Технология социальной адаптации
РИПК Минтруда и соцзащиты (Республиканский Институт повышения квалификации и переподготовки работников)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Технология социальной адаптации»
по дисциплине: «Технология социальной работы»
2021
45.00 BYN
Технология социальной адаптации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Технология социальной работы
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие социальной адаптации
1.2 Особенности социальной адаптации различных групп населения
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
2.1 Организация, методы и методика исследования
2.2 Результаты проведенного исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Социальная адаптация как важное явление в жизнедеятельности человека, претерпевает существенные изменения по мере старения, которое представляет собой совокупность биологических процессов, происходящих в системах и органах человеческого организма в связи с возрастом. По мнению Е.И. Холостовой, «социальная адаптация – это процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации» [25, c. 121].
Проблемы социальной адаптации были представлены в трудах таких ученых как: Н.Ф. Березина, В.А. Бодрова, С.А. Ларионова, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, Я.Л. Коломинского, Д.М. Лукашенко, Н.Н. Мельниковой, О.О. Ольшанского, О.В. Поздняков, Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин, Л.В. Зеленой и др.
Адаптация представляет собой совокупность реакций организма человека, которые поддерживают его функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды. Любая адаптация является интеграцией, предполагая вовлечение в процесс адаптации биологических систем всех уровней организации.
Объект исследования: процесс социальной адаптации людей.
Предмет исследования: технология социальной адаптации (на примере различных групп населения)
Цель работы: выявить особенности социальной адаптации различных групп населения.
Задачи:
- раскрыть понятие «социальная адаптация» в психологической литературе;
- выделить проблемы социальной адаптации различных групп населения;
- охарактеризовать основные направления по социальной адаптации с различными группами населения;
- провести эмпирическую работу по изучению социальной адаптации людей с различными группами населения.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по теме;
- эмпирический (методика К. Роджерса и Р. Даймонда «Диагностика социально-психологической адаптации»).
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие социальной адаптации
Термин «адаптация (от лат. «приспособление») рассматривается в психологическом, педагогическом, социальном, медицинском аспектах. Адаптация (приспособление) представляет собой совокупность реакций организма человека, которые поддерживают его функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды. Любая адаптация является интеграцией, предполагая вовлечение в процесс адаптации биологических систем всех уровней организации [22, с. 15].
Понятие адаптации в психологии принято рассматривать в связи с целенаправленной перестройкой психики индивида под влиянием объективно существующих факторов внешней среды, способствующей к равновесию личностного функционирования в системе различных отношений.
В рамках психофизиологического подхода психическая адаптация рассматривается в качестве процесса установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, позволяющей удовлетворять основные потребности (Н.Ф. Березин).
В работе В.А. Бодрова рассматриваются три группы психологических механизмов адаптационного процесса:
– общий психологический механизм, указывающий на неразрывную связь физиологических и психологических процессов;
– психические процессы, обуславливающие адаптацию (когнитивные процессы: мышление, внимание, восприятие и др.);
– личностные механизмы адаптации [15, c. 38].
Во многих исследованиях концепция адаптации раскрывается через концепцию «адаптивности», которая понимается как способность развивать подходящие модели поведения и активности на основе человеческих качеств. Адаптивность, будучи способностью к адаптации, выражает уровень врожденных и приобретенных качеств человека в течение жизни. В некоторой степени адаптивность определяется генами, в зависимости от характеристик биохимических реакций личности человека, которая определяет различные реакции на стресс.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
2.1 Организация, методы и методика исследования
Цель исследования – определение особенностей социально-психологической адаптации на примере различных групп населения.
Для ее реализации цели были определены следующие этапы работы:
Подготовительный этап – подобрать выборку участников исследования;
Основной этап – провести исследование, направленное на изучение особенностей социально-психологической адаптации различных групп населения;
Заключительный этап – обработать результаты, сделать выводы.
Для проведения исследования использовалась методика: «Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» (Приложение 1).
Цель: изучение особенностей социально-психологической адаптации.
Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки, тестируемых на социально-желательные ответы.
В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» - не решаюсь отнести это к себе.
Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:
1. «Адаптация»;
2. «Приятие других»;
3. «Интернальность»;
4. «Самовосприятие»;
5. «Эмоциональная комфортность»;
6. «Стремление к доминированию».
Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.
Обнаружить какие-либо более подробные данные, связанные с различными психодиагностическими аспектами методики (предназначение, авторская концепция адаптации, психометрические параметры и др.) не удалось.
Для определения особенностей социально-психологической адаптации лиц нами было подобрано 40 человек различных групп населения, а именно: 10 пожилых (поступивших в дом-интернат за последние 2 месяца), 10 инвалидов (проживающих в доме-интернате 2 месяца), 10 сирот (поступивших в дом-интернат за последние 2 месяца) и 10 судимых (вышедших на свободу 2 месяца назад). Нами выбраны именно эти люди, так как на данный момент у них происходит заново адаптация к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ряде исследований понятие адаптации раскрывается через понятие «адаптивность», под которым понимается способность вырабатывать адекватные условиям способы поведения и деятельности на основе присущих человеку качеств. Адаптивность, будучи способностью к приспособлению, выражает уровень врожденных и приобретенных в процессе жизни качеств индивида. В некоторой степени адаптивность обусловлена генетически, зависит от особенностей биохимических реакций, метаболической индивидуальности индивида, определяющей различные типы реагирования на стрессовые воздействия.
В рамках социально-психологического подхода понятие адаптации рассматривается как социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Такое состояние позволяет личности без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполнять ведущую деятельность, удовлетворять основные потребности, соответствовать ролевым ожиданиям группы и переживать состояние самоутверждения.
В результате проведенного эмпирического исследования с целью определения особенностей социально-психологической адаптации на примере различных групп населения с помощью опросника «Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» можно подвести итог: пожилые люди и инвалиды имеют стремление приспосабливаться к условиям социальной среды, в больше степени принимают реальность такой, какая она есть, могут частично брать ответственность за себя. У них выявлена наиболее удовлетворенное психологическое и физиологическое состояния. Также данные группы имеют тенденцию доминировать. У сирот нет тяготения к социальной адаптации, они не принимают себя, а также есть проблемы с принятием окружающих. Группа людей, которые были судимы характеризуются асоциальностью, не ориентированностью в своем внутреннем мире, отсутствием психологической удовлетворенности.
1. Дементьева, Н.В. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника / Н. В. Дементьева, Е. Ю. Шаталова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 295 с.
2. Дементьева, Н.Ф. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей [Текст]: учеб. пособие / Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова. – М.: ИНФРА, 2005. – 486 с.
3. Дыскин, А.А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан / А. А. Дыскин, Э. И. Танюхина. – М.: Логос, 2000. – 224 с.
4. Зарецкий, А.Д. Менеджмент социальной работы: учебное пособие / А.Д. Зарецкий. – Изд. 2-ое, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 187 с.
5. Зеленая Л. В. Проблема адаптации в педагогической психологии. Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). Казань: Бук, 2016. – c. 43 - 45.
6. Зозуля, Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова. – М.: «Академия», 2009. – 304 с.
7. Инвалиды: факты и статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://beloi.by.
8. Иржанова, А.А. Актуальные проблемы пожилого возраста в современном мире / А.А. Иржанова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – с. 114–116.
9. Леонтьева, А.Г. Социальная защита населения: учебное пособие / А.Г. Леонтьева. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2008. – 216 с.
10. Лукашенко Д.В. Система социально-психологической адаптации личности к служебной деятельности: монография / Д.В. Лукашенко. – М., 2018. – 123 с.
11. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.
12. Новоженина, И.В. Социальная поддержка как фактор качества жизни лиц с ограниченными ментальными возможностями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sympa-by.
13. О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XІІ; с изменениями и дополнениями: текст по состоянию на 16 ноября 2010 г. № 192-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com.
14. Организация объединенных наций (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/index.html.
15. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 368 с.
16. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы / И.В. Пантюк. – Минск: Амалфея, 2010. – 388 c.
17. Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 416 с
18. Социальная адаптация и социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов: комплексный подход: сб. науч. ст. / под общ. ред. М.М. Гладковой. – Балашов: Николаев, 2009. – 76 с.
19. Социальная адаптация пожилых и инвалидов: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. refleader.ru›bewujgatyqas.html.
20. Социальная работа в вопросах и ответах / под ред. Е.П. Агаповой. – Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009. – 324 с.
21. Социально-психологическая адаптация личности: тексты лекций / Н. Н. Мельникова. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2016. – c. 51.
22. Теория и методология социальной работы [Текст]: учебное пособие / под ред. С.И. Григорьева. – М.: Академия, 2010. – 594 с.
23. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие / В.А. Филатова, М.В. Станкова, Т.В. Щитова, Е.М. Кузнецова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 124 с.
24. Тюрина, Н.В. Понятие адаптации в современной психологии / Н.В. Тюрина // Вестник АГТУ. – 2007. – №2. – с. 164–168.
25. Холостова, Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 220 с.
26. Шабанов, В. Развитие социального обслуживания пожилых людей – одно из ключевых направлений социальной работы / В. Шабанов // Социальная работа. – 2004. – № 1. – С. 6-9.
27. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни) / В.Д. Шапиро. – М., 2004. – 230с
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты