Реализация игровых педагогических технологий в практике музыкального образования
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Реализация игровых педагогических технологий в практике музыкального образования»
по дисциплине: «Методика музыкального воспитания»
2021
45.00 BYN
Реализация игровых педагогических технологий в практике музыкального образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика музыкального воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Характеристика современных игровых педагогических технологий
1.2 Особенности использования игровых педагогических технологий в практике музыкального образования
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Современные направления реализации игровых педагогических технологий в практике музыкального образования
2.2 Разработка направлений деятельности по реализации игровых педагогических технологий в практике музыкального образования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы исследования работы заключается в том, что ситуация в образовании на современном этапе развития представляет значительную свободу в использовании новых подходов, разработке педагогических технологий, способствующих развитию у учащихся личностного роста и развития. Введение новых образовательных стандартов существенным образом меняет требования к результатам образования. Достичь этих результатов можно только при использовании новых педагогических технологий обучения. Сегодня используется много различных новых технологий различными преподавателями и использование этих технологий дает заметный положительный результат. Сегодня большинство учителей музыки в основном работает традиционно. В то же время педагогикой и частными методиками наработано немало новых технологий, учитывающих те изменения, которые произошли в последнее время в образовании, науке, обществе. Использование новых игровых технологий может способствовать постановке музыкального образования детей на более высоком уровне, в том числе в начальной школе. В этом состоит актуальность темы нашего исследования.
Представления о сущностных характеристиках новых современных технологиях изложены в работах О.А. Абдуллиной, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, Н.В. Бордовской, Н.П. Горчаковой-Сибирской, Е.А. Крюковой, В.В. Лаптевой, Н.М. Левиной, Е.В. Любичевой, В.М. Монахова, П.Е. Решетникова, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, А.П. Тряпицыной, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова, Н.О. Яковлевой. Изучение литературы показало, что, с одной стороны этому вопросу уделено мало внимания, с другой – до сих пор не дан ответ на вопрос о том, какие современные новые игровые технологии можно эффективно использовать на уроках музыки.
Объект исследования: музыкальная деятельность на уроках музыки.
Предмет исследования: процесс использования новых игровых педагогических технологий на уроках музыки в начальных классах.
Цель исследования: изучить новые игровые музыкальные технологии на уроках музыки в начальной школе и проанализировать инструментальное музицирование как новую музыкальную технологию.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать современные игровые педагогические технологии.
2. Рассмотреть особенности использования игровых педагогических технологий в практике музыкального образования.
3. Проанализировать современные направления реализации игровых педагогических технологий в практике музыкального образования.
4. Разработать направления деятельности по реализации игровых педагогических технологий в практике музыкального образования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Характеристика современных игровых педагогических технологий
«Современные педагогические технологии предоставляют широкие возможности для овладения приемами работы с информацией. Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых результатов. Также педагогическая технология определяется как систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» [11, с. 143].
Педагогическая технология представляет собой некоторый определенный установленный комплекс действий со стороны педагога, в котором представленные действия реализовываются в определённой последовательности и по итогам реализации которых педагог достигает некоторого результата своей деятельности. Если рассматривать педагогическую технологию в некотором более узком смысле этого слова, то под ней подразумевается порядок установленных действий педагогом, который имеет непосредственную связь с конкретным видом деятельности учителя [14, с. 139].
Педагогическая технология представляет собой некоторую систему большого или всего комплекта сторон и необходимых элементов процесса обучения, которая создается на основании научных знаний, закреплена в соответствии с стандартами во временной системе и пространстве. По результатам применения педагогических технологий приходят к достижению какого-либо результата, получают продукт педагогической деятельности [7, с. 87].
Разработка технологии обучения происходит в соответствии со следующей последовательностью, предложенной В.П. Беспалько [2]:
1. осуществление анализа будущих профессиональных действий педагога;
2. установление особенностей процесса обучения на каждом учебном этапе;
3. установление или анализ меры загрузки учеников и установление требуемого времени для процесса обучения согласно установленному порядку реализации дидактического процесса.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Современные направления реализации игровых педагогических технологий в практике музыкального образования
Процесс обучения учащихся младших классов начальной школы на современном этапе на уроках музыки целесообразно осуществлять с использованием новых современных игровых педагогических технологий.
Обучение детей игре на музыкальных инструментах может осуществляться различными способами. Наиболее распространенные из них – обучение по цифровой и цветовой системам, игра по слуху и по нотам.
В цветовой системе за каждым звуком и соответствующей ему клавишей (или пластиной металлофона) закрепляется определенное цветовое обозначение. Имея запись мелодии в цветовом обозначении, ребенок нажимает ту клавишу или ударяет молоточком по той пластине, которая соответствует цвету, обозначающему ту или иную ноту (например, нота ля обозначается красным цветом, соль – зеленым). Учащийся имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением или без него (в этом случае ритмический рисунок запоминается на слух). Играть по такой системе легко, но в этом случае слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.
«Методика обучения учащихся младших классов игре на музыкальных инструментах по слуху основана на постепенном расширении диапазона и объема исполняемых мелодий. При этом важно акцентировать внимание ребенка на выразительной передаче характера воспроизводимой мелодии. Поэтому, работая с младшими школьниками над освоением ритмических и мелодических особенностей мелодии, педагог не должен упускать из вида качество извлекаемого звука, его соответствие эмоционально-образному строю музыки. Важно, чтобы ребенок осознал, что с помощью игры на музыкальных инструментах можно передать определенное настроение или чувство, воплощенное в музыкальном образе» [17].
Обучение учащихся младших классов игре по нотам должно опираться на постепенное овладение связями между отдельными звеньями комплекса «вижу – слышу – играю». Причем сначала отрабатывается связь «слышу – вижу», т.е. знакомые на слух мелодии показываются ребенку в нотной записи. Затем – эта же связь осваивается в обратном порядке: «вижу – слышу», т.е. зрительное восприятие нотной записи знакомой мелодии мгновенно переходит в ее слышание. Установление первых двух связей постепенно подготавливает к восприятию и воспроизведению всего необходимого комплекса «вижу – слышу – играю», для практической реализации которого могут быть использованы приемы:
- запись нотами (при некоторой помощи педагога) несложной знакомой мелодии. Это могут быть короткие попевки из двух-трех звуков (украинская песня «Дударик» и др.). Цель – наладить связь между слуховым представлением и зрительным восприятием. В процессе записи мелодии педагог приучает ребенка к зрительному представлению высотного движения мелодии («звуки постепенно идут вверх или вниз», «звуки совершают скачок» и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогические технологии представляют собой некоторую систему большого или всего комплекта сторон и необходимых элементов процесса обучения, которая создается на основании научных знаний, закреплена в соответствии с стандартами во временной системе и пространстве. По результатам применения педагогических технологий приходят к достижению какого-либо результата, получают продукт педагогической деятельности. К педагогическим игровым технологиям можно отнести большое количество разнообразных методов процесса реализации на практике всего педагогического процесса с использованием различного вида игр: от дидактических и до сюжетно-ролевых. Игровые педагогические технологии базируются на основании процесса активного участия младших школьников. Применение в учебном процессе игровых педагогических технологий в процессе образования учащихся младших классов является необходимым и незаменимым компонентом процесса образования и воспитания. К педагогическим игровым технологиям предъявляются требования со стороны образования, которые должны советовать учебной программе и психологическим и физиологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста. Правильный процесс применения игровых педагогических технологий и применения игры в целом в образовательном процессе способствует его результативности, помогает избавляться от трудностей и проблем, которые возникают в процессе обучения младших школьников.
2Урок музыки на современном этапе образования представляет собой урок, на котором реализуются творческие способности учащихся. На уроке музыки в настоящее время могут применяться большое количество игровых педагогических технологий. Современные педагогические игровые технологии на ступени музыкального образования делают урок интересным, занимательным, разнообразным, расширяет творческие способности и кругозор школьников. На уроках музыки с использованием игровых педагогических технологий развиваются музыкальные способности учащихся, меняется или развивается отношение учащихся к отечественным и современным авторам. К основным современным игровым педагогическим технологиям в практике музыкального образования можно отнести инструментальное музицирование, которое представляет собой некоторый творческий процесс принятия музыки в процессе осуществления игры с использованием разного вида музыкальных инструментов.
1. Анцыпирович, О. Н. В мире музыки : учеб. нагляд. пособ. для педаг. учрежд. дошк. образ. / О. Н. Анцыперович, О. Н. Зыль. – Минск : Вышэйшая школа, 2005. – 40 с.
2. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. пособ. для педагогических институтов / О. А. Апраксина. – Москва : Просвещение, 1983. – 222 с.
3. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования : учеб. пособ. / Л. А. Безбородова. – М. : Флинта, 2014. – 121 с.
4. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – Москва : Просвещение, 1968. – 415 с.
5. Воронина, Т. В. Инструментально музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] / Т. В. Воронина // Научное сообщество студентов : Междистиплинарные исследования: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). – Режим доступа: URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(12).pdf.
6. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
7. Гончарова, Н. И. Воспитание музыкой : учебно-метод. пособие / Н. И. Гончарова. – 2004. – 129 с.
8. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников / И. Л. Дзержинская. – М. : Просвещение, 1985. – 160 с.
9. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебное пособие / А. Н. Зимина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
10. Ищук, В. В. Игра на детских музыкальных инструментах / В. В. Ищук // Дошк. воспитание. – 1994. – №4 – С. 68-72.
11. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевсеий. – М. : Просвещение, 2005. – 224 с.
12. Ковалив, В. В. Оркестр детских элементарных музыкальных инструментов и особенности его организации в начальной школе / В. В. Ковалив [Электронный ресурс] : Современные инновационные процессы в начальной школе : материалы Междунар. науч. конф. ; – Минск : БГПУ, 2007. – Режим доступа : http://elib.bspu.by/handle/doc/4469.
13. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Из опыта работы / Н. Г. Кононова. – М. : Просвещение, 1990. – 157 с.
14. Королева, Т. П. Методика музыкального воспитания : учеб.-метод. пособие / Т. П. Королева. – Минск : БГПУ, 2010. – 216 с.
15. Ксенофонтова, Д. В. Музыкальные технологии XXI века / Д. В. Ксенофонтова. – Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 14-16.
16. Лаптев, И. Г. Детский оркестр в начальной школе : Кн. для учителя / И. Г. Лаптев. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 174 с.
17. Листки музыкальной ритмики в России: сборник Межрегиональная ассоц. ритмистов России / редкол.: Н. Ю. Максимова, Л. М. Никитина, Л. А. Степанов]. – Москва : Ленанд, 2013. – 122 с.
18. Петрушин, В. И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника / В. И. Петрушин // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – 102-104 с.
19. Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования дошкольников / Г. А. Праслова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
20. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей / О. П. Радынова. – М. : Просвещение, 1997. – 119 с.
21. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : АПН РСФСР, 1947. – 355 с.
22. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : учебное пособие / Ю. А. Цагарелли. – Издательство «Композитор Санкт-Петербург», 2008 – 248 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты