Особенности развития зрительно-моторной координации у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности развития зрительно-моторной координации у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
2021
45.00 BYN
Особенности развития зрительно-моторной координации у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет» М. Безруких.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие зрительно-моторной координации
1.2 Особенности развития зрительно-моторной координации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Сущность графических упражнений и их возможности для развития зрительно-моторной координации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Исследование уровня развития зрительно-моторной координации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Содержание работы по развитию зрительно-моторной координации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством графических упражнений
2.3 Динамика развития зрительно-моторной координации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Под зрительно-моторной координацией понимается координация движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительных и мышечно-моторных анализаторов.
Проблемы развития зрительно-моторной координации в младшем школьном возрасте представляли интерес для многих отечественных и зарубежных ученых.
Так, И.П. Павлов отметил важность обучения мелкой моторике для активизации работы коры больших полушарий и обеспечения развития «речевых центров», что способствует интеллектуальному развитию.
Исследования В.М. Бехтерева показали, что обычные движения рук способны снять напряжение как с самих рук, так и с губ, снимая при этом психическую усталость.
Работа М.М. Кольцовой показала, что каждый палец руки имеет достаточно широкое представление в коре больших полушарий головного мозга. А развитие мелкой моторики предшествует появлению артикуляции слога. В целом, благодаря развитию пальцев, в коре головного мозга формируется проекция «диаграммы человеческого тела».
М. Монтессори внесла большой вклад в развитие координации движений, создав оригинальную систему, позволяющую развивать сенсорную технику. В то же время улучшается способность детей младшего школьного возраста определять направление в пространстве, взаимное расположение объектов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.
Учитывая важность проблемы, в младшем школьном возрасте, и особенно это касается детей с интеллектуальной недостаточностью, важной частью подготовки к письму должна стать работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук. Основными задачами формирования графических навыков должны быть: развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук; развитие точности и координации движений рук и глаз; гибкость рук, ритмичность; совершенствование движений рук; развитие всех когнитивных психических процессов.
Графические навыки рисования относятся к сложным двигательным действиям, поэтому они вырабатываются лишь под влиянием обучения и путем многократных специально организованных упражнений, требующих длительного времени. Необходимо следить за тем, как ученик держит карандаш, и при необходимости исправлять неправильное положение. Особое внимание следует уделять показу способов выполнения того или иного движения. Надо, чтобы ученик не только зрительно воспринял действия учителя, но и понял их смысл, а затем обязательно повторил мелом на доскеили карандашом на листе бумаги. Многие авторы подчеркивают важность коррекционного эффекта изобразительного искусства во вспомогательной школе (Т.Н. Головина; И.А. Грошенков; Т.С. Сакулина и др.).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие зрительно-моторной координации
Зрение человека, его зрительное восприятие окружающей среды, – это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении, расстоянии между ними, и их движении [25].
Моторика [от лат. motor – приводящий в движение] – двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; совокупность двигательных возможностей (реакций, умений и навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей моторике, в мелкой моторике кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике и т.д. [20, с. 188]
Координация – [от лат. co(n) – с + ordinatio – расположение в порядке] – 1) действие по знач. глаг. координировать; согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие (понятий, действий, составных частей чего-л. и т.д); 2) согласованность чего-либо. [20, с. 161]
Существует несколько подходов к определению понятия зрительно-моторной координации. Рассмотрим некоторые из них.
1. Зрительно-моторная координация – это осуществление скоординированных движений, выполняемых под контролем зрения [4, с. 12].
2. Зрительно-моторная координация – это координация движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительных и двигательных анализаторов [16, с. 134].
3. Зрительно-моторная координация обеспечивает возможность выполнения координированных движений рук и пальцев, осуществляемых под контролем зрения [4].
Исследователи Б. Г. Ананьев [2] и Е. Ф. Рыбалко [5] показали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором зрительно-моторная координация не являлась бы важным условием усвоения знаний и умений, развития мышления. Как указывал И. М. Сеченов [3] в познании окружающей действительности решающая роль принадлежит развитию движений руки и глаза.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Исследование уровня развития зрительно-моторной координации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Целью данной курсовой работы является проанализировать процесс развития зрительно-моторной координации у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, а также разработать содержание работы по развитию зрительно-моторной координации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством графических упражнений.
Исходя из этого, было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе …
В исследовании приняли участие 5 младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Для проведения диагностики исходного уровня развития зрительно-моторной координации у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью использовались следующие методики:
1. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет, М. Безруких.
Цель: определение уровня развития зрительного восприятия.
Организация исследования: исследование проводилось подгруппами по 10 человек.
Детям предлагается провести непрерывную прямую, кривую, изогнутую под различными углами линии от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу. Перед каждым ребёнком кладутся тестовый буклет и карандаш. Регистрационный лист заполняется исследователем, на протяжении тестирования в него заносятся замечания о работе ребёнка.
Текст и стимульный материал к методике представлен в Приложении А.
2. Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер.
Цель: оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет.
Организация исследования: исследование проводилось индивидуально.
Испытуемому предлагается скопировать 9 оригинальных фигур Вертхеймера. Фигура А, которая легко воспринимается как замкнутая фигура на однородном фоне, состоит из соприкасающихся круга и поставленного на вершину квадрата, расположенных вдоль горизонтальной оси. Эта фигура используется для ознакомления с заданием. Фигуры с 1 по 8 применяются для диагностического тестирования и предъявляются испытуемому последовательно. Для копирования используются листы белой нелинованой бумаги размером 210 на 297 мм (стандартный формат А4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зрительно-моторная координация является элементом психики и определяется как процесс координации движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительных и моторных аналитиков, которые обеспечиваются работой теменно-сосудисто-затылочных отделов мозга. Формирование координации движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительных и двигательных анализаторов – зрительно-моторная координация имеет большое значение для полноценного развития ребенка.
Нарушения зрительно-моторной координации – это распространенное расстройство у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, а современная школа требует от детей, не только определенных знаний и умений, но и способности к познавательным и изобразительным навыкам. Особенности развития зрительно-моторной координации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью следующие: мышечная напряженность; нарушение общей, мелкой моторики; общая скованность и замедленность выполнения движений; дискоординация движений; нарушение ориентировки в пространстве (листе бумаги); замедленность в освоении новых движений; отсутствие ведущей руки.
Графические упражнения, при знании особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью и их причин, дают возможность в целенаправленном создании благоприятных условий для их правильного развития. Коррекционная деятельность по развитию зрительно-моторной координации может быть разнообразной. Многие педагоги отдают предпочтение рисованию и графическим упражнениям, другие включают в свою деятельность с детьми различные упражнения для рук, а также игры и упражнения, направленные на обводку, штриховку и физические упражнения. Но, для достижения высоких результатов эти направления работы должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга. Главное условие – многократность и повторяемость заданий, что в свою очередь развивает зрительно-двигательную память на движение и, следовательно, зрительно-двигательную координацию для готовности руки к письму.
Целью данной курсовой работы является проанализировать процесс развития зрительно-моторной координации у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, а также разработать содержание работы по развитию зрительно-моторной координации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством графических упражнений.
1. Ахутина, Т. В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – М.: Академия, 2003. – 64 с.
2. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 c.
3. Безруких, М. М. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительно-пространственной деятельности у праворуких и леворуких детей 6-7 лет / М. М. Безруких, А.В. Хранин // Физиология человека. – 2000. – Т. 26, № 1. – С. 14-20.
4. Белоус, А. Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, педагогов-психологов дошк. учреждений / А. Н. Белоус. — Минск, 2002.
5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995.
6. Колесова, Е. Н. Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях: методическая разработка / Е. Н. Колесова. – Ярославль: МДОУ д/с №75, 2016. – 20 с.
7. Конопляста, С. Ю. Логопсихология / С. Ю. Конопляста, Т. В. Сак. – К. : Знання, 2010. – 394 с.
8. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
9. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2008. – 520 с.
10. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 36-41.
11. Морозова, Л. В. Уровень развития структурных компонентов зрительного восприятия детей как показатель психофизиологической зрелости / Л. В. Морозова, Н. В. Звягина // Вестник Поморского университета. – 2003. – №2(4). – С. 48-55.
12. Николаев, П. П. Методы представления формы объектов в задаче константного зрительного восприятия / П.П. Николаев // Интеллектуальные процессы и их моделирование. – 2001. – С. 146-173.
13. Панов, В. И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития. Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) / В. И. Панов. – М. : Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 177-179.
14. Рубцов, В. В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии) / В. В. Рубцов // Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). – М. : Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 169-172.
15. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Пед. соч.: в 2-х т. / Под ред. Г. Н. Джибладзе. – М., 1981. – Т. 1. – 815 с.
16. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В. И. Слободчиков // Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 172-176.
17. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова. – М.: Академия, 2013. – 352 с.
18. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. — М., 2001.
19. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие» / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.
20. Тарасов, С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2011. – № 3. – Т. 3. – С. 133-138.
21. Усанова, О. Н. Специальная психология / О. Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
22. Фарбер, Д. А. Развитие зрительного восприятия в онтогенезе / Д. А. Фарбер // Мир психологии. Москва-Воронеж. – 2003. – №2 (34). – С.114-124
23. Цветкова, И. В. Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада / И. В. Цветкова // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 1. – С. 168-170.
24. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова. — М., 1994.
25. Шалаев, И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства / И. К. Шалаев, А. В. Веряев // Педагогическая наука, технология, практика. – 2008. – № 4. – С. 23-27.
26. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от проектирования к моделированию / В. А. Ясвин – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет» М. Безруких.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты