Формирование у младших школьников представлений и понятий о неживой природе во втором классе
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование у младших школьников представлений и понятий о неживой природе во втором классе»
по дисциплине: «Методика преподавания в начальных классах»
2021
45.00 BYN
Формирование у младших школьников представлений и понятий о неживой природе во втором классе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания в начальных классах
Организация: Средняя школа №33, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Экологический светофор» (Л.А. Коноплёвой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты теста «Живая и неживая природа».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Живая и неживая природа».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА
1.1 Методика формирования знаний о явлениях неживой природы
1.2 Анализ программы и учебного пособия по разделу «Неживая природа и человек» во втором классе
ВЫВОД
Глава 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЯВЛЕНИЯХ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1 Описание констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
2.2 Характеристика формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
ВЫВОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
С первых дней жизни детей окружают явления неживой природы: в летний период они ощущают тепло яркого солнца, теплых проливных дождей, могут наблюдать на небе за яркой грозой; в зимний период с удивлением наблюдать из окна за вьюгой, чувствовать, как мороз пощипывает щеки. Дети с удовольствием собирают различные камни, рисуют мелом на асфальте, играют с песком и водой – это все предметы и явление неживой природы, которые входят в их жизнедеятельность, и являются объектами наблюдений и игры. Это неотъемлемая часть, для формирования понятий о неживой природе.
Проблема формирования и развития понятий, как в теории методики, так и в практике обучения – одна из наиболее актуальных. На протяжении истории развития начального естественнонаучного образования эта проблема привлекала к себе внимание многих ученых. Среди них – педагоги К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, К.П. Ягодовский и др.
В. А. Сухомлинский писал «Мы стремимся к тому, чтобы на школьном дворе ребенок везде видел красоту природы, которая становится еще красивее оттого, что к ней приложил заботу он, ребенок» [5].
В природе все взаимосвязано: животные, почва, растения, реки, солнце и др. и находятся в неразрывной связи – живая природа не может обходиться без неживой. Растение живут благодаря тому, что корнями они пронизывает землю и впитывают из нее влагу и питательные вещества, стеблями тянутся вверх, а листья разворачиваются к солнцу, поглощая его свет и тепло.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у животных и растений. Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой воде. Люди так же научились использовать природные ресурсы в строительстве, для изготовления предметов быта.
Таким образом, целью базовой школы должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологических понятий, т.к. они являются основой формирования экологической культуры. В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и непрерывно формировать экологические понятия о закономерностях взаимоотношения природы и общества, природы и человека. Этим и объясняется актуальность данной работы, что и определило выбор темы исследования: «Формирование представлений и понятий о неживой природе у младших школьников».
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА
1.1 Методика формирования знаний о явлениях неживой природы
Экологическое образование можно рассматривать как один из элементов образования детей, направленный на овладение учениками научными основами взаимодействия природы и человека. Целью которого будет стоять формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности [8].
Экологическая культура как личностное качество должно развиваться в совокупности с следующими основными факторами экологического воспитания, которые оказывают ключевое влияние на ребенка в младшем школьном возрасте: семья; детские учреждения образования; школа; вненешкольные учреждения образования; средства массовой информации; самовоспитание [2].
Для успешного формирования представлений и понятий о неживой природе следует соблюдать такие принципы как:
1. следование целостному развитию личности ребенка (одновременное воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы);
2. нацеленность на индивидуальные, личностные особенности развития;
3. воспитание экологической культуры детей согласно их возрастному развитию (от младшего к старшему возрасту);
4. социокультурная преемственность;
5. субъектность (ребенок является активным участником познавательной экологической деятельности);
6. учет потенциала и конкретной социально-экономической ситуации региона;
7. поднятие уровня экологической культуры самого учителя [6].
Выбор методов и приемов обучения зависит от целей, содержания, наличия качественного и яркого учебного материала, степени подготовленности учащихся к восприятию новой информации, их организованности, дисциплины и возрастных особенностей. Младшим школьникам свойственна неустойчивость в процессах регуляции и концентрации своего внимания, быстрая утомляемость. Исходя из этих фактов педагог должен использовать различные методы и приемы учебной деятельности, воспитательной работы, чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой, использовать элементы игры, загадки, сюрприза [12].
Глава 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЯВЛЕНИЯХ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1 Описание констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Целью опытно-экспериментальной работы стояло изучение процесса формирования представлений и понятий о неживой природе у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняло 27 детей 2-го класса в возрасте 7-8 лет на базе ГУО «Средняя школа №33 г. Могилева».
Были выделены задачи опытно-экспериментального исследования:
1. Изучить состояние экологического образования младших школьников.
2. Подобрать диагностику представлений о неживой природе у обучающихся второго класса.
3. Создание и применение на практике необходимых методических мероприятий по развитию и формированию недостающих знаний у учеников.
4. Выявить целесообразность дополнительных методических мероприятий по формированию понятий о неживой природе у обучающихся второго класса.
Ход проведения опытно-экспериментальной работы состоял из следующих этапах:
1. Констатирующий эксперимент. Выяснение общего уровня знаний детей 2-го класса о природе, уровень экологической грамотности, умение различать живую и неживую природу;
2. Формирующий эксперимент. Создание и апробация серии мероприятий по формированию представлений и понятий о неживой природе с использованием информационно-коммуникационных мероприятий.
3. Контрольный эксперимент. Проведена повторная диагностика представлений и понятий о неживой природе с целью сравнительного анализа апробированных мероприятий и уточнения приобретенных знаний детьми 2-го класса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С первых дней жизни детей окружают явления неживой природы: в летний период они ощущают тепло яркого солнца, теплых проливных дождей, могут наблюдать на небе за яркой грозой; в зимний период с удивлением наблюдать из окна за вьюгой, чувствовать, как мороз пощипывает щеки. Дети с удовольствием собирают различные камни, рисуют мелом на асфальте, играют с песком и водой – это все предметы и явления неживой природы, которые входят в их жизнедеятельность, и являются объектами наблюдений и игры. Это неотъемлемая часть, для формирования понятий о неживой природе. Целью базовой школы должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологических понятий, т.к. они являются основой формирования экологической культуры. В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и непрерывно формировать экологические понятия о закономерностях взаимоотношения природы и общества, природы и человека.
Экологическое образование можно рассматривать как один из элементов образования детей, направленный на овладение учениками научными основами взаимодействия природы и человека. Целью которого будет стоять формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности
Процесс формирования представлений и понятий о неживой природе у младших школьников разнообразен и является эффективным на уроках и внеклассной деятельности. Они развивают у детей навыки творчески мыслить и оценивать свои действия, выстраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Изучения учебного раздела «Неживая природа и человек» является ключевым моментом в формировании у ребенка знаний, пониманий, представлений, способности проанализировать и дать развернутый ответ на такие вопросы, как: природа живая и неживая; отличительные признаки объектов неживой природы и живых организмов; человек – часть живой природы; связь живой и неживой природы; роль неживой природы в жизни людей.
В ходе проводимого исследования было выявлено, что у учеников недостаточный объем знаний по заданной теме, большинство детей испытывают трудности в ходе выполнения тестирования, уточняют смысл и значение, предлагаемых им определений, не проявляют инициативу в выполнении заданий, не могут логично сформулировать и донести до собеседника ответ. Однако, можно сказать, что нехватка знаний детей по определенным темам легко восполняется проведением дополнительной работы с детьми. До проведения формирующего этапа исследования количество детей с средним уровнем развития знаний о неживой природе было значительно выше нежели после проведенной с ними работы, что свидетельствует о повышении уровня знаний о неживой природе благодаря дополнительно проводимым методам работы с детьми.
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие для студентов. учрежд. средн. проф. образования пед. профиля / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепина. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
2. Бобылева, Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников : учеб. пособие / Л.Д. Бобылева. – Вл., ИнФО, 2006. – 191 с.
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 3 классе. Методические беседы : книга для учителя / Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1997, с. 13-15
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы : книга для учителя / Н. Ф. Виноградова. – М.: «Вента-Граф», 2005, 240 с.
5. Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания : учеб. пособие / Л. И. Егоренков. - М.: Прометей, 1996, 177 с.
6. Захарова Н. М., Баранов А. В. Экологическое воспитание учащихся начальной школы // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 13. – С. 57-59.
7. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе : учеб. пособие / А. Н. Захлебный, А. В. Баранов. – М.: Просвещение, 1984, 160 с.
8. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования : учеб. пособие / И. Д. Зверев. – М.,1980, 116 с.
9. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе : пособ. для учителя / Л. П. Симонова. – Тобол: Академия, 1999, 88 с.
10. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты : пособ. для родителей и педагогов / И. В. Цветкова. – Ярославль: Академия развития, 1997, 192 с.
11. Трафимова, Г.В Человек и мир. 2 класс : книга для чтения : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
12. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры : учеб. пособие / Л. А. Чистякова. — Урал: ГАРК. — 1998. 377 с.
13. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания Человек и мир. IІ класс. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Экологический светофор» (Л.А. Коноплёвой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты теста «Живая и неживая природа».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Живая и неживая природа».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты