Повышение эффективности производства автокомпонентов в Республике Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Повышение эффективности производства автокомпонентов в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Государственное регулирование национальной экономики»
2021
45.00 BYN
Повышение эффективности производства автокомпонентов в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное регулирование национальной экономики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы и особенности реализации процесса производства автокомпонентов
1.1 Понятие и особенности реализации производства автокомпонентов
1.2 Зарубежный опыт производства автокомпонентов и его особенности
ГЛАВА 2 Экономическая оценка эффективности производства автокомпонентов в Республике Беларусь на современном этапе
2.1 Территориальные особенности распределения организаций автопромышленного комплекса Республики Беларусь по производству автокомпонентов
2.2 Оценка эффективности функционирования производства автокомпонентов в Республике Беларусь
2.3 Проблемы развития производства автокомпонентов в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 Направления совершенствования процесса производства автокомпонентов в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Для экономики в целом деятельность предпринимателей оказывается важным фактором повышения ее гибкости. Для Республики Беларусь, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой.
Актуальность данной темы очевидна, т.к. машиностроение является ведущей отраслью, опорой и движущей силой экономики страны, играет важную роль в социально-экономическом и интеллектуальном развитии государства и по праву считается фундаментом всего промышленного комплекса.
В стране работают сотни предприятий, которые производят автомобили и автокомпоненты, сельскохозяйственные машины и станки, сложные приборы, оптику, электротехническое оборудование, лифты, бытовую технику и электронику. Все это – машиностроительная отрасль Республики Беларусь.
В производственной линейке – десятки тысяч наименований различной продукции: от микросхем до самых больших в мире карьерных самосвалов.
Белорусское машиностроение обеспечивает качественную работу таких отраслей экономики, как энергетика, строительство, транспорт, агропромышленный комплекс.
Заводы играют большую роль как в развитии страны в целом, так и в региональной экономике, в части обеспечения занятости населения, являясь во многих случаях градообразующими организациями.
Отрасль предприятий автокомпонентов имеет исключительно важное значение для автомобилестроения. Анализ состояния указанной отрасли показывает необходимость решения ряда характерных для нее проблем. К этим проблемам относятся: проблема финансирования и необходимость инвестиционных вложений, технологическая отсталость от развитых зарубежных стран, недостаточное кооперирование с целью повышения конкурентоспособности предприятий и др. Острота этих проблем влияет не только на экономическое состояние предприятий, но и на их социальные показатели, что непосредственно сказывается на уровне жизни работников.
ГЛАВА 1 Теоретические основы и особенности реализации процесса производства автокомпонентов
1.1 Понятие и особенности реализации производства автокомпонентов
Машиностроение Беларуси представляют около 240 крупных и средних организаций, в которых трудятся 160 тыс. человек.
Индекс промышленного производства в январе-сентябре 2020 года:
- транспортные средства и оборудование – 101,1%;
- электрооборудование – 96,1%;
- вычислительная, электронная и оптическая аппаратура – 98,3%;
- машины и оборудование, не включенные в другие группировки, - 87%.
В 2019 году произведено продукции машиностроения на 17,2 млрд. руб., или 100,4% в сопоставимых ценах к уровню 2018-го.
Производство отдельных видов продукции отрасли машиностроения в 2019 году:
- легковые автомобили – 20,6 тыс. штук (увеличилось в 1,9 раза по сравнению с 2018 годом);
- телевизоры – 1 059,6 тыс. штук (в 1,8 раза по сравнению с 2018 годом);
- троллейбусы – 133 штуки (на 4,7% по сравнению с 2018 годом);
- лифты – 14,9 тыс. штук (на 2,5% по сравнению с 2018 годом).
Продукция белорусского машиностроения в 2020 году поставлялась на рынки 148 стран, экспорт составил $5876,4 млн, что на 3,9% больше, чем в 2018-м.
На всех континентах земного шара работает техника, созданная руками белорусских рабочих. Ежегодно около 65-70% машиностроительной продукции реализовывается за рубеж. Тракторы ОАО «МТЗ», карьерные самосвалы ОАО «БЕЛАЗ», дорожно-строительная и лесозаготовительная техника ОАО «Амкодор», комбайны ОАО «Гомсельмаш», тягачи и автобусы ОАО «МАЗ», лифты ОАО «Могилевлифтмаш», бытовая техника ОАО «Горизонт», ОАО «Витязь», ЗАО «АТЛАНТ» и другая многочисленная продукция наших флагманов ежегодно поставляется более чем в 100 стран мира.
ГЛАВА 2 Экономическая оценка эффективности производства автокомпонентов в Республике Беларусь на современном этапе
2.1 Территориальные особенности распределения организаций автопромышленного комплекса Республики Беларусь по производству автокомпонентов
Предприятия различных отраслей и видов экономической деятельности по-разному расположены на территории одно относительно другого, относительно населённых пунктов, своих сырьевых ресурсных баз и т. д. В одних случаях они имеют единичное размещение, в других – групповое.
Эти группы в границах конкретной территории образуют определённые территориальные сочетания, в которые предприятия в большей или меньшей степени используют общую производственную и социальную инфраструктуру или же объединяются производственными связями: поставками деталей, материалов, полуфабрикатов, отходов.
Так возникают территориальные элементы хозяйства. Совокупность определённым образом взаимно расположенных в пределах территории страны и взаимодействующих предприятий называется территориальной структурой хозяйства. Территориальная структура хозяйства тесно связана с расселением, транспортной сетью, а также особенностями природной среды. Элементы территориальной структуры могут иметь точечные, узловые, линейные, кустовые и ареальные формы.
В частности, отрасли первичного сектора экономики – сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство, добывающая промышленность – тесно взаимодействуют с природной средой, имеют преимущественно ареальные формы: сельскохозяйственные зоны и районы, лесохозяйственные и лесопромышленные районы и участки, рыбопромысловые зоны и районы, горнодобывающие бассейны, районы, ареалы.
Подавляющее большинство предприятий обрабатывающей промышленности размещено в населённых пунктах и образует такие элементы территориальной структуры, как промышленный пункт (одно предприятие), промышленный центр (населенный пункт с несколькими мало связанными предприятиями), промышленный узел (город или группа близко расположенных городов с большим количеством взаимосвязанных и взаимозависимых производств). Отдельные производства имеют кустовую форму территориального сочетания.
ГЛАВА 3 Направления совершенствования процесса производства автокомпонентов в Республике Беларусь
Спланировать развитие собственной компании в Республике Беларусь в долгосрочной перспективе довольно сложно – непредсказуемыми могут оказаться внешние условия. Имеют значение и повышение цен на услуги естественных монополий и, как правило, неприемлемые условия кредитования, в частности, дороговизна заемных средств и небольшие сроки кредитования. Часто эти факторы заставляют иностранные компании отказываться от размещения в Республике Беларусь производственных площадок, во всяком случае – до создания более понятных и приемлемых условий для зарубежных инвесторов.
Проблемы, связанные с невысоким качеством продукции белорусской автокомпонентной отрасли, в определенной степени обусловлены небольшим опытом работы отечественных компаний в сфере управления качеством. С момента становления рыночной экономики в Республике Беларусь, по глобальным меркам, прошло не так много времени. Конечно, система работы с качеством продукции существовала и при плановой экономике, но тогда она во многом сводилась лишь к контролю.
Передовой зарубежный опыт в сфере управления качеством белорусские производители автокомпонентов стали перенимать относительно недавно. Не всегда внедрение этих систем протекает гладко, сказывается отсутствие опыта. К тому же не все представители отечественной автокомпонентной отрасли в ходе внедрения систем менеджмента качества стремятся получить реальный результат.
Иногда гораздо большее значение для таких компаний имеет лишь формальная сторона – получение сертификата соответствия. Но это далеко не единственная проблема.
У поставщиков второго уровня процессы управления качеством могут полностью отсутствовать, как, впрочем, может не работать и система управления качеством на уровне одной из главных производственных единиц – в цехе.
Так, во всяком случае, считают иностранные автопроизводители, проработавшие на белорусском рынке не один год и успевшие изучить его особенности на собственном опыте. Как результат – низкий процент одобрения белорусских поставщиков со стороны иностранных автопроизводителей. Например, компания Volkswagen одобрила всего 22% белорусских поставщиков, изъявивших желание сотрудничать с иностранным автопроизводителем. Из 191 поставщика компания Volkswagen выбрала только 42.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Продукция белорусского машиностроения в 2020 году поставлялась на рынки 148 стран, экспорт составил $5876,4 млн, что на 3,9% больше, чем в 2018-м.
На всех континентах земного шара работает техника, созданная руками белорусских рабочих. Ежегодно около 65-70% машиностроительной продукции реализовывается за рубеж. Тракторы ОАО «МТЗ», карьерные самосвалы ОАО «БЕЛАЗ», дорожно-строительная и лесозаготовительная техника ОАО «Амкодор», комбайны ОАО «Гомсельмаш», тягачи и автобусы ОАО «МАЗ», лифты ОАО «Могилевлифтмаш», бытовая техника ОАО «Горизонт», ОАО «Витязь», ЗАО «АТЛАНТ» и другая многочисленная продукция наших флагманов ежегодно поставляется более чем в 100 стран мира.
Если в производстве карьерной, пассажирской, сельскохозяйственной техники у Беларуси были серьезные компетенции со времен Советского Союза, то эта отрасль стала абсолютно новой в отечественном машиностроении. Объемы производства и продаж легковых авто стремительно растут с каждым годом.
Предприятия машиностроительного комплекса ведут активную работу по завоеванию новых рынков сбыта, созданию инновационных продуктов, техническому перевооружению и модернизации производств, повышению качества и конкурентоспособности отечественной техники.
Заводы играют большую роль как в развитии страны в целом, так и в региональной экономике, в части обеспечения занятости населения, являясь во многих случаях градообразующими организациями.
Отрасль предприятий автокомпонентов имеет исключительно важное значение для автомобилестроения. Анализ состояния указанной отрасли показывает необходимость решения ряда характерных для нее проблем. К этим проблемам относятся: проблема финансирования и необходимость инвестиционных вложений, технологическая отсталость от развитых зарубежных стран, недостаточное кооперирование с целью повышения конкурентоспособности предприятий и др. Острота этих проблем влияет не только на экономическое состояние предприятий, но и на их социальные показатели, что непосредственно сказывается на уровне жизни работников.
Названные факторы характеризуют системное и технологическое отставание автокомпонентной базы для дальнейшего развития автомобилестроения. Поэтому сегодня одной из важнейших задач и главных целей развития автомобилестроения в Республике Беларусь является формирование высокотехнологичной и устойчивой к внешним вызовам автокомпонентной отрасли, а также обеспечение снижения зависимости отечественного автостроения от импортных компонентов и материалов. Все это находится в русле главного мейнстрима – увеличения добавленной стоимости, производимой в Республике Беларусь продукции, в том числе за счет более глубокой локализации выпуска автокомпонентов.
1. Булатов, А.С. Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. – М.: Магистр, 2017. – 157 c.
2. Дерен В. И., Дерен А. В. Экономика и международный бизнес. Учебник и практикум для магистратуры. – М.: Юрайт, 2019. – 298 с.
3. Добрынин, В.А. Актуальные проблемы экономики АПК. Уч. пособие / В.А. Добрынин. – М.: Издательство МСХА, 2019. – 280 с.
4. Ермалинская, Н.В. Экономика и организация инфраструктуры агропромышленного комплекса: курс лекций / Н. В. Ермалинская. – М: ГГТУ, 2018. – 163 с.
5. Жданов, С.А. Национальная экономика: Учебное пособие / С.А. Жданов, И.Н. Козельская, Е.В. Козлова. – М.: Магистр, 2017. – 352 c.
6. Запольский, М.И. Экономика агропромышленного комплекса: пособие / М. И. Запольский. – М: ГГТУ, 2018. – 175 с.
7. Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 354 с.
8. Крылатых, Э.Н. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации: Монография / Э.Н. Крылатых, В.З. Мазлоев, А.Б. Кцоев. – М.: Инфра-М, 2018. – 96 c.
9. Национальная экономика: Учебник / Под ред. Нуреева Р.М. – М.: Инфра-М, 2019. – 256 c.
10. Овчаренко Н. А. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебник для бакалавров. – М.: Дашков и Ко, 2020. – 162 с.
11. Розанова, Н.М. Национальная экономика. В 2 т: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.М. Розанова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 602 c.
12. Розанова, Н.М. Национальная экономика в 2 ч. часть 1: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.М. Розанова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 323 c.
13. Розанова, Н.М. Национальная экономика в 2 ч. часть 2: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.М. Розанова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 279 c.
14. Савченко, П.В. Национальная экономика: Учебник / П.В. Савченко. – М.: Инфра-М, 2018. – 222 c.
15. Савченко, П.В. Национальная экономика: Учебник / П.В. Савченко, М.А. Абрамова, Н.Ю. Ахапкин и др. – М.: Инфра-М, 2018. – 256 c.
16. Шамхалов, Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия / Ф.И. Шамхалов. – М.: Экономика, 2016. – 727 c.
17. Экономика и организация АПК: учебно-методическое пособие для студентов. – Москва: Проспект, 2016. – 118 с.
18. Юсупов, К.Н. Национальная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов. – М.: КноРус, 2017. – 384 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты