Понятие пределов действия нормативно-правовых актов
МИТСО (Международный университет) Гомельский филиал
Курсовая работа (проект)
на тему: «Понятие пределов действия нормативно-правовых актов»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Понятие пределов действия нормативно-правовых актов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1.1 Понятие и признаки нормативного правового акта
1.2 Юридическая сила нормативного правового акта
ГЛАВА 2 ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
2.1 Действие нормативных правовых актов во времени
2.2 Действие нормативных правовых актов в пространстве
2.3 Действие нормативных правовых актов по кругу лиц
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время основным источником права в странах романо-германской правовой системы является нормативный правовой акт. Понимание его теоретической сущности позволяет хорошо ориентироваться любому гражданину в действующем законодательстве. В данной работе исследуются теоретические аспекты пределов действия нормативных правовых актов с учетом реальностей в Республике Беларусь.
Нормативные правовые акты создаются с целью урегулировать определённые общественные отношения, придать им устойчивость, организованность, системный характер, способствовать их прогрессивному развитию.
Чтобы правильно реализовать нормативный правовой акт, необходимо установить пределы его действия.
Установить пределы действия нормативного правового акта - значит определить:
– на какие общественные отношения положения акта распространяются (предметное действие);
– с какого времени акт вступает в юридическую силу и по какое время она сохраняется (действие во времени);
– на какую территорию он распространяется (действие в пространстве);
– каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц).
Установление данных пределов имеет большое значение для верного применения норм права, выполнение законом обязанностей и для правоохранительной деятельности компетентных органов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования.
Целью курсового исследования является определение понятия и пределов нормативных правовых актов.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
– исследовать понятие и признаки нормативного правового акта;
– охарактеризовать юридическую силу нормативного правового акта;
– рассмотреть действие нормативных правовых актов во времени;
– проанализировать действие нормативных правовых актов в пространстве;
– исследовать действие нормативных правовых актов по кругу лиц.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в связи реализацией пределов действия нормативных правовых актов.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1.1 Понятие и признаки нормативного правового акта
Еще с древних времен право предстает в нескольких разновидностях своей внешней фиксации (источники права) или областей регулирования (отрасли права).
Вишневский А.Ф. считал, что «источник права в юридической науке употребляется, как правило, в формальном значении. В юридическом (формальном) смысле формы (источники) права - это способы официального выражения, закрепления (объективации) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы» [1, с. 127].
В общей теории права принято считать, что источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.
Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.
Самыми распространенными и типичными среди источников права были и остаются правовые обычаи и законы, принятые и поддерживаемы государственной властью. Обычное право (правовые обычаи) – это основанные на частном употреблении широко известные правила правового назначения, регулирующие в догосударственном обществе отношения.
Закон в отличие от права есть письменно фиксируемое формальное предписание верховной власти в государстве, которое применимо лишь в пределах этого государства и подвластных ему территорий. Государственный аппарат власти и управления располагает возможностями для принудительного исполнения требований закона, если одного убеждения недостаточно. Кроме того, знание о праве можно получить из юридических документов, сообщающий о правовой, главным образом судебной, практике [2, с. 8].
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативные правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.
ГЛАВА 2 ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
2.1 Действие нормативных правовых актов во времени
Нормативный правовой акт действует бессрочно до прекращения его действия, если в тексте нормативного правового акта не оговорено иное [5].
Весьма важно определить, с какого именно момента соответствующий нормативный правовой акт приобретает юридическую силу и до какого момента эта сила сохраняется.
Определение времени начала действия актов связано с понятием их опубликования, то есть помещения текста акта в официальном издании.
Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее целесообразным считается тот вариант, при котором устанавливается определенный период времени, необходимый для ознакомления заинтересованных субъектов с содержанием акта, что повышает эффективность регулирования.
На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других – с момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться и по истечению определенного срока после их опубликования.
Так, согласно Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок [17].
Декреты Президента публикуются и вступают в силу в таком же порядке. Ненормативные правовые акты (решения Конституционного Суда, постановления пленума Верховного Суда) вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.
Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга субъектов. В таком случае они могут не публиковаться, а направляться непосредственно соответствующими органами для применения. Также акты начинают действовать обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
НПА является официальным документом уполномоченного государственного органа (должностного лица) или референдума, содержащим общепринятое правило поведения, предназначенное для неограниченного числа лиц и неоднократного применения.
К основным характеристикам НПА относятся: государственно-властный характер, нормативный характер, общеобязательность, процедурность, иерархия и т.д.
Юридическая сила НПА является характеристикой НПА, которая определяет:
– обязательность применения в отношении определенных общественных отношений;
– его подчиненное отношение относительно других НПА.
В зависимости от юридической силы все НПА делятся на две части: законодательные акты и подзаконные. Чтобы правильно определить юридическую силу НПА, применяемой в случае возникновения коллизии, необходимо следовать определенным правилам, содержащимся в Законе о НПА.
Наработки многих ученых-юристов по вопросу нормативного правового акта позволяют создать любому современному государству доступную систему законодательства, характерную для демократического общества. Для правоприменения знание теории особенностей «нормативного правового акта» позволяет не только решать сложные практические вопросы, но и прогнозировать ход развития законодательства с учетом социально-политических условий.
В Республике Беларусь нормативные правовые акты образуют ядро правовой системы и имеют иерархическую структуру.
Рассмотрение таких составляющих, как юридическая сила и иерархичность в аспекте общеобязательности, позволяет сделать вывод о том, что при любой коллизии, и, прежде всего, при противоречии предписаний, находящихся в разноуровневых нормативных правовых актах, но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, большую юридическую силу имеет норма права вышестоящего нормативного правового акта.
Так, высшей юридической силой в Республике Беларусь обладает Конституция Республики Беларусь. В преамбуле к Конституции указывается, что «..Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь».
1. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права / А.Ф. Вишневский. - Мн.: Тесей, 2019. - 256 с.
2. Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Норма, 2017. – 752 с.
3. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учеб.пособие,-М.: Зерцало, 2016. – 635 с.
4. Богатова, О.В. Нормативный правовой акт как источник права (теоретический аспект): автореф. дис. канд. юрид. наук / О.В. Богатова. – Москва, 2014. – 185 с.
5. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г., № 130-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – М.: Юристъ, 2018. – 414 с.
7. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2014. – 410 с.
8. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Проспект, 2016. – 568 с.
9. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства: учебник / В. В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2017. – 520 с.
10. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: учебник / В. С. Нерсесянц. – М.: ИНФРА_М, 2016. – 560 с.
11. Шевчук, Д. А. Теория государства и права: конспект лекций / Д. А. Шевчук. – М.: Эксмо, 2015. – 299 с.
12. Бочков, А. А. Общая теория права: учебник в 3 ч. / А. А. Бочков, В. В. Янч. – Ч. 3. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 150 с.
13. Иванов, А. А. Теория государства и права / А. А. Иванов, В. П. Иванов. – М.: Юриспруденция, 2017. – 303 с.
14. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
15. Василевич, Г. А. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» / Г.А.Василевич. — Минск: Право и экономика, 2018. — 128 с.
16. О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359: Указ Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 № 267 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
17. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004). – Мн.: Амалфея, 2006. – 48 с.
18. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.; одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
19. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций: Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
20. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
21. Василевич, Г.А. , Дробязко, С.Г. Комментарий к закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» // Консультант – плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. Поляков, А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода / А. В. Поляков. - М.: Академия, 2014. – 863 с.
23. Широков, А.Т. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Т. Широков. – Мн.: Акад. упр.при Президенте Респ. Беларусь, 2015. – 210 с.
24. Шершеневич, Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / Вступительная статья, Е.А. Суханов. – М.: Фирма «СПАРК», 1995. – 556 с.
25. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З. Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.
26. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. № 370-З : принят Палатой представителей 24 января 2000 года : одобрен Советом Республики 31 января 2000 года // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.
27. Иванов, В.С. Основы права Республики Беларусь / В.С. Иванов. - Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ БГПА, 2018. – 536 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты