости самой семейной жизни. Если раньше семья создавалась для продолжения рода, то в современном мире она больше выполняет психотерапевтическую функцию. В связи с изменением культурных, семейных ценностей, гендерной социализации, выросло количество разводов. Развод является ненормативным кризисом жизненного цикла семьи и для супругов, и для детей развод выступает источником возникновения психической травмы. [29] В Республике Беларусь уровень разводимости оценивается как очень высокий, составляет 4,11 развода на 1000 человек, что выступает одной из демографических угроз устойчивому социально-экономическому развитию государства. Основной тенденцией числа разводов в Республике Беларусь за период 1970-2010 гг. является рост. Общее число разводов за указанные годы увеличилось в два раза - с 17060 до 36655. [3] По данным «Белстат» на 2017 год на 1000 человек приходится 3,3 развода, было заключено 6921 браков и оформлено 3224, то есть каждый второй брак распадается. [13]
Именно в семье закладываются основные ценности, модели поведения и взаимоотношения ребенка с другими людьми, причем этот опыт во многом предопределяет его поведение с окружающими людьми на протяжении всей жизни. Особенно актуально формирование образа будущей семьи в подростковом возрасте. Именно в этом периоде наиболее интенсивного развития, по мнению Л. Р. Аптикиевой и ее коллег следует делать акцент не только на особенностях физического и полового созревания, но и, прежде всего, на выработке жизненных правил, ценностей, на уровне социализации личности в целом. В этом возрасте происходит формирование представлений о своей будущей семье, осознание роли семьи, ее функций, взаимоотношений, осознание ответственности за своих будущих детей (Аптикиева Л. Р., 2015).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О БРАКЕ И СЕМЬЕ
1.1. Исследование представлений о браке и семье в работах зарубежных и отечественных авторов
Для понимания природы процесса формирования представлений о семье у подростков необходимо разобраться в сущности основных понятий темы.
Как и в западной, так и в отечественной социологической научной мысли семья анализируется на следующих уровнях теоретического познания: макроуровень и микроуровень.
Макроуровень анализа семьи представлен структуралистским, функционалистским и конфликтологическим подходами. На микроуровне применяются интеракционизм, этнометодология, теория обмена, психоаналитическая теория, социометрия и др.
Макросоциология изучает семью как институт, создающий вклад в общесоциальную динамику. Её невозможно заменить никакими другими социальными институтами или общественными учреждениями. При этом важным остаётся сохранение института семьи как определяющего посредника во взаимосвязи личности и общества.
В микросоциологическом подходе семья — малая социально-психологическая группа. Важным является жизненный цикл семьи, который предполагает циклический разворот семейных событий во множестве семей, а не в отдельной семье, где наблюдается хронологическая последовательность тех или иных действий. [16]
Наиболее современным является подход, который рассматривает семью как систему и выделяет шесть параметров семейной системы. В этом подходе объектом воздействия является не просто отдельный человек, а вся семья.
Первый параметр — это стереотипы взаимодействия. В семье сообщением является любое событие. Сообщения могут быть одноуровневые и двухуровневые. К одноуровневому можно отнести звук захлопнувшейся двери, поскольку оно идёт только по слуховому каналу. Примером двухуровневого сообщения является человеческое общение, где первый уровень — вербальный, второй — невербальный.
Второй параметр — это правила жизни семейной системы. Правила могут быть культурно заданными, которые разделяют большинство семей, а могут быть и уникальные для каждой отдельной семьи.
Третьим параметром семейной системы является семейный миф. Он представляет из себя сложное семейное знание, являющиеся продолжением такого продолжения, как «Мы — это..». Данное знание плохо осознается и формируется примерно в течении трёх поколений. Семейный миф необходим и функционален. Например, миф «Мы — дружная семья» функционирует в трудных или опасных условиях жизни.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БРАКЕ И СЕМЬЕ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Методики исследования представлений о браке и семье
Были отобраны несколько методик, который помогают изучить представлений о браке и семье. Так, опросник А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке» нацелен на уточнение представлений супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Данные показатели составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ). Также опросник Волковой А.Н. помогает уточнить представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
Таким образом, данная методика отображает функции семьи, распределение её ролей, а результаты позволяют выявить иерархии семейных ценностей супругов, сделать вывод о социально-психологической совместимости супругов в семье.
Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7-ми шкал: интимно-сексуальная шкала, шкала личностной идентификации с супругом(ой), хозяйственно-бытовая шкала, родительско-воспитательская шкала, шкала социальной активности, эмоционально-психотерапевтическая шкала, шкала внешней привлекательности. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». [15]
Для изучения представлений о семейных ценностях подходит опросник «Моя семья» Г.В. Вержибок. Данный опросник прошел апробацию на репрезентативной выборке – 354 чел. (студенты 18-26 лет из вузов г. Минска: МГЛУ и ГИУСТ БГУ), с целью определения его психометрических характеристик была выделена выборочная совокупность – 264 чел., факторизация осуществлялась на выборке 230 чел. [6]
Опросник «Моя семья» (МС) включает 12 вопросов, которые объединены в три базовые шкалы – значение, ценность семьи; правила, традиции семьи; история, родословная семьи. Шкала «значение, ценность» связана с благополучием и удовлетворенностью: семейное, реальное и потенциальное, толерантность к другим; шкалы «правила, традиции» – с отношением к жизни в семье и благополучием: семейное и реальное, ресурсы; шкалы «история, родословная» – с толерантностью к другим. Испытуемым предлагается оценить по 5-балльной шкале степень соответствия своим взглядам и поведению (от меньшего значения к большему): скорее, нет – 1 балл; едва ли – 2 балла; не знаю – 3 балла; скорее, да – 4 балла; в полной мере – 5 баллов. (Приложение 1)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья является одним из жизненно важных воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности сложно переоценить. Именно в семье перекликаются супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети близко к сердцу принимают все изменения в семье. Они особенно чувствительны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.
Особенно драматично дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, “холодного” отношения, отказа от ребенка и пр. Поэтому положительное общение с родителями – важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.
Современный высокий уровень разводимости в Республике Беларусь является не только свидетельством неблагополучия института брака и кризиса семьи, но выступает демографической угрозой и делает решение данной проблемы одной из приоритетных с позиций демографической безопасности и в целом устойчивого развития государства. [28]
Именно поэтому изучение представлений о браке и семье актуально на сегодняшний день, особенно актуально изучение представлений о браке и семье в подростковом возрасте, поскольку в этот период наиболее интенсивного развития происходит формирование представлений о своей будущей семье, осознание роли семьи, ее функций, взаимоотношений, осознание ответственности за своих будущих детей. В ходе работы были изучены представления о семье многих авторов, таким образом семья – это не просто «ячейка общества», а это система, имеющая свои параметры и стремящиеся к поддержанию постоянства внутри. Также были описаны психологические особенности подросткового возраста и влияние семьи в данный период на формирование представлений о браке и семьи. Так, По мнению психологов, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, аналетические, пространственные способности ребёнка за счёт развития способностей вербальных; процесс половой идентификации мальчиков и девочек происходит менее четко; возникновение трудностей обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; вероятен сценарий формирования избыточной привязанности к матери, так как отсутствует член семьи, который бы содействовал сепарации, помог бы «оторвать» его от матери и вывести в широкий мир. [22, c. 151]
Цель нашего исследования – изучение представлений о браке и семье у подростков из неполных семей. Нами были отобраны и проанализированы методики, соответствующие цели исследования. Выбрана методика для исследования: опросник «Моя семья» (Г.В. Вержибок), были освещены его основные шкалы, описан организационный аспект исследования.
1. Андреева, Т. В. Психология семьи: Учебное пособие. 3-е изд. / Т. В. Андреева. – СПб: Питер, 2014. – 336 с.
2. Андреева, Т. В. Психология современной семьи. Монография / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2001. – 436 с.
3. Антипова, Е. А. Тенденции разводимости в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Е. А. Антипова // Демографический электронный журнал Демоскоп Weekly – 2015. – № 649 – 650 – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0649/analit02.php#_ftn1.
4. Арзамасцева, А.А. Стратегии брачного выбора: гендерный аспект / А.А. Арзамасцева // Информационно-политический журнал «Политическое образование». – Изд-во УдГу. – №10. – 2010. – С. 18-31.
5. Бек, У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 383 с.
6. Варга, А. Я. Введение в систему семейную психотерапию: Краткий лекционный курс / А. Я. Варга. – Нижний Новгород: Нижнегородский гуманитарный центр, 2000. – С. 120.
7. Вержибок, Г. В. Разработка и апробация опросника «Моя семья» в образовательной среде (на примере студенческой молодежи) / Г. В. Вержибок // Приложение к научно-методическому журналу Вестник МГИРО – 2018. – № 1 (15). – С. 24-28.
8. Вержибок, Г. В. Семейная ментальность и гендерная культура белорусских студентов / Г. В. Вержибок // Женщины-ученые Беларуси и Казахстана : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 1–2 марта 2018 г. / редкол.: И. В. Казакова [и др.]. – Минск : РИВШ, 2018. – С. 124-125.
9. Думнова, Э. М. Брачно-семейные установки молодежи российского мегаполиса: гендерный аспект : на примере Новосибирска / Э. М. Думнова // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 363 (октябрь). – С. 47–50.
10. Кернберг, О. Ф. Отношения любви: Норма и патология / О. Ф. Кернберг. – М.: Класс – С. 340.
11. Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. – М. : Медицина, 1988. – С. 320.
12. Лагойда, Л.Г. Проблема подготовки современной молодежи к браку и пути ее решения / Л.Г. Лагойда // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – №5. – С. 84-87.
13. Майерс, Д. Психология: учебное пособие / Д. Майерс. – 2-е изд. – Минск: Попурри, 2006. – 848 с.
14. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2013. – 583 с.
15. Маценова, Е. Б., Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов: автореф. дисс. канд. психол. наук. / Е. Б. Маценова. – М: Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО, 2001. – С.24.
16. Нафикова, Г. З. Понятие неполной семье и её типы [Электронный ресурс] / Г. З. Нафикова // Вестник Башкирского университета. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-nepolnoy-semi-i-ee-tipy/viewer
17. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Главное статистическое управление Гродненской области Респ. Беларусь. – Режим доступа : https://grodno.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/sotsialnaya-sfera/demografiya_2/osnovnye-pokazateli-za-period-s-__-po-____gody_3/braki-razvody-i-obschie-koeffitsienty-brachnosti-i-razvodimosti/
18. Немцова, Г. В. Представления о будущей семье у подростков из полных и неполных семей [Электронный ресурс] / Психология и жизнь: актуальные проблемы кризисной психологии: материалы IV Международной научно-практической конференции // Г. В. Немцова. – Минск: БГПУ, 2019. Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/43442
19. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие/ В. Д. Балин [и др]., под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. – С. 560.
20. Семерикова, М. Г. Семья в системе факторов формирования готовности студенческой молодежи к общественно значимой деятельности дис. канд. социол. наук. / М. Г. Семерикова. – Минск, 2011. – С. 149.
21. Сергеева, В. П. Основы семейного воспитания / В. П. Сергеева, Э. К. Никитина, М. Н. Недвецкая, Н. А. Виноградова. – М.: Академия, 2010. – С. 192.
22. Сизанов, А. Н., Проблемы семьи и брака: Школьный практикум. / А. Н. Сизанов. – Мн., 1993. – С. 87.
23. Тенькова В.А. Представления о браке в юношеском возрасте / В.А. Тенькова, Н.А. Шевченко // Психология психических состояний: сборник статей / Казанский (Приволжский) федеральный университет – Казань, 2017. – С. 263-267.
24. Торохтий, В. С. Психологическое здоровье семьи: учеб.-метод. пособие / В. С. Торохтий, О. Г. Прохорова. – СПб.: КАРО, 2009. – С. 159.
25. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления / И. Д. Фельдштейн. – М.: МПСИ: «Флинта», 1999. – С. 672.
26. Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка / Н.Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – С. 295.
27. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. – М.: Владос пресс, 2006. – С. 270.
28. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей/ В. М. Целуйко. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – С. 288.
29. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – С. 768.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник «Моя семья».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета установки и ценностные ориентации на создание семьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье (Т. Шрайбер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье подростков из полных и неполных семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье у мальчиков и девочек из полных семей .
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье у мальчиков и девочек из неполных семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье у мальчиков из полных и неполных семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье у девочек из полных семей и неполных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье у подростков 12-13 лет из полных и неполных семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Таблица первичных эмпирических данных представлений о браке и семье у подростков 16-17 лет из полных и неполных семей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты