Взаимосвязь трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Твоя столица
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И РЕАКЦИИ В СИТУАЦИИ ФРУСТРАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к изучению трудовой мотивации в психологии
1.2 Понятие фрустрации и типы реакций в ситуации фрустрации
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И РЕАКЦИИ В СИТУАЦИИ ФРУСТРАЦИИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования трудовой мотивации и реакций в ситуации фрустрации
2.3 Статистический анализ взаимосвязи трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена запросом со стороны общества на исследования условий и факторов успешности личности в профессиональной деятельности и практическую помощь в реализации потенциала, способствующего карьерному росту. В современных условиях функционирования общества особую важность приобретает проблема поиска детерминант, подталкивающих человека к высоким достижениям в профессиональной сфере. Особую роль в профессиональном развитии личности играет мотивация [20; 22].
Сотрудники организаций часто сталкиваются с фрустрирующими ситуации. При этом, многие из них при столкновении с препятствиями теряются, не могут принять решение, оптимально выполнять свои обязанности. В ситуации фрустрации могут проявлять различные реакции, которые влияют н только на результаты выполнения задачи, но и трудовую мотивацию.
Проблема мотивации трудовой деятельности является одной из ключевых для психологии труда, поскольку знание детерминант профессиональной активности открывает широкие возможности управления субъектом труда, повышения эффективности его работы и саморегуляции. Вопросам мотивации труда посвящено большое количество исследований, по результатам которых накоплен обширный материал, требующий систематизации и обобщения на новом методологическом уровне. Феномен трудовой мотивации изучали Ш. Ричи, Ф. Тейлор, Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, Ф. Херцберг, Л. Портер, Э. Лоутер, В. Врум и др.. Эти ученые создавали различные теории и модели мотивации труда, вырабатывали практические рекомендации по применению своих теорий.
В российской психологии проблемой изучения профессиональной мотивации занимались Т.А. Бердиёров, Т.И. Захарова, А.Н. Занковский, А.А. Когдин, В.В. Рассадин, А.Г. Шмаков и др. Перечисленные ученые изучают факторы профессиональной мотивации, предлагают пути повышения мотивации персонала.
К проблеме фрустрации обращались Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык, Н.Д. Левитов, И.А. Фурманов и др.
Однако, проблема изучения взаимосвязи трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации у сотрудников в современной психологии недостаточно освящена.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И РЕАКЦИИ В СИТУАЦИИ ФРУСТРАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к изучению трудовой мотивации в психологии
В зарубежной психологии трудовая мотивация рассматривается в ряде содержательных и процессуальных теорий мотивации. Содержательные теории представлены работами А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. Мак-Клеланда, Ф. Герцберга, Дж. Аткинсона. Среди представителей процессуальных теорий мотивации можно назвать В. Врума, С. Адамса, И. Лоулера, Л. Портера.
Теория А. Маслоу выступает в качестве фундамента для формирования других теорий мотивации, поддерживающих, дополняющих или отрицающих пятиступенчатую пирамиду потребностей. Иерархия потребностей А. Маслоу включает 5 уровней потребностей (от низшего к высшему): физиологические потребности, потребность в безопасности, социальные потребности (любовь, дружба, общение); потребность в уважении (уважение окружающих, признание, самооценка); потребность в самореализации (совершенствование, саморазвитие) [8, с. 142].
Теория К. Альдерфера является модификацией теория А. Маслоу, где выделяются только три группы потребностей: потребности в существовании, в физическом здоровье и благополучии (соответствуют двум нижним ступеням пирамиды А. Маслоу); потребности во взаимосвязях – в доставляющих удовлетворение взаимоотношениях с другими людьми (это третья, частично вторая и четвертая ступени пирамиды А. Маслоу); потребности в росте, связаны с развитием внутреннего потенциала индивида, стремлением к личностному росту и т. д. (это две верхние ступени пирамиды А. Маслоу) [27, с. 40].
Д.К. Мак-Клелланд предложил теорию мотивации трудовой деятельности, которая делала упор на потребности высших уровней - власть, успех и причастность. Согласно теории Мак-Клелланда, если у индивида есть эти потребности, то он будет прилагать усилия, которые его приведут к их удовлетворению. Эта группа потребностей развивается под воздействием жизненных обстоятельств, опыта, обучения. Люди, у которых развита потребность в причастности, заинтересованы в знакомых, в оказании помощи другим; работников с такой потребностью можно заинтересовать обширной социальной работой в организации. Потребность в успехе проявляется не в том, что данный работник провозглашает свой успех, а в процессе, который доводит работу до успешного завершения. Такого рода работникам свойствен умеренный уровень риска, и они предпочитают брать личную ответственность за поиск решения проблемы. С целью мотивирования такого работника управленцу необходимо поручать ему задачи с умеренным уровнем риска, предоставлять полномочия для развития инициативы и регулярно поощрять за достигнутые результаты [25, с. 13].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И РЕАКЦИИ В СИТУАЦИИ ФРУСТРАЦИИ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данного эмпирического исследования является выявление взаимосвязи трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации.
Исходя из цели работы, были намечены задачи:
– провести эмпирическое исследование трудовой мотивации и реакций в ситуации фрустрации у сотрудников;
– провести статистический анализ взаимосвязи трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации у сотрудников;
– сформулировать выводы и практические рекомендации по результатам исследования.
Объект исследования: трудовая мотивация и реакции в ситуации фрустрации.
Предмет исследования: взаимосвязь трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации у сотрудников.
Цель исследования: выявить взаимосвязь трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации у сотрудников.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь трудовой мотивации и реакции в ситуации фрустрации у сотрудников.
База исследования: исследование проводилось на базе компании «Твоя столица».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 60 сотрудников в возрасте 25-35 лет, из них 38 мужчин и 22 женщины. Стаж работы от 1 до 10 лет.
Методологические основы исследования.
В ходе исследования применялся диалектический метод научного познания, представляющий собой систему связанных между собой принципов и требований. В качестве общих методологических принципов выступают: принцип детерминизма, системности, объективности, развития, принцип взаимосвязи количественных и качественных характеристик, личностной принцип.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Изучены подходы к изучению трудовой мотивации в психологии. Понятие трудовой мотивации в психологии определяется как процесс побуждения работника к активной трудовой деятельности с целью удовлетворения их собственных потребностей в сочетании с достижением целей организации. На мотивацию сотрудников оказывают влияние различные факторы мотивации, которые могут быть внутренними и внешними. К внутренним факторам трудовой мотивации относятся потребности личности, которые она стремится удовлетворить, самореализация, самоутверждение, творчество, чувство удовлетворения от выполненной работы. Ко внешним факторам трудовой мотивации относятся: доход, продвижение по карьерной лестнице, признание, статус, положение в обществе.
2. Рассмотрено понятие фрустрации и типы реакций в ситуации фрустрации. В психологической литературе фрустрация определяется в качестве психического состояния, акта блокирования поведения, направленного на достижение цели, типа жизненной ситуации, которая становится критической при непреодолимых трудностях. В ситуации фрустрации человек сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни, потому он испытывает различные чувства, среди которых как напряжение, тревога, вина, беспокойство, безразличие и другие. В зависимости от направленности реакции на ситуацию фрустрации могут быть экстрапунитивными (направленными на других), интропунитивными (направленными на себя) и импунитивными (примиряющими). В зависимости от вида реакции на ситуацию фрустрации подразделяются на: препятственно-доминантные реакции, самозащитные реакции, упорствующе-разрешающие реакции.
3. Проведено эмпирическое исследование трудовой мотивации и реакций в ситуации фрустрации у сотрудников. Установлено, что основными мотивационными потребностями сотрудников являются: высокая заработная плата и условия труда. Также сотрудников мотивируют потребность в четком структурировании работы, потребность в социальных контактах, потребность формировать стабильные взаимоотношения, потребность ставить для сложные цели и достигать их. Преобладающими типами реакций у сотрудников являются экстрапунитивные реакции, отражающие сосредоточенность внимания респондентов на самом препятствии, акцентирование на фрустраторе, то есть на том явлении или предмете, который и создает критическую ситуацию. У сотрудников более выражены такие реакции, как: подчеркивание наличия препятствия, отказ от решения проблемы; восприятие фрустрирующей ситуации как своего рода блага, сознательное игнорирование или отрицание фрустрирующей ситуации.
1. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. – Санкт-Петербург, 2000. – 320 с.
2. Бердиёров, Т.А. Понятие мотивации трудовой деятельности / Т.А. Бердиёров, Ё. Ю. Ортиков // Молодой ученый. – 2016. – № 7. – С. 83-86.
3. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковитц. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 512 с.
4. Бондаренко, И.Н. Личностные детерминанты процессуальной мотивации трудовой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.Н. Бондаренко. – М., 2010. – 25 с.
5. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во Московского. университета, 1984. – 200 с.
6. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. –491 с.
7. Дементий, Л.И. Фрустрация: Понятие и диагностика / Сост. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с.
8. Дмитриева, Н.А. Мотивация персонала в организации / Н.А. Дмитриева // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2017. – № 3. – С. 141-145.
9. Занковский, А.Н. Организационная психология / А. Н. Занковский. – М.: Флинта, 2002. – 648 с.
10. Захарова, Т.И. Мотивация трудовой деятельности / Т.И. Захарова, С.В. Гаврилова. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. – 216 с.
11. Зубайдуллина, Д.В. Трудовая мотивация в современной России: комплексный подход / Д.В. Зубайдуллина // Аллея науки. – 2017. – № 7. – С. 417-420.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
13. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 1983. – 368 с.
14. Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А.А. Когтин // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 4. – С. 80-83.
15. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. – № 6. – С. 74-79.
16. Лукина, А.В. Мотивация и удовлетворенность работой / А. В. Лукина // Исследования молодых ученых: материалы XII Междунар. науч. конф. – Казань: Молодой ученый, 2020. – С. 40-41.
17. Рассадин, В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала / В.В. Рассадин // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 3. – С. 53-59.
18. Рисуночный тест «Деловые ситуации» Н. Г. Хитровой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy/3/63-risunochnyj-test-qdelovye-situatsiiq-n-g-khitrovoj.
19. Ричи, Ш. Управление мотивацией / Ш. Ричи, П. Мартин; пер. с англ., под ред. Е. А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 399 с.
20. Родина, О.Н. Профессиональная мотивация и успешность профессионализации психологов / О.Н. Родина, П.Н. Прудков // Мир психологии. – 2016. – № 4. – С. 153-167.
21. Спектор, П. Промышленная и организационная психология: Исследование и Практика / пер. с англ. – М.: София, 2018. – 432 c.
22. Стрельцова, В.А. Формирование эффективной мотивации труда для обеспечения устойчивого развития предприятия / В.А. Стрельцова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2015. – № 8. – С. 23-26.
23. Фрейд, З. Психология бессознательного / Пер. с нем. – М.: Наука, 1989. – 467 с.
24. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
25. Хагур, Ф.Р. Вклад зарубежных ученых в исследовании мотивации трудовой деятельности / Ф.Р. Хагур // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2016. – № 2. – С. 11-19.
26. Цыганова, Л.Н. Понятие «агрессивность» в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте / Л.Н. Цыганкова // Вестник Мордовского университета. – 2011. – № 2. – С. 188-196.
27. Цыпленкова, М.В. Основы менеджмента: учебное пособие / М.В. Цыпленкова [и др]. – М.: Изд. дом Акад. естествознания, 2013. – 129 с.
28. Шипова, Л.В. Психологический анализ феномена агрессии в теории фрустрации / Л.В. Шилова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 4. – С. 283-285.
29. Шмаков, А.Г. Мотивация трудовой деятельности как фактор управляющего воздействия на результат труда персонала / А.Г. Шмаков, А.В. Топоркова // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – № 3. – С. 103-106.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты