Административно-правовое принуждение в административной деятельности органов внутренних дел
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Административно-правовое принуждение в административной деятельности органов внутренних дел»
по дисциплине: «Административная деятельность органов внутренних дел»
2021
45.00 BYN
Административно-правовое принуждение в административной деятельности органов внутренних дел
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административная деятельность органов внутренних дел
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие, виды мер пресечения
1.2 Общая характеристика предупредительных мер
2 СУЩНОСТЬ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
2.1 Понятие, виды мер административного принуждения
2.2 Иные меры процессуального принуждения
3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Все меры принуждения можно условно подразделить на две основные категории. Это меры принуждения и иные меры процессуального принуждения.
Меры пресечения – это закрепленные законом и применяемые с соблюдением гарантий меры принуждения, временно ограничивающие права и свободы, препятствующие уклонению от органов следствия и суда, препятствующие установлению истины по делу.
Оказывать необходимое воздействие на участников правоотношений можно благодаря существованию и реализации такого метода, как принуждение. Являясь специфическим методом правового регулирования, принуждение включает в себя различные меры, посредством которых компетентные органы государства воздействуют на поведение людей. Применение данных мер связано преимущественно с деятельностью органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений, защите законных интересов личности, общества, государства.
Органы внутренних дел, наделенные правом применения мер административного принуждения, обладают огромным организационным потенциалом, позволяющим оперативно воздействовать на общественные отношения, возникающие в связи с предупреждением и совершением административных правонарушений, а также с привлечением виновных в их совершении к установленной законом ответственности.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бесспорной актуальности темы исследования.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, которые складываются в сфере применения административно-правового принуждения в административной деятельности органов внутренних дел.
Предметом исследования выступают нормы законодательства, регулирующие понятие, виды и особенности применения административно-правового принуждения в административной деятельности органов внутренних дел.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие, виды мер пресечения
Рассматривать меры административного пресечения невозможно отдельно от рассмотрения сущности мер государственного принуждения в целом. Государственное принуждение является внешним, формально определенным воздействием уполномоченных органов на поведение субъектов, совершающих противоправные поступки, которые наносят вред общественным отношениям, регулируемым нормами административного права.
Наука административного права также выработала такое понятие как средство защиты общественных отношений, которые складываются в различных сферах жизни общества для предупреждения и прекращения посягательства и в целях предупреждения и предотвращения наступления последствий, угрожающих общественной опасности. Целью государственного принуждения является защита общественных отношений, складывающихся в различных сферах жизни общества [1, с.16].
Юридическая ответственность отображает применение мер государственного принуждения по отношению к нарушителю прав. Человек за свои деяния отвечает перед судом и законом (это отличие юридической ответственности от моральной, при которой основной оценкой поведения выступают совесть и стыд человека). Юридическая ответственность тесно связана с нормами права, государством, противоправным поведением и обязанностями граждан, а также их объединений.
Юридическая ответственность носит государственно-принудительный характер. Она всегда сопровождается причинением нарушителю отрицательных последствий, ограничением или ущемлением имущественных, личных и других интересов, т. е. связана с определенными лишениями [2, с.4].
Формы государственного принуждения можно квалифицировать по разным основаниям. Основываясь на предмете правового регулирования можно выделить уголовно-правовые, административно-правовые. Основываясь на содержании: физические, имущественные и организационные. Исходя из субъектов применения судебные, внесудебные, общественное принуждение. Исходя из нормативных оснований можно выделить материально-правовые и процедурно-процессуальные. Если исходить из фактических оснований, то выделяют предупредительные, восстановительные и юридическую ответственность.
2 СУЩНОСТЬ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
2.1 Понятие, виды мер административного принуждения
Не отрицая огромного значения метода убеждения как регулятора общественных отношений в сфере государственного управления, следует признать, что государственный механизм функционирует не только по доброй воле объединенных им субъектов, но и благодаря существованию возможности применения мер воздействия к тем, кто не следует установленным правилам.
При воздействии на сознание людей путем убеждения создаются внутренние моральные стимулы, потребность в правомерном поведении. Метод убеждения служит для формирования правильных взглядов, чувств, понимания необходимости добровольного выполнения предписаний, правил, норм. Принуждение же заставляет людей изменить свое поведение в угодную для общества сторону, т. к. оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки [11, с. 167].
Применение принуждения является, по мнению большинства исследователей, неотъемлемым признаком государства и гарантией эффективного действия права как регулятора общественных отношений.
В.В. Лазарев утверждает, что государство – это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» [12, с. 23].
Под властью же понимается право и возможность распоряжаться чем–либо или кем–либо, подчинять своей воле.
Принимая во внимание данное утверждение, и, учитывая, что власть подразумевает подчинение одного субъекта общественных отношений другому, в процессе реализации государственной политики необходимость прибегать к методу принуждения, в том числе и административно–правового, является вполне оправданной.
3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Совершенствование законодательного регулирования применения органами внутренних дел мер административного пресечения важно рассматривать не только и не столько в контексте развития правовых норм, регулирующих деятельность милиции, сколько во взаимосвязи с общими тенденциями совершенствования законодательства об административном пресечении.
В целях выявления оптимальных направлений совершенствования административного пресечения указанные предложения можно сгруппировать следующим образом.
Первая группа предложений связана с правовым регулированием административного пресечения в рамках единого законодательного акта, посвященного административному принуждению. Предложения, которые условно можно объединить во вторую группу, заключаются в принятии специального закона об административном пресечении.
Перейдем к более подробному анализу существующих предложений. Предложения урегулировать административное принуждение в одном законодательном акте высказываются многими учеными. Причем одни из них считают необходимым дополнить Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) разделом, касающимся принуждения, а другие — принять отдельный законодательный акт об административном принуждении.
В частности, по мнению П. И. Кононова, необходимо включить в КоАП специальную главу «Административно-правовое ограничение и принуждение» [27, с.26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, административное принуждение является видом государственного административно–правового принуждения, обеспечивающим надлежащее функционирование исполнительной власти.
Сущность административного принуждения заключается в воздействии на сознание и волю физического лица путем применения предусмотренных правовыми нормами мер, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, установление лиц, их совершивших, изъятие и фиксацию доказательств, создание условий для привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения, предупреждение и прекращение вредных явлений, в том числе не связанных с деятельностью людей, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, а также на формирование привычки правомерного поведения.
Характерной особенностью административно-правового принуждения является отсутствие единого нормативного правового акта, предусматривающего виды мер принудительного характера, основания и порядок их реализации, а также множественность государственных органов (должностных лиц), наделенных соответствующими полномочиями в данной сфере.
Административно–предупредительные меры – это предусмотренные нормативно–правовыми актами средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными государственными органами (должностными лицами) для предупреждения правонарушений и предотвращения иных обстоятельств, представляющих угрозу обществу, государству и отдельным лицам.
Административно–предупредительные меры применяются при наличии обоснованного предположения о возможности противоправного поведения либо вероятности наступления вредных последствий опасных ситуаций. Применение данных мер непосредственно не связано с совершением правонарушения и возможно в отношении лиц, не допускающих противоправного поведения, несовершеннолетних, недееспособных.
1. Сарсенов, К.М. Государственное принуждение и его реализация в деятельности органов внутренних дел: автореф. дис. … канд. юрид. наук / К.М. Сарсенов. – СПб., 2016. – 42 с.
2. Каплунов, А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: системно-правовой анализ: автореф. дис. … докт. юрид. наук / А.И. Каплунов. – М., 2015. – 37 с.
3. Йонаш, В.В. Административное пресечение как вид административного принуждения: дис. … канд. юрид. наук / В.В. Ионаш. – Саратов, 2016. – 287 с.
4. Степанюк, В.В. Административное пресечение правонарушений в системе государственного принуждения / В.В. Степанюк // Закон и право. – 2015. – № 3. – С. 144–146.
5. Макарейко, Н.В. Административно-деликтное право: конспект лекций / Н.В. Макарейко. – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2019. – 189 с.
6. Коляго В. В., Кокарев А. Н. Административно–правовое регулирование профилактики правонарушений и ее обеспечение милицией общественной безопасности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.В. Коляго, А.Н. Кокарев. – Минск, 2017. – 39 с.
7. Старилов, Ю.Н. Курс общего административного права : в 3 т. / Ю.Н. Старилов. – Т. 2 : Государственная служба. Управленческие действия. – М. : Норма, 2016. – 600 с.
8. Сухаркова, А.И., Кононов, А. И. Административное право Республики Беларусь / А.И. Сухаркова, А.И. Постникова. – Могилев: Могилевская областная типография, 2019. – 172 с.
9. Мах, И.И., Ардашкина В. Д. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах, В.Д. Ардашкина. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2016. – 543 с.
10. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права : учебник / А.Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – Минск : Интегралполиграф, 2018. – 552 с.
11. Алехин, А.П. Административное-деликтное право Республики Беларусь: учебник для вузов / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М. : Зерцало, 2018. – 608 с.
12. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2017. – 520 с.
13. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – 16–е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1984. – 797 с.
14. Бахрах, Д.Н. Меры административного и общественного воздействия на правонарушителей / Д.Н. Бахрах. – М.: Правда, 1971. – 112 с.
15. Сальников, В.П. Убеждение и принуждение в деятельности органов внутренних дел : пособие / В.П. Сальников, В.П. Федоров. – Ленинград : Изд–во Высш. полит. уч–ща МВД СССР, 1989. – 92 с.
16. Веремеенко, И.И. Административно–правовые санкции / И.И. Веремеенко. – М.: Юрид. лит–ра, 2016. – 192 с.
17. Жумагулов, М.И. О сущности и понятии административно–правового принуждения / М.И. Жумагулов // Государство и право. – 2016. – № 10. – С. 22–30.
18. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. – 2–е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2015. ‒ 800 с.
19. Попов, Л.Л. Административное право: учебник / Л.Л. Попов, Д.М. Овсянко, Ю.М. Козлов. – М. : Юристъ, 2018. – 697 с.
20. Крамник, А.Н. Административно–правовое принуждение / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2016. – 208 с.
21. Еропкин, М.И. О классификации мер административного принуждения / М.И. Еропкин // Вопросы административного права на современном этапе. – М.: Госюриздат, 1963. – С. 60‒68.
22. Рябцев, Л.М., Сорокин В. Д. Административное право : учеб. пособие / Л.М. Рябцев [и др.]. – Минск: Амалфея, 2019. – 432 с.
23. Хомич, К. В. Административно–правовое принуждение в сфере налоговых отношений: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / К.В. Хомич. – Минск, 2020. – 245 с.
24. Гвоздев, Д. В. Административно–правовое регулирование в Республике Беларусь: дис. ... канд. юрид. наук / Д.В. Гвоздев. – Минск, 2020. – 292 с.
25. Веремеенко, И.И. О классификациях мер административного принуждения / И.И. Веремеенко // Вестник Московского университета. Сер. 12, Право. – 2018. – № 4. – С. 78-91.
26. Гридюшко, П.В. Теория и практика применения иных мер уголовно-процессуального принуждения: дис. … канд. юрид. наук. / П.В. Гридюшко. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2016. – 155 с.
27. Кононов, П. И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации / П.И. Кононов // Журнал права. — 2018. – № 8. – С.25-34.
28. Соколов, А. Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях : монография / А.Ю. Соколов. – М., 2015. – 198 с.
29. Тюрин, В. А. Проблемы применения мер пресечения в административном праве : дис. ... д-ра юрид. наук / В.А. Тюрин. – М., 2017. – 268 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты