Развитие методических идей Д. Б. Кабалевского в современном музыкальном образовании
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие методических идей Д. Б. Кабалевского в современном музыкальном образовании»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Развитие методических идей Д. Б. Кабалевского в современном музыкальном образовании
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Лена Кабалевская, Борис Клавдиевич Кабалевский, Митя Кабалевский. Санкт-Петербург. (1911 г.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Лена Кабалевская, Надежда Александровна Кабалевская, Митя Кабалевский (1912 г).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 г. Куйбышев, декабрь 1965 г., школа № 88.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Кабалевский Д. Б. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы 1-3 классы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Музыка под руководством Д.Б.Кабалевского 1-8 классы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Музыка под руководством Д.Б.Кабалевского 1-8 классы.
Поделиться
Введение
1. Жизнь и деятельность Д.Б. Кабалевского
2. Д. Б. Кабалевский о музыкальном воспитании
3. «Три кита» Д.Б. Кабалевского
4. Основные аспекты и принципы музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского
5. Развитие идей Д.Б. Кабалевского в современной научно-педагогической школе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Красоту окружающего мира и его культурные ценности можно оценить только при наличии желания и неустанного труда души, осваивающей опыт предшественников и стремящейся передать его будущим поколениям. Великий мастер, Д.Б. Кабалевский, посвятил свою жизнь этому благородному делу.
Д.Б. Кабалевский всегда подчеркивал необходимость проведения специальной работы по духовному становлению личности ребенка: «Духовный багаж, в отличие от обычного, обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче человеку идти по жизненному пути. Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Как литература и изобразительное искусство, музыка решительно включается во все сферы образования и воспитания наших школьников, как мощное и незаменимое средство формирования их духовного мира» [1]. Вся программа нацелена на формирование духовного мира человека, развитие его эстетических чувств, формирование общей и музыкальной культуры.
О том, что пришло время кардинально изменить систему уроков музыки в общеобразовательных школах свидетельствует тот факт, что уроки пения были переименованы в уроки музыки. Задача уроков пения обычно сводится к обучению учащихся основам хоровых и музыкальных знаний. Уроки музыки ставят перед собой задачу ввести учащихся в мир великого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всех ее богатых формах и жанрах – иными словами, развить музыкальную культуру, которая является частью всей их духовной культуры.
В начале 1970-х годов Д.Б. Кабалевский в своей педагогической и просветительской деятельности разработал принципиально новую художественно-педагогическую концепцию музыкального образования, основанную на опыте и идеях своих предшественников и современников. В ней он впервые представил цель школьного предмета «Музыка», музыкальную культуру школьников как неотъемлемую часть их общей духовной культуры и провозгласил принцип обучения музыке как живому образному искусству. В 1970-х и 1980-х годах в практику работы общеобразовательных школ была внедрена новая учебная программа «Музыка», разработанная на основе концепции Д.Б. Кабалевского, способствующая музыкальному и общему развитию детей и профессиональному росту педагогов-музыкантов [21].
1. Жизнь и деятельность Д.Б. Кабалевского
Дмитрий Борисович Кабалевский родился накануне первой русской революции – 30 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге. Его отец Борис Кабалевский, математик по образованию, уделял много внимания образованию сына и его сестры Елены, которая была на год старше, и привил им интерес к литературе, географии, естественной истории и технике [8, c. 4].
Любовь к музыке и музыкальные способности, скорее, достались ему от матери Надежды Александровны. Его родители не были людьми искусства, но они научили своих детей понимать ту огромную роль, которую искусство играет в жизни человека, в развитии его культуры и мировоззрения.
Он довольно рано почувствовал вкус к музыке. Его начали обучать музыке в возрасте семи лет, но учительница была довольно строгой, она запрещала мальчику импровизировать. Дима возобновил занятия шесть лет спустя, уже в Москве, когда семья Кабалевских переехала из Петрограда.
До переезда в Москву он учился в 3-классном городском училище и 1-й Петроградской классической гимназии. Окончил 35-ю Московскую советскую среднюю школу (1922), учился в 3-й музыкальной школе и музыкальном училище имени Скрябина (окончил в 1925). В 1925 году он поступил в Московскую государственную консерваторию (в 1929 году окончил ее по композиции у профессора Н.Я. Мясковского, а по фортепиано у профессора А. B. Гольденвейзера в 1930 году). Он был занесён на золотую доску [7, c. 14].
Его первые публикации произведений и критических музыкальных заметок относятся к 1927-28 годам. С 1925 года начал преподавательскую деятельность (в музыкальном училище имени Скрябина). С 1932 по 1939 год он был учителем (класс композиции).
2. Д.Б. Кабалевский о музыкальном воспитании
Вопрос об интересе и увлеченности – одна из фундаментальных проблем педагогики, и ее умелое решение важно для успеха любого школьного предмета. Но особенно это важно в искусстве, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь ни малейшего сносного результата, сколько бы времени и усилий ни было вложено. Нам нужен подход, который поможет решить фундаментальную проблему уроков музыки в школах: как повысить интерес и увлеченность учащихся музыкой? [14].
Между тем, пафос всей сегодняшней программы, учебников и учебных пособий, направленных на решение вопроса о том, чему и как учитель должен учить своих учеников, как и чем он должен их увлечь, в этой литературе фактически даже не затрагивается. Некоторые из редких комментариев, которые все же появляются, носят слишком общий, декларативный характер и редко подкрепляются конкретными предложениями.
В последних программно-методических работах иногда можно обнаружить желание освободиться от оков удушающего формализма, но не найти самого главного: методических принципов, соответствующих предмету, каким он должен быть, т.е. предмету, изучающему музыку как живое искусство. Отсутствие такой специфической методологии музыкального образования не может быть компенсировано общими дидактическими принципами. Для изучения музыки такие принципы, конечно, необходимы, но если они не пронизаны живым дыханием самой музыки, то остаются абстрактной схемой, которая в итоге вырождается в «догматические правила педагогики», способные лишь формально «регулировать» процесс обучения, но лишая его радости эмоциональной самореализации и тем самым лишая самого главного – возможности благотворно влиять на духовный мир учащихся, на их идейность и нравственность, на их эстетическое видение, на формирование их высокого эстетического вкуса [22].
3. «Три кита» Д.Б. Кабалевского
Ведущая роль в школьной программе по музыке и методике преподавания этого предмета принадлежала известному композитору и педагогу Дмитрию Кабалевскому. Он был автором ряда книг и статей, писал о музыке специально для детей. Ссылаясь на афоризм Максима Горького, он утверждал, что детская музыка должна быть «такой же, как у взрослых, только лучше» [6].
Взгляды Кабалевского на музыку и музыкальное образование раскрывают суть разработанной им новой программы. Что касается музыки, то он превыше всего ценил классику, но также ценил и современную музыку. Кабалевский одобрял джаз и хорошую легкую музыку. Он резко критиковал авангардную музыку, формальные эксперименты и поп-музыку. По его мнению, хороший вкус следует прививать детям с раннего возраста.
Кабалевский считал, что для него есть два решающих аспекта музыкального образования. Первой была забота обо всех без исключения детях. Вторая – развитие талантов музыкально одаренных детей. Главным аспектом он видит массовое информирование как часть общего образования. Ни музыка, ни музыкальное образование не должны быть изолированы от всего остального. Для Кабалевского, например, было очень желательно, чтобы ученики рисовали свои «впечатления» от музыки. Композитор был убежден, что музыка оказывает положительное влияние на человеческую мораль. Его желанием было сделать музыку доступной и понятной каждому ребенку [7, c. 23].
Целью новой программы является развитие музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры. Самый важный вопрос – как заинтересовать школьников и увлечь их музыкой как живым искусством. В методических разработках последних лет слишком много внимания уделяется традиционным общим принципам преподавания и обучения. В своей программе Кабалевский исходит из природы самой музыки и присущей ей закономерности. Музыка – важная часть жизни в целом, а в идеале – каждого человека.
4. Основные аспекты и принципы музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского
Д.Б. Кабалевского рассматривается сквозь призму основных тенденций, имевших место в области массового воспитания и образования в XX веке. Среди них наиболее значимыми для музыкального воспитания являются: теория «свободного воспитания» (К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др.); социогенетическая теория (В.М. Бехтерев, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев и др.); биогенетическая концепция (Б.В. Асафьев, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Б.Л. Яворский и др.); культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Несмотря на различие взглядов, их объединяет признание важной роли искусства в развитии личности [16; 19].
Причины, по которым композитор начал создавать новые подходы к музыкальному образованию школьников, были следующими:
- низкий уровень массовой музыкальной культуры;
- неудовлетворительное состояние музыкального воспитания в школе;
- устаревшие программы и методические пособия.
Эти причины существовали, не взирая на теоретическое развитие методической мыли в послевоенные годы.
В 1973 году известный композитор и общественный деятель Д.Б.Кабалевский приступил к созданию экспериментальной программы «Музыка». Разрабатывалась она в лаборатории музыкального обучения НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, которой в те годы руководил Д.Б.Кабалевский. Работа длилась очень долго. Большую работу проделали московские лаборатории по музыкальному воспитанию по внедрению в практику программы по музыке Д. Б. Кабалевского на огромной территории России и союзных республик, в том числе и Белоруссии. Немало ярких профессиональных судеб учителей сложилось благодаря стройно разработанной системе со множеством подсказок. И только в 1980 программа была издана массовым тиражом для I – III классов, а в 1982 – для IV – VII. Впоследствии эта программа стала обязательной повсеместно для всей территории бывшего Советского Союза [19].
5. Развитие идей Д.Б. Кабалевского в современной научно-педагогической школе
Анализ теоретико-методических работ последователей Д.Б. Кабалевского позволяет констатировать, что уже давно сложилась научная школа, в рамках которой разрабатываются новые направления музыкального образования. Выделяя такие черты научной школы Д.Б. Кабалевского как концептуальность, научность, художественность (Л.В. Школяр), необходимо отметить, что каждый ее представитель (Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова, Л.В. Горюнова, Л.П. Дуганова, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, Л.А. Рапацкая, Г.П. Сергеева, В.О. Усачева, Т.В. Челышева, В.А. Школяр и др.) творчески преломляет музыкально-педагогическое наследие композитора – ученого – педагога [3].
Концептуальные положения, выдвинутые Д.Б. Кабалевским, все-таки доказали свою жизнеспособность, сегодня они набирают силу, развиваются и углубляются в современной художественной педагогике. В последнее десятилетие в теории и практике эстетического воспитания и художественного образования в контексте концепции Кабалевского разработаны принципы педагогики искусства: целостность, образность, ассоциативность, интонационность, вариативность и др. На основе обобщения лучшего опыта отечественной и зарубежной педагогики произошли существенные изменения в преподавании искусства в школе. Переориентация проявилась в переходе [4]:
- от узкоспециальной цели в прежних программах – к выведению цели в широкий историко-культурный контекст;
- от разделения учебных и воспитательных задач – к перенесению акцента с обучения на развитие личности ребенка в процессе эстетического воспитания и художественного образования;
- от содержания предметов, понимаемого как сумма знаний, умений и навыков, – к содержанию как художественно-педагогическому процессу, как единой художественно-творческой деятельности учителя и учеников, направленной на познание мира и себя, на самосозидание, на присвоение общечеловеческих ценностей.
Заключение
Дмитрий Борисович Кабалевский – выдающийся композитор, педагог-просветитель, пианист и дирижер, музыкальный мыслитель, общественный деятель, создатель концепции музыкально-эстетического воспитания детей и юношества, страстный пропагандист мирового классического музыкального наследия, сыгравший огромную роль в формировании художественного пространства отечественной культуры. Дмитрий Борисович Кабалевский родился 30 декабря 1904 года в Петербурге в семье служащего. 14 февраля 1987 года Д. Б. Кабалевский скончался. На вопрос: что такое счастье? — он отвечал: “Быть нужным людям”. Служению людям он и посвятил всю свою жизнь.
В течение многих лет музыкально-педагогической работы с учащимися разных возрастов Д.Б. Кабалевский стремился найти такую педагогическую концепцию, которая исходила бы из музыки и основывалась на музыке, которая естественно и органично соединяла бы музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а уроки музыки в школе были бы естественно связаны с реальной жизнью. Д.Б.Кабалевский стремился найти такие принципы, методы и приемы, которые позволили бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приобщить к этому чудесному искусству, таящему в себе неизмеримые возможности для духовного обогащения человека.
По мнению Кабалевского, музыка имеет своих «трех китов». На этих «трех китах» держится почти вся музыка с древнейших времен, когда она еще только зарождалась как это волшебное искусство звука. Это остается актуальным и сегодня». Песни, танцы и марши – это не только три «самые простые» и «самые доступные» для детей музыкальные формы и «жанры», но и три базовые основы всей музыки, и они дают возможность интегрировать великие музыкальные искусства в школьную программу по музыке, обеспечивая при этом максимально тесную связь этих уроков с жизнью.
1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе : Пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. – М. : Просвещение, 1983. – 111 с.
2. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания : Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. – М. : Просвещение, 1990. – 206 с.
3. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030700 – Музык. образование / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – М. : Academia, 2002. – 413,
4. Музыка в школе : научно-методический журнал / учредитель: Нариман Кушаев. – Москва : Искусство и образование, 2003. – с 72-28
5. Изучение творческого наследия Д.Б. Кабалевского в общеобразовательных учреждениях. К 100-летию со дня рождения. – М., 2004.
6. Кабалевский, Д.Б. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании : Книга для учителя : Сост. И.В. Пигарева / Департамент образования г. Москвы, Науч.-исслед. ин-т развития образования, Центр муз.-пед. образования им. Дмитрия Кабалевского. – М. : Изд-во Книга, 2004 (ПИК ВИНИТИ). – 191 с.
7. Кабалевский, Д.Б. Дело всей жизни: Сб. ст. / Сост. Е.Д. Критская, Г.А. Пожидаев. – М., 1995.
8. Кабалевский Д.Б. и ИСМЕ (к 100-летию со дня рождения). – М., 2004.
9. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? : [кн. для учителя] / Д. Б. Кабалевский. – [4-е изд., дораб.]. – М. : Просвещение, 2005 (Твер. полигр. комб. дет. лит.). – 222,
10. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы. – М.: Просвещение, 1985.
11. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления : Избр. ст. и докл. / Дм. Кабалевский; АПН СССР. – М. : Педагогика, 1986. – 188
12. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе [Текст] : Эстет. воспитание : Статьи, докл., выступления. – Москва : Педагогика, 1973. – 333 с.
13. Кабалевский, Д.Б. Про трех китов и про многое другое [Текст] : Книжка о музыке : [Для сред. и ст. возраста] / Дм. Кабалевский ; Рис. Р. Вольского. – 3-е изд. – Москва : Дет. лит., 1976. – 224 с.
14. Кабалевский, Д.Б. Сила искусства / Д. Кабалевский. – М. : Мол. гвардия, 1984. – 142 с.
15. Королева, Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование / Т. П. Королева. – Минск : УП «Технопринт», 2003. – 216 c.
16. Королева, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т. П. Королева. – Минск : БГПУ, 2010. – 216 с.
17. Красильникова, М. Идеи Д.Б. Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования /М.Красильникова // Искусство в школе. – 1997. – №3
18. Модернизация художественного образования. Мат-лы междунар. конференции к 100-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского. – М., 2004.
19. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-8 классы. –М.: Просвещение, 2006г.
20. Сизова, Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе / Л.С. Сизова. – М., 1997.
21. Теория и методика музыкального образования в школе: Н.-мет. пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. – М.: Флинта: Наука, 1998.
22. Халабузарь, П.В. Основы методики преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе (Концепция Д.Б. Кабалевского) // Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. – М.: Музыка, 1990. – С. 137-157.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Лена Кабалевская, Борис Клавдиевич Кабалевский, Митя Кабалевский. Санкт-Петербург. (1911 г.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Лена Кабалевская, Надежда Александровна Кабалевская, Митя Кабалевский (1912 г).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 г. Куйбышев, декабрь 1965 г., школа № 88.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Кабалевский Д. Б. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы 1-3 классы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Музыка под руководством Д.Б.Кабалевского 1-8 классы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Музыка под руководством Д.Б.Кабалевского 1-8 классы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты