Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картинке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях (класс на выбор I-V)
ИПК и ПК ГрГУ им. Я. Купалы
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картинке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях (класс на выбор I-V)»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
2021
45.00 BYN
Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картинке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях (класс на выбор I-V)
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Особенности формирования связной речи у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Сущность коррекционно-развивающей работы и методики ее проведения с учащимися с интеллектуальной недостаточностью
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 4 КЛАССА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Содержание коррекционно-развивающей работы с учащимися 4 класса с интеллектуальной недостаточностью по формированию навыка составлять рассказ по сюжетной картинке
2.2 Реализация направлений деятельности по формированию навыка составлять рассказ по сюжетной картинке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в 4 классе
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование связной речи играет важную роль в процессе речевого развития ребенка. Формирование умения пересказывать является необходимым условием развития связной речи – наиболее сложной формой речевой деятельности. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение полно, связно и последовательно передать окружающим содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Одной из актуальных проблем специального образования на современном этапе остается проблема методики развития связной речи учащихся с нарушениями в развитии. Активно разрабатываются направления обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях вспомогательной школы. В работах М.Ф. Гнездилова, Л.Н. Ефименковой, В.Г. Петровой отмечается, что становление связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью происходит в замедленном темпе и характеризуется определенными качественными особенностями.
Особенности развития связной речи у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью находят свое отражение в работах Л.С. Выготского, В.П. Глухова, Т.А. Ладыженской, А.Р. Лурия, М.С. Певзнера, М.Ф. Петровой, С.Л. Рубинштейна. Изучению пересказа как виду работы по развитию связной устной речи у школьников посвятили свои работы А. К. Аксенова, М.Т. Баранов, С.Ю. Ильина, З. Д. Кочаровская, М.Р. Львов, М. С. Соловейчик. Большинство авторов признают важность умений пересказа для речевого развития личности.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картинке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях».
Цель исследования: изучить и проанализировать особенности формирования связной речи у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности формирования связной речи у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
2. Проанализировать содержание коррекционно-развивающей работы и методики ее проведения с учащимися 4 класса с интеллектуальной недостаточностью по формированию умения составлять рассказ по сюжетной картинке.
3. Разработать направлений деятельности по формированию умения составлять рассказ по сюжетной картинке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в 4 классе
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
По мнению В.В. Гладкой, интеллектуальная недостаточность – это не просто «небольшое количество ума», это качественное изменение всей психики, всей личности, вызванное органическим повреждением центральной нервной системы. Это нетипичное явление, при котором страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение и физическое развитие. Этот диффузный характер патологического развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью обусловлен особенностями их высшей нервной активности [6, с. 214]. Таким образом, обучение учащихся навыкам личной гигиены на занятиях по социально-бытовой ориентировке имеет первостепенное значение в образовании и воспитании учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
К когнитивным нарушениям этих учащихся относятся трудности в формировании сложных понятий и обобщений, невозможность или сложность абстрактного мышления. Их мышление в основном специфическое и описательное, а их повседневная речь достаточно развита [12, с. 76].
У учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью не развиваются с течением времени:
- эмоциональное общение со взрослыми, «комплекс оживления» младенцев отсутствует или является неполным;
- интерес к игрушкам, висящим над кроваткой или в руках взрослого человека, отсутствует;
- новой формой общения являются жесты, основанные на совместных действиях со взрослыми и т.д. [2, с. 215].
Как отмечает исследователь Д.Н. Исаев, дети с интеллектуальной недостаточностью в первый год жизни не развивают действия с объектами, не хватаются за них, что серьезно сказывается на развитии восприятия, зрительной и двигательной координации, что в свою очередь влияет на последующее развитие всех психических процессов [9, с. 21].
В начале дошкольного периода (2-3 года) происходят некоторые сдвиги в овладении навыками манипулирования объектами. К примеру, ребенок берет игрушку, тянет ее в рот, но не рассматривает с ней практические действия.
На протяжении первых 3-4 лет продолжает проявляться интеллектуальная недостаточность, в особенностях поведения и игровой активности. Дети медленно осваивают навыки самообслуживания, не проявляют бодрости, любопытства, которые свойственны здоровому ребенку. Интерес к окружающим предметам и явлениям остается очень низким, краткосрочным. Их игры характеризуются простыми манипуляциями, непониманием основных правил игры, слабостью контактов с сверстниками, меньшей мобильностью.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 4 КЛАССА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Содержание коррекционно-развивающей работы с учащимися 4 класса с интеллектуальной недостаточностью по формированию навыка составлять рассказ по сюжетной картинке
Коррекционная работа над формированием умения пересказывать основывается на методических требованиях к формированию устного связного высказывания:
1. «Создание соответствующих условий для возникновения у учащихся потребности говорить. Важным фактором повышения мотивации является заинтересованность учащихся в изучаемом материале. Восприятие изображений и сведений о предметах и явлениях, должно затрагивать вместе с интеллектуальной еще эмоциональную сферу ребенка.
Интерес к теме может быть вызван у детей с помощью различных средств. Среди таких средств можно назвать следующие:
– манера педагога вести урок, заинтересованность педагога в том, о чем он спрашивает или рассказывает;
– поощрительные меры, которыми он стимулирует ученика к продолжению речи: оценка, одобрение, вручение фишек, звездочек, подсчетом баллов и др.;
– организация разнообразных видов деятельности учащихся на уроке (в том числе игровой): отгадывание недостающих элементов в картине, работа со скрытой картинкой, ролевой игрой, определение последовательности в серии картинок при соревновании класса по рядам и др.;
– новая информация об интересных признаках, присущих изучаемому предмету или явлению, которая по ходу изучения темы берется из рассказа учителя или прочитанного текста» [12, с. 54].
2. «Работа над логикой высказывания, которая должна быть результатом четкой организации предметной деятельности школьников (рассматривание предмета в определенной последовательности, выполнение строго по плану практических действий с ним, составление предмета из частей и др.) и фиксации этой деятельности в виде картинного, схематического или словесного плана.
3. Организация языковой основы для высказывания. Решение этой задачи предполагает, что школьники, во–первых, приобретают необходимый словарь и осваивают синтаксические структуры для выражения мыслей по теме и, во–вторых, овладевают специальными языковыми средствами, которые обеспечивают объединение синтаксических единиц в целое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеллектуальная недостаточность является нарушением в психофизиологическом развитии учащегося, которое имеет существенные различия в структуре, тяжести и возможностях исправления (компенсации) нарушения. Основное отставание в развитии – нарушение когнитивной активности – вызвано органическим повреждением коры головного мозга. Трудности в обучении таких категорий воспитанников учреждения дошкольного образования являются естественным следствием их интеллектуальной недостаточностью. При интеллектуальной недостаточности наблюдаются трудности при формировании основных навыков самообслуживания, гигиенических навыков, страдает процесс обучения и воспитания.
Особенности формирования связной речи у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка обусловлены нарушениями диалогической и монологической речи, недоразвитием экспрессивной и импрессивной формы речи. При формировании связной речи на уроках русского языка этой категории учащихся необходимо опираться на дидактические и специфические принципы обучения. При обучении пересказу учитываются основные требования, предъявляемые к данному виду развернутого высказывания. В процессе обучения умения пересказывать используются различные методические приемы: воспроизведение текста рассказа с опорой на иллюстративный материал и словесную помощь педагога воспроизведение по опорным вопросам, воспроизведение по иллюстрациям, последовательно отражающим содержание произведения, воспроизведение по цепочке, составление пересказа с опорой на иллюстративное панно, составление пересказа по предваряющему словесному плану-схеме.
Анализ программ воспитания и обучения детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью показал, что основной целью всего специального образовательного процесса является гармоническое развитие ребенка (триада физического, духовного, интеллектуального), снижение зависимости от посторонней помощи, формирование жизнеспособной личности.
Коррекционная работа над формированием умения пересказывать основывается на методических требованиях к формированию устного связного высказывания: создание соответствующих условий для возникновения у учащихся потребности и мотивации говорить; работа над логикой высказывания; организация языковой основы для высказывания; четкая постановка перед учащимися цели; организация самого; многократная тренировка высказывания, приемы пересказа прочитанного или прослушанного текста. Приемы пересказа прочитанного или прослушанного текста: подготовка учащихся к определенному виду пересказа, беседа с целью анализа содержания, отработка выразительного чтения (при пересказе прочитанного), логическое и композиционное расчленение рассказа, пересказ фрагментов, предварительный (пробный) пересказ, разбор его недостатков; связь с жизнью самих учащихся, с их собственным опытом.
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксенова. – М. : Владос, 2004. – 316 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
3. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – М. : изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1956. – 630 с.
4. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
5. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. – М. : УЧПЕДГИЗ, 1944. – 189 с.
6. Ефименкова, Л. Н. Формирование связной речи у детей–олигофренов / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М. : Просвещение, 1970. – 353 с.
7. Забрамная, С. Д. Психолого–педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Збарамная. – М. : Просвещение, 1995. – 112 с.
8. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – М. : Московский психолого–социальный институт, 2001. – 432 с.
9. Кочаровская, З. Д. Краткий пересказ в начальных классах / З. Д. Кочровская // Начальная школа. – 1981. – № 5. – С. 20–23.
10. Ладыженская, Т. А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу: сб. науч. трудов / Т. А. Ладыженская. – М. : Просвещение, 1989. – 143 с.
11. Луцкина, P. M. Развитие устной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения / Р. М. Луцкина. – Алма–Ата : Мектеп, 1984. – 55 с.
12. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути её развития / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1975. – 176 с.
13. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2000. – 472 с.
14. Методика развития речи на уроках русского языка во вспомогательной школе: методические рекомендации / Авт.–сост. : Л. Г. Аленкуц. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – 47 с.
15. Методика развития связной речи в начальной школе : пособие для учителя / Под ред. Р. Т. Гребенкина. – СПб.: ЛОИУУ, 1995. – 108 с.
16. Озолайте, В.–В. А. Работа над пересказом прочитанного текста в младших классах вспомогательной школы : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / В.–В. А. Озолайте. – М., 1975. – 119 с.
17. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Академия, 2004. – 160 с.
18. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. – М. : Педагогика, 1997. – 200 с.
19. Программы вспомогательной школы с русским языком обучения первого отделения I–V классы : русский язык. – М. : НИО, 2007. – 193 с.
20. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин–тов / С. Я. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с.
21. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : кн. для педагога–дефектолога / Е. А. Стребелева. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 184 с.
22. Эльконин, Э. В. Исследование устной речи учащихся первых классов вспомогательной школы / Э. В. Эльконин. – М. : ИНТОР, 1984. – 112 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты