Социальное страхование и социальная помощь: национальные модели и особенности формирования в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социальное страхование и социальная помощь: национальные модели и особенности формирования в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Социальное страхование и социальная помощь: национальные модели и особенности формирования в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Место Республики Беларусь в мировом рейтинге по индексу социального прогресса в 2020г.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы социальной защиты населения
1.1 Сущность, содержание и необходимость осуществления социального страхования и социальной помощи
1.2 Механизм реализации социального страхования и социальной помощи населению
2. Сравнительный анализ национальных моделей социального страхования и социальной помощи
2.1 Анализ модели социального страхования и социальной помощи США
2.2 Анализ модели социального страхования и социальной помощи Германии
3. Особенности белорусской модели социального страхования и социальной помощи населению
3.1 Анализ развития системы социального страхования и социальной помощи населению в Республики Беларусь за 2018–2020 гг.
3.2 Основные проблемы и направления совершенствования модели социального страхования и социальной помощи населению Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Республики Беларусь является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.
В международных документах ООН, Международной организации труда, Совета Европы – Всеобщей декларации прав человека, Европейском кодексе социального обеспечения и других документах социальная защита провозглашена в качестве социального права. В Конституции Республики Беларусь установлены основные гарантии социальной защиты. К ним относятся охрана труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей, государственные пенсии и пособия, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и т. д.
Социальная защита, как часть социальной политики, является одной из наиболее важных составляющих деятельности государства. В первую очередь она смягчает негативные социальные явления, обеспечивает социальную ориентированность развития. Показатели эффективной социальной политики – полная занятость, достойный уровень жизни, оплаты труда, пенсионного обеспечения, развитая система социальной защиты.
Актуальность данной работы заключается в том, что социальное страхование – важнейший элемент жизни общества. Рассмотрение опыта зарубежных стран в этой сфере должно указать на те достижения и те ошибки, которые были допущены иностранными государствами в организации системы государственного социального страхования. Ведь учиться на ошибках других - гораздо более целесообразно и безболезненно, чем на своих. Таким образом, изучение опыта других стран в сфере государственного социального страхования должно способствовать тому, чтобы в Республике Беларусь проводилась такая политика в области социального страхования, которая доказала свою состоятельность и общественную полезность и отвергались те решения, которые могут негативно сказаться на общественной жизни страны.
Таким образом, социально ориентированная рыночная экономика должна сочетать следующее: условия для развития конкурентной экономики и элементы экономического регулирования рынка государством, сильную государственную политику, направленную на повышение эффективности экономики и обеспечение социальной справедливости в обществе; неприкосновенность, поддержку частной собственности, обеспечение ее сосуществования с эффективным государственным сектором экономики.
Механизмы социальной защиты населения, действовавшие долгое время при централизованной административно-плановой экономике, не отвечают требованиям ведения хозяйства в условиях рынка. Если раньше каждому гражданину гарантировались работа, жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание, определенный уровень доходов за счет централизованного регулирования размеров зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и соответственно цен на продукты питания, товары, услуги, то при переходе к рыночным отношениям люди лишаются многих ранее существовавших гарантий. Это вызывает необходимость глубокого реформирования системы социальной защиты населения.
1 Теоретические основы социальной защиты населения
1.1 Сущность, содержание и необходимость осуществления социального страхования и социальной помощи
Система социальной защиты – это сфера жизненно важных интересов населения [7, c. 32]. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.
Социальная защита населения – система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера [5, с. 74].
Социальная защита – это выполнение обязательств государства перед своими гражданами. Эти обязательства изложены в Конституции Республики Беларусь. В соответствии с ними каждый гражданин имеет право на труд, образование, достойный уровень жизни, социальное обеспечение.
Однако не все граждане могут реализовать свои права полностью. Например, престарелые и инвалиды не могут из-за возраста и состояния здоровья. Родители многодетных семей, одинокие матери, воспитывающие малолетних детей, молодые семьи, безработные – прежде всего из-за финансовых трудностей. Люди с различными зависимостями, бездомные и другие асоциальные личности – из-за отсутствия гибких навыков в адаптации к меняющимся условиям.
В соответствии со сложившейся законодательной практикой принято относить граждан, не имеющих возможности за счет труда обеспечить приемлемый уровень удовлетворения жизненных потребностей для себя и членов своей семьи, к социально уязвимым (незащищенным) слоям населения. Система социальной защиты призвана создавать определенную защищенность и безопасность социально уязвимых слоев населения.
2 Сравнительный анализ национальных моделей социального страхования и социальной помощи
2.1 Анализ модели социального страхования и социальной помощи США
Соединённые Штаты Америки имеют развитую систему страхования, которая признаётся одной из лучших в мире. На долю США приходится около четверти мирового страхового рынка. Рассмотрим виды и особенности американской страховой системы.
Программы социального страхования – это программы, в фонд которых получатель пособия (пенсии) сам делает предварительный вклад, который имеет форму специального налога, вносимого будущим получателем или его работодателем, или обоими вместе. Эти пособия рассматриваются скорее, как право, нежели как привилегия, и получение его не представляет собой социального позора. Вера в страхование согласуется с верой в свободу выбора личности поскольку кажется, что оно предоставляет каждому гражданину выбор, как наилучшим образом защитить себя от случайностей. К программам социального страхования относятся: страхование по старости (пенсии), страхование по утрате кормильца, страхование по безработице, страхование по нетрудоспособности, медицинское страхование [8].
Модель социальной работы, функционирующая в современных Соединенных Штатах Америки, вместе с британской относится к одному виду социальной защиты – западноатлантическому. Их характеризует преобладание либеральной направленности в социальной политике. Однако, в отличие от британской, американская модель не предполагает столь активного влияния государства на социальную сферу и соответствующего участия в социальной защите. Кроме того, приоритетное место в организации социальной работы здесь отводится не муниципалитетам, а благотворительным и некоммерческим организациям. Все это определяет американскую систему социальной защиты как либерально-ассоциативную.
Рестриктивные меры приводят к некоторым проблемам на рынке труда. Так, в течение довольно длительного времени в США не удается существенно снизить уровень молодежной безработицы. На данный момент молодежная безработица составляет 9,3 %, в то время как уровень общей безработицы в стране – 5,9 %. Серьезной проблемой остается трудоустройство отдельных категорий инвалидов [8].
Отличительной чертой американской модели социальной работы является децентрализация системы социальной помощи. А это значит, что реальная организационная деятельность по обеспечению социальных федеральных программ осуществляется непосредственно на уровне штатов и муниципалитетов.
3 Особенности белорусской модели социального страхования и социальной помощи населению
3.1 Анализ развития системы социального страхования и социальной помощи населению в Республики Беларусь за 2018–2020 гг.
В предыдущей главе были рассмотрены две лидирующие модели социальной защиты и социального страхования. Рассмотрим систему социального страхования и социальной помощи населению в Республике Беларусь, а также национальную модель с ее особенностями.
Главная цель социальной политики при переходе к рыночной экономике – это создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения [10]. Приоритетными направлениями социальной политики Республики Беларусь, по которым осуществляется регулирование социальных процессов в обществе, являются:
- сфера доходов и личного потребления семей;
- сфера общественного благосостояния;
- сфера воспроизводства населения, рабочей силы и занятости.
Государственная политика в сфере общественного благосостояния связана, в первую очередь, с системой социальной защиты населения.
В широком значении социальная защита населения – это совокупность связей и отношений, обусловленных необходимостью защиты социального положения от воздействия социальных рисков. В узком же значении социальную защиту можно определить как комплексную систему социально-экономических и правовых отношений, предназначенную для обеспечения государственных гарантий в области уровня жизни, а также поддержки социально уязвимых слоев населения в связи с трудной жизненной ситуацией [22, с. 42].
Социальная политика – важный аспект, который отражает прогрессивность социальной сферы. Согласно мировому рейтингу по индексу социального прогресса Республика Беларусь в 2020 году заняла 47 место (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Одним из главных вопросов развития любого государства является создание эффективной и действенной системы социальной защиты населения. Для Республики Беларусь имеет большое значение изучение опыта других стран по решению социальных задач, адаптация его к национальным принципам социальной политики [21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам курсовой работы можно тезисно заключить следующее:
1. Система социальной защиты – важная сфера жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.
Понятие социальная защита по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях. Иногда в него включено все то, что касается социальных условий жизни человека, например, благоприятную экологическую среду, заботу о детях, решение жилищной проблемы. Нередко социальную защиту понимают достаточно узко, сводя ее лишь к пенсионной помощи и помощи безработным. Такая разница в подходах объясняется национальными условиями формирования социальной политики, традициями и целевой ориентацией экономики.
2. Важным аспектом социальной сферы жизни населения является социальное страхование. Страхование – это система экономических отношений, включающая образование за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и его использование для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных явлений, а также для оказания гражданам и их семьям помощи при наступлении различных событий в их жизни.
3. Двумя главенствующими государствами с наиболее развитыми и достаточно эффективными системами социальной защиты и социального страхования являются США и Германия.
Федеральные программы Соединенных Штатов Америки позволяют инвалидам и другим категориям граждан претендовать на целый перечень льгот и субсидий, дающих возможность жить хорошую жизнь.
Социальное страхование в Германии является обязательным и регулируется законом. Отметим, что средства, поступающие в фонды социального страхования за счет взносов, не достаточны для покрытия расходов на выплаты, так что государство регулярно субсидирует сферу обязательного социального страхования весьма крупными суммами.
4. В системе социальной защиты Республики Беларусь можно выделить 3 подсистемы:
- защита всех социально-демографических групп населения;
- социальные гарантии трудоспособным членам общества;
- меры социальной защиты нетрудоспособного населения республики.
1 Абрамов, В. Ю. Третьи лица в страховании / В. Ю. Абрамов. – Москва: Финансы и статистика, 2016. – 128 с.
2 Адамчук, Н. Г. Мировой страховой рынок на пути к глобализации / Н. Г. Адамчук. – М. : МГИМО-Университет, Российская политическая энциклопедия, 2017. – 592 c.
3 Бараш, В. В. Система социального страхования в Республике Беларусь: сущность, значение, правовые аспекты. – Гомель, 2019. – С. 42–45. – Библиография: 2 назв.
4 Бланшар, О. Макроэкономика: учебник/ О. Бланшар. – М. : ГУ ВШЭ, 2015. – 653 c.
5 Бондарь, Н. Н. Социальная политика в Республике Беларусь: учебное пособие / Н. Н. Бондарь, А. И. Терлиженко. – Минск : БГЭУ, 2015. – 146 с.
6 Законы Республики Беларусь в области социальной защиты населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// www.pravo.by/main.aspx.
7 Кошелев, Н. С. Социальное обслуживание и права населения / Н. С. Кошелев. – М. : Омега-Л, 2017. – 88 с.
8 Мировые тенденции в социальном страховании [Электронный ресурс] / ssf.gov.by. – Режим доступа: www.ssf.gov.by.
9 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.belstat.gov.by
10 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.mintrud.gov.by/.
11 Официальный сайт Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.ssf.gov.by/.
12 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 – 2020 гг. – Минск: Беларусь, 2015. – 79 с.
13 Самуэльсон, П. Э. Макроэкономика. / П. Э. Самуэльсон. – М. : Диалектика, 2019. – 586 с.
14 Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: статистический сборник. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2019. – 357 с.
15 Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. №1596-XII с последующей редакцией 06.01.2009 №6-З [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.ssf.gov.by.
16 Закон Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» от 29 февраля 1996 г. №138-XIII с последующей редакцией 06.01.2009 № 6-З [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.ssf.gov.by.
17 Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 г. № 3563-XII с последующей редакцией 06.01.2009 №6-З [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.ssf.gov.by
18 Обзор на тему: «Социальное обеспечение за рубежом в условиях COVID-19» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rspp.ru/simplepage/obzor-na-temu-sotsialnoe-obespechenie-za-rubezhom-v-usloviyakh-covid-19/.
19 Как устроено немецкое медстрахование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://germania-online.diplo.de/ru-dz-ru/gesellschaft/neuerordner/krankenversicherung/1916702%D1%80
20 Особенности страхования в Германии: что нужно знать? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://germania.one/osobennosti-strahovanija-v-germanii-chto-nuzhno-znat/.
21 Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республик Беларусь утверждено указом Президента Республики Беларусь 16 января 2009 г. №40 [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: www.ssf.gov.by.
22 Роик, В. Д. Социальное страхование: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Роик. — 2-е изд., переработанное и дополненное — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 418 с.
23 Трудовой Кодекс Республики Беларусь 26 июля 1999 г.№ 296-з // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/.
24 Уильямсон, С. Макроэкономика / С. Д. Уильямсон; пер. с англ. под науч. ред. К. Сосунова. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 960 с.
25 Умапати, Н. Система социальной защиты в Беларуси: взгляд в будущее / Н. Умапати // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 75–79.
26 Экономист – об индексе социального прогресса Беларуси-2020: «На первый взгляд, вполне неплохо, попали в Топ-50. Но…». – Режим доступа: https://www.b-g.by/politika-i-ekonomika/ekonomist-ob-indeksesocialnogo-progressa-belarusi-2020-na-pervyiy-vzglyad-vpolne-neploho-popali-v-top-50-no/.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Место Республики Беларусь в мировом рейтинге по индексу социального прогресса в 2020г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты