Государственное регулирование финансового рынка Республики Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственное регулирование финансового рынка Республики Беларусь»
по дисциплине: «Государственное регулирование национальной экономики»
2021
45.00 BYN
Государственное регулирование финансового рынка Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное регулирование национальной экономики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
1.1 Финансовый рынок: понятие, структура
1.2 Функции финансового рынка в экономике
1.3 Понятие и методы государственного регулирования финансового рынка
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Показатели развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь
2.2 Показатели развития кредитного и валютного рынка в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Посредством финансовых рынков осуществляется межотраслевой, международный перелив капиталов. Механизмы этих рынков в этом отношении значительно эффективнее прямого инвестирования средств и позволяют оптимизировать структуру и динамику общественного воспроизводства. И хотя многие экономисты время от времени пытаются это опровергнуть, это утверждение уже прошло испытание временем.
Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и их распределение и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики. В эффективно функционирующей экономике этот процесс осуществляется на финансовых рынках.
Актуальность темы обусловлена тем, что в Республике Беларусь осуществляется процесс формирования рыночных отношений, который требует обеспечения эффективного кругооборота капиталов, обслуживающих не столько сам финансовый сектор, как это происходит в Республике Беларусь, сколько, самое важное, реальный сектор экономики. Финансовый рынок Беларуси в своем развитии отстает от финансовых рынков стран с развитой рыночной экономикой. Это объясняется достаточно коротким периодом его формирования. Несмотря на короткий период рыночных преобразования в республике, экономика всё сильнее требует действенных мер по формированию предпосылок экономического роста. Финансовый рынок призван обеспечивать эффективное перераспределение финансовых ресурсов в экономике. Отсутствие позитивных процессов на данном рынке тормозит перераспределительные процессы и нарушает функционирование финансово-кредитной системы. Всё это дестабилизирует денежное обращение и порождает социально-экономические проблемы.
Объектом исследования является государственное регулирование финансового рынка.
Предмет исследования – государственное регулирование финансового рынка в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является анализ государственного регулирования финансового рынка Республики Беларусь и определение перспектив его развития.
Исходя из поставленной цели, основными задачами работы являются:
- изучить теоретические аспекты государственного регулирования финансового рынка;
- провести анализ государственного регулирования финансового рынка Республики Беларусь;
- определить перспективы государственного регулирования финансового рынка Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
1.1 Финансовый рынок: понятие, структура
B условиях рыночной экономики для субъектов хозяйствования основным источником свободных денежных средств для финансирования капиталовложений выступает финансовый рынок, обеспечивающий эффективное перераспределение капитала в рамках экономической системы, формирование материальных базовых основ экономического развития и играющий определяющую роль в расширенном воспроизводстве общественного производства.
Финансовый рынок представляет собой достаточно сложную и многогранную экономическую категорию, связанную c различными процессами, происходящими в экономике, что предопределяет неоднозначность мнений о сущности, структуре и функциях финансового рынка [1, c. 146].
B экономической литературе финансовый рынок в широком смысле трактуется как организационно оформленное экономическое пространство, где осуществляется купля-продажа финансовых средств, инструментов и услуг [5, с. 107].
В узком смысле финансовый рынок понимается как совокупность экономических отношений, которые обеспечивают мобилизацию и перераспределение временно свободных денежных средств, финансовых ресурсов, обращение ценных бумаг между субъектами рынка.
Финансовый рынок – это особый сектор экономики, который формируется специализированными финансовыми институтами, где между разнообразными участниками складываются отношения, предметом которых выступают финансовые активы, финансовые инструменты, а также связанные c ними финансовые услуги.
Финансовый рынок представляет собой специфическую сферу денежных операций, где объектом сделок являются свободные денежные средства населения, организаций и государства.
Под финансовым рынком понимается также механизм перераспределения капитала между крелиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал [7, с. 266].
Основная задача финансового рынка – обеспечить максимально полное и быстрое движение свободных денежных средств предприятий, банков, коммерческих организаций, сбережений населения для участия в создании передовых технологий, расширении и техническом перевооружении действующих предприятий. Рациональное использование привлеченных инвестиций стало возможным благодаря широкому выбору инструментов финансового рынка, развитой системе биржевой и внебиржевой торговли финансовыми ресурсами, упорядоченному учету, хранению и расчету надежной правовой защиты инвесторов от необоснованного риска.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Показатели развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь
На современном этапе участниками рынка ценных бумаг являются более 4500 эмитентов (предприятия, выпускающие ценные бумаги, включая 4285 открытых акционерных обществ; государство; административно-территориальные образования), свыше 1 миллиона инвесторов, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг (в том числе брокеры, дилеры, доверительные управляющие) – 58 организаций, включая 24 банка, Национальный банк, Банк развития и 33 небанковских профучастника; 3162 аттестованных специалистов на рынке ценных бумаг.
Создана и функционирует ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», на которой торгуются акции, государственные облигации, облигации Национального банка и иные ценные бумаги.
Для учета прав на ценные бумаги, которые выпущены в бездокументарной форме, в республике действует депозитарная система, состоящая из Республиканского центрального депозитария ценных бумаг (центрального и расчетного). Данная депозитарная система является достаточно передовой как в плане организационной структуры, так и в технологическом плане.
Спектр выпускаемых инструментов рынка ценных бумаг достаточно широк. Так, в республике выпускаются акции акционерных обществ, облигации юридических лиц, государственные ценные бумаги (в том числе государственные облигации), ценные бумаги Национального банка, муниципальные ценные бумаги, векселя (которые выпускают и банки, и иные юридические лица), депозитные и сберегательные сертификаты.
По состоянию на конец 2019 года общий объем эмиссии облигаций всех видов по номинальной стоимости составил 32,8 млрд руб. Объем эмиссии облигаций банков, предприятий, местных займов достиг 20,2 млрд руб. Вместе с тем общий объем операций с облигациями на всех сегментах рынка превысил 22,9 млрд руб., а объем операций с облигациями на организованном рынке – 8,5 млрд руб. Общий объем эмиссии акций по номинальной стоимости – 33,2 млрд руб. Общий объем операций с акциями на всех сегментах рынка, включая акции ЗАО – 294,2 млн руб., объем сделок купли-продажи с акциями ОАО – 31,5 млн руб., на бирже – 23,4 млн руб. [13]
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основные перспективы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь связаны с его депозитарной системой, инвестиционным банкингом, внедрением новых сервисов, режимов торгов и расчетов для участников биржевого фондового рынка, токенизированными финансовыми инструментами, секьюритизацией.
По мнению директора Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь наблюдается внешняя стабильность рынка ценных бумаг, однако позитивной динамики нет.
Застой на рынке акций связан с наличием определенных препятствий к его активизации. Одна из серьезных проблем – это устаревшая норма права об обязательственном праве первичного выкупа акций исполкомами. Сегодня исполком по сути сам не может воспользоваться правом выкупа акций по разным причинам и не дает инвесторам ходу на рынок. Несмотря на предложения Госкомимущества о продаже пакетов акций через биржу, это ситуацию не меняет, поскольку такая процедура пока находится в зачаточном состоянии и практически не используется.
Еще одна проблема белорусского рынка ценных бумаг – это отсутствие квалифицированного инвестора. Сегодня тот объем ценных бумаг, которые эмитируются в Беларуси, не позволяет провести их диверсификацию на предмет возможности выкупа инвесторами. Если говорить о биржевых облигациях, то они могут быть использованы только эмитентами соответствующего уровня – стабильными на рынке, в то время как депозитарные облигации может использовать любой эмитент. В качестве нового инструмента, предлагаемого для решения проблем на рынке облигаций, был выбран вариант выпуска облигаций с различным обращением с понижением номинала.
Также необходимы такие инициативы на перспективу, как пересмотр системы налогообложения в пользу установления налоговых льгот для инвесторов, введение разрешения напрямую допускать к торгам на бирже, минуя профессиональных игроков, как юридических, так и физических лиц (по определенным режимам торгов). Кроме того, существует необходимость разработки и законодательного закрепления возможности использования программного обеспечения, позволяющего решить вопросы ускорения отдельных процедур, связанных с корпоративным управлением. Цифровизация корпоративных действий сегодня широко распространена в мировой практике. Использование удаленного доступа вместо громоздких и затратных бумажных процедур позволяет ускорять и оптимизировать такие корпоративные процессы, как собрание акционеров по вопросам эмиссии ценных бумаг, купли-продажи акций и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовый рынок представляет собой комбинацию денежных ресурсов экономической системы, которые находятся в постоянном движении, то есть в распределении и перераспределении под влиянием изменяющегося соотношения спроса и предложения на эти ресурсы. Финансовый рынок – это механизм, который способствует мобилизации всех имеющихся денежных средств и распределяет их между секторами экономики на условиях возвратности, срочности, платности.
Сегодня важность и значение финансового рынка заключается в его функциях. К ним относятся мобилизация свободного капитала и денег, функция информации и цен, регулирующая функция, связанная с созданием правил торговли и участия в ней, процедура разрешения споров между участниками, постановка приоритетов и формирование органов управления и контроля, и т. д.
Государственное регулирование финансового рынка принимает форму воздействия государства (в лице государственных органов) через систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера на совокупность финансово-экономических отношений, законов и закономерностей их развития.
В 2016-2019 гг. сегменты рынка ценных бумаг в Республике Беларусь развивались неравномерно. Однако в целом объем операций на бирже растет, что влечет за собой увеличение капитала, привлечение незаемных инвестиций и реорганизацию акционерных обществ. Исходя из структуры рынка выпущенных ценных бумаг, наибольшая доля принадлежит акциям ОАО (47%), за ними следуют государственные облигации, банковские облигации, облигации предприятий и т.д. Такая структура оптимальна для Республики Беларусь, так как наибольшая доля акций принадлежит именно ОАО и ЗАО, и их доля растет. В результате это положительно сказывается на самих обществах, а также на экономической ситуации в стране.
Задолженность по кредитам выросла на 9 789,1 млн. руб. до 48 551,6 млн. руб. При этом рост выдачи кредитов наблюдался по всем секторам экономики. На фоне роста стоимости выданных в экономике кредитов на 25,3 % или на 9 789,1 млн. руб. стоимость просроченной и пролонгированной задолженности сократилась на 89 % или на 1 311,9 млн. руб. за год, что обусловило снижение ее доли в общей стоимости выданных кредитов на 3,5 процентных пункта – до 0,3 %. В анализируемом периоде наблюдалось сокращение процентных ставок по кредитам физическим и юридическим лицам, что позволило увеличить объем кредитования экономики банками и Банком развития на 10,2%.
В 2019 году на внутреннем валютном рынке сохранялась устойчивая ситуация. Продемонстрировав рост на 6,5 процента за анализируемый год, объем внутреннего валютного рынка в 2019 году составил 77,7 млрд. долларов США. Рост объема внутреннего валютного рынка в основном был обусловлен увеличением объема внебиржевого сегмента, выросшего, в свою очередь, за счет СПОТ-операций банков с предприятиями.
1. Акулов, В .Б. Макроэкономика : учебное пособие / В.Б. Акулов. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 389 с.
2. Алисейко, В. В. Проблемы регулирования валютного рынка в Республике Беларусь // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2020. – С. 81-83.
3. Банковский сектор Республики Беларусь на 1 января 2018 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nbrb.by/Publications/banksector/bs_20180101.pdf.
4. Банковский сектор Республики Беларусь на 1 января 2019 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nbrb.by/Publications/banksector/BS_01_01_2019.pdf.
5. Басовский, Л. Е. Макроэкономика : учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 202 c.
6. Бирюк, Д. В. Развитие инфраструктуры национальной финансово-кредитной системы Республики Беларусь // Современное состояние и перспективы развития национальной финансово-кредитной системы. – 2019. – С. 337-340.
7. Золотарчук, В. В. Макроэкономика: Учебник / Золотарчук В.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 537 с.
8. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
9. Карачун, И. А., Бабаева, Н. М. Финансовый рынок в Беларуси и Узбекистане // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. – 2019. – №. 2. – С. 37-47.
10. Ключников, И. К. Макроэкономика. Кредитные и биржевые циклы : учебник для бакалавриата и магистратуры / И. К. Ключников, О. И. Ключников. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 278 с.
11. Мандрон, В.В. Финансовый рынок: структура и функции / В.В. Мандрон, Н.Ю. Кузина // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 182–184.
12. Муха, А. Валютный рынок: в тисках ухудшающихся внутренних и внешних условий //Белорусский ежегодник. – 2019. – №. 1. – С. 24-36.
13. Показатели рынка корпоративных ценных бумаг [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь: Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/financialmarkets/corpsecurmarket.
14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь 28 марта 2017 г. № 229/6 «О стратегии развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21700229
15. Рудаковский, Я. С. Анализ предложения валюты и спроса на нее со стороны населения Республики Беларусь // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. – 2020. – №. 1. – С. 41-48.
16. Статистический бюллетень № 12 (декабрь 2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nbrb.by/Publications/bulletin/Stat_Bulletin_2018_12.pdf.
17. Статистический бюллетень № 12 (декабрь 2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nbrb.by/Publications/bulletin/Stat_Bulletin_2019_12.pdf.
18. Стефанович, Л. И. Обеспечение стабильности финансового сектора Республики Беларусь // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. – 2019. – №. 2. – С. 48-56.
19. Финансовая стабильность в Республике Беларусь 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/Publications/finstabrep/Fin-Stab2019.pdf.
20. Что поможет оживить рынок ценных бумаг в Беларуси [Электронный ресурс] // Экономическая газета: Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/chto-pomozhet-ozhivit-rynok-cennyh-bumag-v-belarusi.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты