Особенности преподавания классического танца в детском хореографическом коллективе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности преподавания классического танца в детском хореографическом коллективе»
по дисциплине: «Классический танец»
2021
45.00 BYN
Особенности преподавания классического танца в детском хореографическом коллективе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Классический танец
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
Введение
1. Особенности формирования детского хореографического коллектива
2. Понятие классического танца
3. Методика преподавания классического танца в детском хореографическом коллективе
Заключение
Список используемых источников
Введение
Искусство танца всегда привлекало внимание детей благодаря своей невероятной красоте и выразительности исполнения. Любительская хореография стала обычным явлением, как в образовательных, так и в культурных учреждениях. Работа хореографических отделений в школах искусств и хореографических училищах показала, что хореографическое искусство является важной формой эстетического воспитания детей путем приобщения их к искусству хореографии. Искусство танца должно быть доступно более широкому кругу детей и молодежи, чтобы обеспечить развитие индивидуальных способностей учащихся.
Сохранение и развитие основ методики школы классического танца является одним из краеугольных камней в фундаменте сохранения классического наследия. Развитие методов обучения танцу приобретает сегодня все большее значение, поскольку каждая новая техника, новый взгляд на ту или иную проблему, новые формы и методы исполнения способствуют развитию и преобразованию искусства танца.
Дети, увлеченные искусством танца, присоединились к любительскому хореографическому коллективу. Они проявляют усердие и настойчивость в изучении и освоении знаний и навыков танца. Приобщая детей к классическому танцу, учителя имеют прекрасную возможность влиять на своих учеников на протяжении всего обучения.
Мы согласны с Н.П. Базаровой, С.Н. Головкиной и другими, что в основе педагогических требований к определению содержания методики преподавания и организации курса уроков классического танца лежит принцип воспитывающего обучения. Между образованием и воспитанием существует неразрывная связь. Педагогический процесс построен таким образом, что участники группы приобретают знания, умения и навыки, одновременно формируя черты характера, мировоззрение и установки.
Занятия классическим танцем и хореографией в целом создают благоприятные условия для эстетического воспитания детей и оказывают положительное влияние на их физическое и культурное развитие. Можно утверждать, что танцевальная хореография обладает ценными возможностями для широкой реализации образовательных целей.
Однако следует отметить, что, несмотря на достаточное количество методического материала, посвященного изучению педагогики и методики классического танца, по-прежнему мало внимания уделяется современной технической разработке подробных классов классического танца для любительских хореографических коллективов [1, с.40].
Работа со студентами первого курса начинается в два периода. Первый – начальная работа в центре зала, второй - постановочная работа у станка.
1. Особенности формирования детского хореографического коллектива
Дети – это особая категория людей. Все они – личности, каждая со своим характером. Они очень эмоциональны и их легко обидеть. Одной из особенностей детского творчества является его универсальность. Для него характерна открытость миру, на который дети смотрят с оптимизмом. Она сосредоточена не на том, что необходимо, а на том, что возможно. Импульс к исследованию мира – это врожденное качество ребенка, уходящее корнями в бессознательное. Подобно траве, стремящейся захватить все вокруг себя, активность ребенка направлена на все сферы человеческой жизни, и он пытается овладеть тем, что есть у людей.
Среди множества форм художественного образования, доступных молодому поколению, хореография занимает особое место. Занятия танцами учат не только понимать и создавать красоту, но и развивают воображение и фантазию, прививают развитие гармоничных форм. Как и другие виды искусства, хореография танца обладает огромным потенциалом для общего эстетического развития детей, а также для их гармоничного умственного и физического развития. Через хореографию дети получают знания о красоте и эстетическое восприятие хорошего, плохого, красивого и уродливого [2, с.92].
Специфика искусства танца как средства воспитания заключается в том, что в нем концентрируется творческий опыт личности, ее духовное богатство; в различных видах танцевальных произведений художник выражает свое эстетическое отношение к бесконечной эволюции общественной жизни и мира природы. Душа человека, его эмоции, вкусы и идеалы отражаются в танце [3, с.124].
Танцевальное представление – это огромный источник материала для изучения жизни. Выявив основные тенденции жизни, хореограф воплощает их в этом пропитанном кровью танцевальном образе, который оказывает огромное эмоциональное воздействие на каждого зрителя, заставляя его задуматься о своем месте в мире. Здесь наблюдается накопление творческих влияний на других и большое разнообразие, включая:
Эстетические впечатления. Каждое танцевальное произведение вызывает чувство ответственности у зрителей, которые любят и ненавидят, борются и страдают вместе с героями.
Синхронность в искусстве танца означает развитие чувства ритма, слышание и понимание музыки, соответствие движений музыке, а также развитие и тренировку мышечной силы корпуса и ног, пластики рук, грации и выразительности. Движения, используемые в хореографии, проходят длительный процесс отбора и оказывают положительное влияние на здоровье детей. Занятия танцами развивают правильную осанку, прививают основы этикета и дают понимание искусства выступления.
2. Понятие классического танца
Классический танец является основой хореографии. Классический танец позволяет познать все тонкости балета и ощутить гармонию движения и музыки. Многие могут возразить, что зачем заниматься «старыми» вещами, когда есть так много новых современных тенденций. Но вы должны понимать, что все новое происходит из танцев прошлых веков. Таким образом, классицизм вобрал в себя все самые красивые движения из многовекового народного и бытового танца, постепенно совершенствуя положение рук и ног, головы и корпуса.
Названия всех танцевальных движений в классическом танце даны на французском языке, поэтому танцоры из разных стран без труда понимают друг друга. Занятия классическим танцем - это отличный способ улучшить гибкость, координацию движений, силу двигательных органов, выносливость, физическое и интеллектуальное развитие и научиться управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и грациозно, даже если это такое простое движение кисти, ноги или головы.
Дети, занимающиеся классическим танцем, имеют возможность приобрести правильную осанку тела и исправить некоторое искривление позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных танцевальных стилей продолжают заниматься классическим танцем, поскольку его основы универсальны. В классах классического танца преподаются основные позиции рук и ног, правильная осанка тела, терминология и история балета, развивается музыкальность, устойчивость и координация, а также подготовка к небольшим классическим выступлениям в форме этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основаны на выносе угла наружу - одном из самых важных качеств в классическом танце и обязательном для любого сценического танца.
Развитие выносливости и работы ног необходимо независимо от того, на какую высоту поднимается нога. Выдержка поддерживает ногу и приводит ее в правильное положение, помогая сформировать чистоту движения и сгладить угол, образуемый пяткой при подъеме ноги. Отсутствие гибкости в колене, лодыжке и голени препятствует свободному движению ноги, делая ее зажатой и невыразительной. Основываясь на постоянном вращении, классический танец имеет пять позиций ног. Следует поворачивать не только стопы, но и всю ногу, начиная с тазобедренного сустава. Регулярные и последовательные тренировки на гибкость и выносливость позволят вам принимать необходимые позы без особых усилий [11, с.58].
3. Методика преподавания классического танца в хореографическом коллективе
Творческие занятия предоставляют большие возможности для развития характера детей и повышения их активности. Воспитывается все, что связано с участием детей в групповых занятиях: структурированная и систематическая учебная программа, художественный уровень репертуара, взаимоотношения с педагогами и окружающим миром. Участие в спектаклях, концертах, художественных выставках, специальных лекциях и лекциях на эстетические темы формирует у детей младшего школьного возраста и развивает их чувство прекрасного. Эта работа ведется постоянно и основывается на системе различных форм, методов и средств. Учителя используют специально организованные внеклассные мероприятия или непосредственно в классе.
Их можно разделить на основные формы, дополнительные формы и формы эстетического самообучения.
Основные формы включают просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки и знакомство с творчеством мастеров-хореографов. Этот вид работы может охватывать всю группу во время занятий и репетиций.
Другие формы включают: групповые или индивидуальные посещения спектаклей и фильмов, но они организуются в свободное и удобное для детей время.
Формы художественно-эстетического самообразования включают самостоятельное изучение теории музыки, балета, чтение книг по классическому танцу и другим видам танца и искусства, ориентируясь в определенной степени на расширение своих знаний в области хореографии [18, с.69].
Эти методы можно разделить на вербальные, практические и визуальные:
Устные методы – объяснения, беседы, рассказы.
Практические – обучение технике классического танца.
Важным методом, оказывающим влияние на детей и молодых людей, является визуальный метод. Виртуозность учителя и его/ее мастерство демонстрации иногда завораживают ученика и вызывают желание подражать. Учителю важно продемонстрировать объяснительный и выразительный стили. Метод демонстрации очень важен для развития у детей усидчивости, особенно в младших классах.
Задача учителя – всячески развивать и укреплять творческие интересы ребенка. Для повышения эффективности учебного процесса важно использовать проблемный метод. В отличие от традиционных методов, где детям дается «готовая» учебная информация, проблемный метод обеспечивает более позитивную умственную и эмоциональную деятельность [19, с.17].
Заключение
Анализ научно-методической литературы, статей и исследований позволяет сделать вывод, что классический танец связан со всей структурой хореографии. Подводя итог проведенному исследованию особенностей методики преподавания классического танца в зависимости от возрастных и личностных особенностей обучающихся детей в любительских хореографических коллективах, следует сделать следующие выводы^
1. Начиная занятия с детьми, хореограф должен прежде всего вызвать у них интерес и научить их любить и понимать искусство танца, тем самым расширяя круг их интересов и обогащая их новыми впечатлениями. Овладение правильной и точной техникой танца, участие в исполнении танца, творческое отношение к созданию образов в нем, диалог между педагогом и детьми – все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведению искусства и учит здравому суждению в области хореографии.
2. Исходя из многолетнего практического опыта работы с детьми, можно сделать вывод, что важно давать детям квалифицированную и систематическую подготовку на занятиях танцами. Приобретя необходимые знания, умения и навыки, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого танцевального материала и выразительно исполнять его, дети начинают подходить к занятиям по-новому, более позитивно и осознанно. В результате такого положительного эмоционального восприятия классического танца у детей развиваются художественные вкусы, они начинают замечать и воспринимать красоту не только в искусстве, но и в жизни.
Можно сделать вывод, что занятия классическим танцем имеют огромное значение для физического развития детей. Они приобретают более стройную осанку и начинают двигаться с легкостью, свободой и грацией, избавляясь от таких физических недостатков, как сутулость, «грибок стопы» и чрезмерное ожирение. Улучшается их двигательная координация. В классическом классе дети приобретают полезные навыки естественным путем. Дети начинают ощущать эстетику поведения в повседневной жизни; ум и вежливость становятся нормами поведения. Они обращают внимание на свой внешний вид, чистоту, опрятность, элегантность одежды и прически.
1. Базарова Н.П. Азбука классического танца. Первые три года обучения: учебное пособие / Н.П. Базарова, В.П. Мей. – СПб.: Лань, 2006. – 240 с.
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. – СПб: Издательство Лань, 2000. – 192 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность. – М.: Академия, 2000. – 624 с.
4. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца / В.С. Костровицкая. – М.: Планета музыки, 2009. – 262 с.
5. Костровицкая В.С. Школа классического танца / А.А. Писарев. – М.: Искусство, 2006. – 266 с.
6. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование / В.Т. Кудрявцев, – Дубна.: 1997. – 206 с.
7. Немов Р.С Психология. Учебник для студентов образования / Т.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
8. Михайлова М.А. Поём, играем, танцуем дома и в саду/ Е. В. Горбина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 233 с.
9. Пинт А.О. Высокое призвание / А.О. Пинт. – М.: Сов. Россия, 1973. – 192 с.
10. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. / Л.Е. Пуляева. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2001. – 80 с.
11. Пуртурова Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / О.В. Кветкова. – М.: Владос, 2003. – 256 с.
12. Психология детства: Практикум. / Пол ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА- ПРЕСС, 20047. – 224 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946 г. – 704 с.
14. азвитие творческой активности школьников / под редакцией А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
15. Рутберг, И. Пантомима. Движение и образ / И. Рутберг. – М.: Советская Россис, 2011. – 160 с.
16. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
17. Станиславский, К.С. Полное собрание сочинений / К.С. Станиславский. – М.: Академия, 2015. – 245 с.
18. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М.: Академия, 2015. – 269 с.
19. Ухтомский А. Общая психология / А. Ухтомский. – М.: Просвещение, 2017. – 117 с.
20. Хореографическое искусство. Справочник / А.М. Тимофеенко. – М.: Искусство, 2005. – 258 с.
21. Янковская, О.Н. Учить ребенка танцам необходимо / О.Н. Янковская. // Начальная школа. – 2000. – №2. – С.34-37
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты