Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Модель IS-LM.
Приложение Б Схема монетарного таргетирования в Беларуси.
Приложение В Целевые показатели денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Приложение Г Динамика международных резервных активов за 2018–2021 гг.
Поделиться
Введение
1 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
2 Виды денежно-кредитной политики и проблемы ее эффективной реализации
2.1 Передаточный механизм и виды денежно-кредитной политики
2.2 Проблемы реализации денежно-кредитной политики в условиях постоянных и гибких цен
3 Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире денежно-кредитная политика любого государства является одним из самых мощных рычагов макроэкономического регулирования национальной экономики. Исторически это одна из первых форм экономического регулирования. Возможности денежно-кредитной политики проявились во время мирового экономического кризиса 30-х годов. Теоретические исследования подтвердили зависимость макроэкономических показателей от денежных переменных. Таким образом, изменение количества денег в обращении может повлиять на процессы производства, обмена и потребления. Инфляция после Второй мировой войны была вызвана экспансионистской денежно-кредитной политикой при низких процентных ставках, а ограничительная политика выявила признаки сдерживания.
Проблема регулирования денежно-кредитной политики занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.
Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития и совершенствования денежно-кредитной политики, ее особенностей и основных методов регулирования.
Последовательная и сбалансированная денежно-кредитная политика является наиболее важным аспектом управления экономикой, от которого во многом зависит устойчивое развитие экономической системы.
Теоретические и методологические исследования по содержанию, реализации государственной денежно-кредитной политики и проблемам денежно-кредитного регулирования экономики позволили выявить многие аспекты и разнообразие этих категорий. Их взаимосвязи с другими методами государственного регулирования экономики также разнообразны: финансовая политика, денежно-кредитная политика и т. д.
Денежно-кредитная политика является основным средством достижения баланса в экономической системе. Исходя из этого, необходимо отметить актуальность обсуждаемой темы, поскольку эта проблема считается очень важной для экономики Республики Беларусь. Поскольку реализация многочисленных программ экономического и социального развития страны, социальной защиты населения, урегулирования различных экономических процессов зависит главным образом от проведения денежно-кредитной политики центрального банка и эффективности его деятельности в целом.
1 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная (монетарная) политика – это совокупность мероприятий, которые предпринимает центральный банк для поддержания ценовой стабильности в целях содействия устойчивому и сбалансированному развитию экономики [2, c. 83].
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Следует различать 1) первичные (макроэкономические), 2) тактические и 3) промежуточные цели (задачи) денежно-кредитной политики. Первичные цели конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде, осуществляются довольно медленно и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Тактические – способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные – основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности.
Главной целью денежно-кредитной политики большинства центральных банков мира является поддержание устойчиво низкой инфляции. Обеспечивая низкую инфляцию, они способствуют созданию условий для экономического роста, снижения безработицы, повышения уровня жизни населения. Как показали исследования, проводившиеся в различных странах мира, высокие темпы инфляции (выражающиеся двузначными цифрами) сопровождаются низкими темпами роста экономики или экономическим спадом. В государствах Восточной Европы рост экономики возобновлялся после того, как удавалось снизить темпы роста цен, которые в начале процесса перехода к рыночной экономике достигали высоких значений. Таким образом, влияя на инфляцию, центральные банки вносят заметный вклад в создание условий для решения социально-экономических проблем.
Основной целью денежно-кредитной политики является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции. При низкой инфляции обеспечивается устойчивость покупательной способности национальной валюты. Ценовая стабильность – важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса.
Низкая и предсказуемая инфляция защищает доходы и накопления в национальной валюте. При ценовой стабильности заработные платы, пенсии и другие доходы, а также сбережения населения и предприятий в национальной валюте защищены от непредсказуемого обесценения. Это в том числе позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать расходы, включая долгосрочные.
2 Виды денежно-кредитной политики и проблемы ее эффективной реализации
2.1 Передаточный механизм и виды денежно-кредитной политики
Набор каналов, по которым денежно-кредитная политика влияет на реальные и номинальные экономические параметры, называется передаточным механизмом. Точнее, передаточный механизм может быть описан как влияние изменения денежной массы на совокупный выпуск, выраженный в ВВП. Изменения количества денег могут влиять на ВВП как напрямую, так и через различные показатели. Научное обоснование роли денег в стимулировании экономической активности представлено в теории монетаристов, которые напрямую связывают эти показатели. По их мнению, рост денежной массы влечет за собой увеличение совокупного выпуска. Вопрос остается в пропорциях отношений. Эти пропорции зависят от текущей экономической ситуации, а именно от работы конкретных каналов, по которым будет направляться денежный импульс для стимулирования экономической активности и роста ВВП [4, с. 103].
Почти невозможно назвать все каналы передаточного механизма. Тем не менее, наиболее распространенные каналы:
- кредитный;
- финансовый;
- валютный.
Кредитный канал работает следующим образом: рост денежной массы ведет к увеличению объема выданных кредитов, что стимулирует инвестиции и экономический рост. Подключение кредитного канала к передаточному механизму возможно посредством номинальной или реальной процентной ставки (краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной). В этом случае можно говорить о функционировании процентного канала передаточного механизма. Денежный рост снижает процентную ставку, что приводит к инвестиционной активности и увеличению ВВП. Процентная ставка влияет на потребление и инвестиции, а затем на объем совокупного выпуска. Связь между процентной ставкой и потреблением изучается с точки зрения покупки товаров длительного пользования. Более низкие процентные ставки, более дешевый потребительский кредит стимулируют потребителей увеличивать расходы на товары длительного пользования, что приводит к соответствующему увеличению общего объема производства.
Финансовый канал демонстрирует участие финансового рынка в передаточном механизме. Расширение денежной массы, приводящее к росту цен на акции, приводит к увеличению стоимости финансовых активов, принадлежащих потребителям, и, как следствие, к увеличению объема средств, полученных в течение жизни, что стимулирует потребление. Кроме того, с ростом цен на финансовые активы и снижением вероятности финансовых шоков расходы на товары длительного пользования увеличиваются, что, несомненно, ведет к экономическому росту.
3 Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Основными направлениями денежно-кредитной политики, ежегодно утверждаемыми Президентом Республики Беларусь, в соответствии с действующей редакцией Банковского кодекса, являются правовые основы денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Они содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты государственной денежно-кредитной политики, а также предусматривают реализацию комплекса мер и механизмов регулирования и контроля.
Кроме того, качественная структура основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на будущий год учитывает необходимость согласованной реализации денежно-кредитных и общеэкономических целей и поэтому дополнительно включает в себя: краткое описание состояния экономики Республики Беларусь и важнейшие параметры для прогнозирования ее социально-экономического развития на следующий год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса.
Соответственно, основные направления денежно-кредитной политики разрабатываются и реализуются Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь.
В то же время их ключевым аспектом является деятельность Национального банка Беларуси, который в принципе выполняет традиционные функции центрального банка. Их реализация основана на использовании набора инструментов, базовая функциональная структура которого может быть представлена в виде набора взаимосвязанных операционных, нормативных и организационных элементов.
Этап реализации мер денежно-кредитной политики в течение года с учетом реальных экономических и монетарных тенденций осуществляется с использованием набора монетарных инструментов (в частности, проведение денежных операций; применение стандартов, регулирующих банковский сектор и платежную систему; принятие организационных мер в денежной сфере) и представляет собой конечный результат многоэтапной и скоординированной технологии функционирования системы денежно-кредитного регулирования в рамках общей системы экономического регулирования Беларуси.
Исходя из того, что денежно-кредитная политика страны проводится в соответствии с режимом монетарного таргетирования, представим схему данной стратегии (Приложение Б). В качестве промежуточной цели был выбран денежный агрегат М3 (широкая денежная масса), а если быть более точным, то темпы прироста М3. В свою очередь рублевая денежная база, предполагаемо контролируемая НББ, была взята в качестве операционной цели (точнее, месячные и квартальные темпы прироста денежной базы). Таким образом, рублевая денежная база выступает как операционная цель, денежный агрегат М3 играет роль промежуточной цели, а инфляция, оцениваемая на основе индекса потребительских цен, является конечной целью монетарной политики [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика традиционно считается важнейшим направлением экономической политики государства и должна соответствовать основным долгосрочным целям макроэкономического развития страны. Реализатором денежно-кредитной политики является центральный банк. Конечная (основная) цель денежно-кредитной политики должна в максимальной степени соответствовать общественным интересам, то есть интересам как можно большего числа экономических субъектов. Главной задачей денежно-кредитной политики является достижение поставленных экономической политикой государства макроэкономических целей.
Денежно-кредитная политика создает важные условия для развития экономики, но сама по себе не может быть источником устойчивого повышения экономического потенциала. В долгосрочной перспективе основными факторами, определяющими потенциал роста экономики, являются изменение производительности труда и капитала, а также скорость внедрения новых технологий. Центральный банк не может воздействовать инструментами денежно-кредитной политики на производительность факторов производства и внедрение технологий. Стремясь поддерживать ценовую стабильность, центральный банк влияет на динамику внутреннего спроса и, как следствие, на интенсивность использования факторов производства. Таким образом, денежно-кредитная политика воздействует на отклонения темпа роста экономики от потенциального, но не на сам экономический потенциал.
Методы денежно-кредитной политики подразделяются на административные и рыночные. Метод прямого контроля (административный) заключается в административном контроле за деятельностью банков и направлен на регулирование их способности предоставлять кредиты или инвестировать в ценные бумаги, на ограничение процентных ставок. Рыночный (косвенный) метод влияет на объекты регулирования (денежную массу, процентные ставки, валютный курс) при помощи рыночных механизмов.
Передаточный механизм денежно-кредитной политики – это система каналов, по которым она может влиять на реальные и номинальные экономические параметры. Выделяют три канала передаточного механизма: валютный, кредитный, финансовый. В целях оценки реализации денежно-кредитной политики может использоваться модель IS-LM, которая отвечает на вопрос какой параметр необходимо изменить – предложение денег или ставку процента.
Ежегодно разрабатываются Национальным банком и утверждаются Президентом основные направления основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, где более утончённо представлена цель, инструменты и целевые показатели денежно-кредитной политики. Основными целевыми показателями эффективности денежно-кредитной политики выступают: прирост средней широкой массы, индекс потребительских цен, международные валютные резервы. Почти все целевые показатели денежно-кредитной политики страны выполнялись. Однако в 2018 году фактическое значение составило 8,1 % против планового 9–12 %. В 2020 году прирост широкой денежной массы составил 4,7 %, что также оценивается как отрицательное явление.
1 Дворецкая, А. Е. Деньги, кредит, банки : учебник для академического бакалавриата / А. Е. Дворецкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 480 с.
2 Селищев, А. С. Деньги. Кредит. Банки : учебник / А.С. Селищев. — 2-е издание. — Москва : Проспект, 2016. — 303 с.
3 Деньги. Кредит. Банки / под ред. О.И. Лаврушина. М.: КноРус. 2016. – 329 с.
4 Нешитой, А.С. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / А.С. Нешитой. — 4-е, изд. — Москва : Дашков и К, 2017. — 640 с.
5 Калечиц, С. В. Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2019 г. И задачи банковской системы по их реализации в 2020 г. // Банковский вестник. – 2017. – №1. – С. 3–9.
6 Калечиц, С. В. Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2018 г. И задачи банковской системы по их реализации в 2019 г. // Банковский вестник. – 2018. – №1. – С. 3–9.
7 Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год // Банковский вестник. – 2019. – №1. – С. 3–8.
8 Румянцева, О. И. Денежно-кредитная политика в транзитивной экономике: синергетический подход : монография / О. И. Румянцева. — Минск : Мисанта, 2013. — 223 с.
9 Румянцева, О. И. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь: теория, методология, стратегия : монография / О. И. Румянцева. — Минск : Мисанта, 2014. — 251 с.
10 Волков, И.И. Макроэкономический анализ взаимодействия денежно-кредитной и бюджетной политики государства : монография / И.И. Волков. — Москва : Креативная экономика, 2017. — 264 с.
11 Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
12 Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/finsector/p229_6.pdf.
13 Деньги как опережающий индикатор инфляции в Беларуси и их роль в монетарной политике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.get-belarus.de/wordpress/wp-content/uploads/2015/10/PS_01_2015_ru.pdf.
14 Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс / И.М. Лемешевский, В.И. Донцова. — Минск: Изд-во МИУ, 2014. — 266 с.
15 Указ Президента Республики Беларусь 18.12.2015 № 505 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp-2016.pdf.
16 Указ Президента Республики Беларусь 03.10.2016 № 359 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2017.pdf.
17 Указ Президента Республики Беларусь 31.12.2017 № 470 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2018.pdf.
18 Указ Президента Республики Беларусь 20.12.2018 № 484 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2021 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2019.pdf.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Модель IS-LM.
Приложение Б Схема монетарного таргетирования в Беларуси.
Приложение В Целевые показатели денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Приложение Г Динамика международных резервных активов за 2018–2021 гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты