Социальное страхование и социальная помощь: национальные модели и особенности формирования в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социальное страхование и социальная помощь: национальные модели и особенности формирования в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Социальное страхование и социальная помощь: национальные модели и особенности формирования в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Социальная политика.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Республика Беларусь – социальное государство.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Рейтинг стран.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Рейтинг стран.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы социальной защиты населения
1.1 Определение социальной защиты населения и ее значение в политике государства
1.2 Механизм реализации социальной защиты населения
2 Особенности формирования социальной защиты населения в Республике Беларусь
2.1 Национальная модель социальной защиты населения Республики Беларусь
2.2 Основные направления использования средств органами социальной защиты населения
3 Меры и пути совершенствования социальной защиты населения
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В каждом обществе существуют группы людей, которые не в состоянии сами обеспечить удовлетворение своих первейших потребностей на достойном уровне и нуждаются в государственной поддержке – это безработные, инвалиды, малообеспеченные и многодетные семьи, работники бюджетной сферы и др.
В связи с этим, в начале ХХ века происходят изменения сущности и функциональной направленности государства. Во многих странах на первый план начинают выходить социальные вопросы и социальные ценности, непосредственно касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, удовлетворения конечных запросов личности и семьи. Инструментом, позволяющим создать, приемлемый уровень потребления для всех граждан страны является социальная политика государства, которая направлена на повышение уровня жизни людей, поддержку малообеспеченных слоев населения и предоставление социальных гарантий в сложной жизненной ситуации, обеспечение социальной справедливости и равных возможностей для самореализации всех граждан.
Социально ориентированная рыночная экономика должна сочетает в себе условия для развития конкурентной экономики и элементы экономического регулирования рынка государством, сильную государственную политику, направленную на повышение эффективности экономики и обеспечение социальной справедливости в обществе; неприкосновенность, поддержку частной собственности, обеспечение ее сосуществования с эффективным государственным сектором экономики.
Приоритетом социальной политики Беларуси является защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Актуальность темы заключается в стремление к обеспечению полной занятости населения, увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации, увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели и адресность социальной политики, а также в развитии рыночных отношений и изменении социально-экономической ситуации в стране, совершенствовании принципов социальной поддержки и новой институциональной структуре общества.
Целью данной курсовой работы является определение социальной защиты населения и особенностей формирования социальной защиты населения в Республике Беларусь. Предложить пути совершенствования социальной защиты населения.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи курсовой работы:
- определить сущность социальной защиты населения и ее значение в политике государства;
- изучить механизм реализации социальной защиты населения;
- рассмотреть национальную модель социальной защиты населения Республики Беларусь;
- проанализировать основные направления использования средств органами социальной защиты населения;
- предложить пути совершенствования социальной защиты населения в Республике Беларусь.
1 Теоретические основы социальной защиты населения
1.1 Определение социальной защиты населения и ее значение в политике государства
Политика социальной защиты населения входит в структуру социальной политики и представляет собой систему принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.
Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинах (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т.п.)
Социальная защита населения является первоочередной задачей для большинства стран мира. В мировой практике насчитывается большое количество моделей социальной защиты, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.
Система социальной защиты предполагает обеспечение минимальных жизненных стандартов для всех членов общества. Теоретическое обоснование такого подхода было предложено Дж. Роулзом, который полагал, что если человеку не дано предвидеть свое будущее, то он должен быть защищен от разного рода социальных и экономических рисков путем участия в системе страхования, организованной государством. Следовательно, организация системы социальной защиты является одной из важнейших функций государства [5, c. 135].
Термин «социальная защита» был впервые применен в Законе о социальной защите США в 1935 г., который определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда, так как он просто и достаточно однозначно выражал сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этого определения значительно расширились, а в качестве субъектов социальной защиты добавились такие категории, как малообеспеченные семьи, люди, пострадавшие от военных действий, природных и техногенных катастроф и другие [6, с. 137].
Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. Основные принципы - социальной справедливости и социальных гарантий носит солидарный характер [13, с. 326].
2 Особенности формирования социальной защиты населения в Республике Беларусь
2.1 Национальная модель социальной защиты населения Республики Беларусь
Современная система социальной защиты Республики Беларусь существенно меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов и формализованных подходов, адаптируя лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта. На ее развитие оказывают влияние мировые теоретические концепции и модели, отражающие эволюцию научных поисков, а также изменения в содержании и практике социальной работы. Формирование современной национальной модели в Республике Беларусь базируется на использовании тех концептуальных посылок из названных моделей, которые в наибольшей мере соответствуют белорусскому менталитету и могут быть адаптированы с учетом происходящих в республике перемен и социально-экономических сложностей.
Прежде всего, национальная модель организации социальной защиты тяготеет к социолого-ориентированной модели, в основе которой лежит признание особой роли социальной политики, создание условий, предпосылок эффективной социальной работы среди различных категорий нуждающихся, а также формирование и опора на структурные компоненты системы, оптимизация деятельности учреждений и организаций социальной сферы и социальных работников. В соответствии с этими концепциями в республике идет поиск наиболее эффективных организационно-управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы.
Ныне с организационной точки зрения социальная защита населения Республики Беларусь представлена широкой сетью государственных и негосударственных организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданное по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 г. на базе двух бывших министерств: Министерства труда и Министерства социальной защиты.
В системе Министерства в соответствии с основными направлениями его деятельности (труд, занятость, социальная защита и демографическая безопасность) четко просматриваются соответствующие структуры областного, городского, районного уровней, обеспечивающие осуществление социальной политики государства. Как республиканский орган государственного управления, Министерство осуществляет руководство подчиненными организациями, утверждает уставы, принимает решения о создании, реорганизации и прекращении их деятельности, организует научно-исследовательскую работу, обобщение лучшего опыта и его распространение, контролирует деятельность подчиненных служб. Министерство осуществляет функции связи с населением, регулярно информируя его по вопросам реализации государственной политики в области труда и социальной защиты, рассматривает предложения, заявления и жалобы, ведет прием граждан.
3 Меры и пути совершенствования социальной защиты населения
В условиях экономии республиканского бюджета на 2020 год социальная направленность государственной политики Беларуси была не только сохранена, но и усилена. В текущем году были существенно увеличены расходы бюджета на оплату труда, выплату пенсий, стипендий, пособий, а также на выполнение государственных социальных стандартов. Так, в структуре расходов консолидированного бюджета в 2020 году социальные расходы стали самыми значительными – 44,4%. Из них 17,8% предусмотрено на образование, 15,3% – здравоохранение, 8,1% – социальную политику, 3,2% – физическую культуру и спорт, культуру и средства массовой информации. Благодаря этому наши граждане продолжают пользоваться бесплатным и современным медобслуживанием, получать высшее образование за счет бюджета, оплачивать коммунальные услуги по тарифам ниже реальной себестоимости. Рационально, с учетом потребностей людей, организована система соцзащиты [14].
С другой стороны, подобная поддержка требует значительных инвестиций от нашего государства, что обеспечивается финансированием за счет поступающих в бюджет денежных средств. Каждый гражданин Беларуси участвует в формировании и использовании средств бюджета: как налогоплательщик – в части его формирования, и как потребитель услуг, предоставляемых государством, – в части его использования.
Модель социального государства Республики Беларусь доказала свою эффективность и в сравнении с другими странами выглядит весьма достойно.
В условиях экономической ситуации, вызванной пандемией, задача, которая стоит перед государством, – максимально сохранить трудовые коллективы. В этой связи вместо увольнений работников реализовывались мероприятия по их переводу на сокращенный режим работы, предоставлению отпусков по инициативе нанимателя. В целом задача выполнена – трудовые коллективы сохранены.
При этом в целях поддержания доходов граждан на уровне минимальной трудовой гарантии в случае их вынужденной неполной занятости или объявления простоя нанимателям предоставлялись субсидии (направлялись на доплату до минимальной заработной платы работникам в период с 1 мая по 31 июля 2020 года, а также для формирования их пенсионных прав – на уплату взносов в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения).
Вопросы социальной защиты безработных кроме оказания им непосредственной материальной поддержки, решаются также за счет проведения эффективной работы по их трудоустройству, и обучению новым, востребованным профессиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная защита населения является первоочередной задачей для большинства стран мира. В мировой практике насчитывается большое количество моделей социальной защиты, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.
Система социальной защиты Беларуси является значительно замкнутой на поддержке официально утвержденных уязвимых группах. К ним относятся одинокие пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, многодетные семьи, ветераны войны, что частично совпадает социально уязвимыми группами, выявленными в предыдущем разделе. Так, одинокие пенсионеры, как и люди с ограниченными возможностями, неполные семьи и многодетные семьи, имеют право на услуги социальной помощи. Соответствующие центры социальной поддержки функционируют во всех районных центрах Беларуси. Они предоставляют услуги сиделок, по ведению хозяйства, транспорт, дают правовые консультации, курсы повышения квалификации, оказывают психологическую поддержку и ведут работу по увеличению социальной вовлеченности пенсионеров и людей с ограниченными способностями. Ведущим органом социальной защиты населения является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданное по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 г. на базе двух бывших министерств: Министерства труда и Министерства социальной защиты.
По видам добровольного страхования за 2020 год страховые взносы составили 940,3 млн. р. В последнее время сохраняется тенденция опережающего роста страховых взносов по добровольному страхованию, в результате чего их доля в общем портфеле страховщиков составила 62,3%, увеличившись по сравнению с 2019 и 2018 гг. на 1,0 процентного пункта и на 3,9 процентных пункта соответственно.
За 2020 год выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 814,7 млн. рублей, и превысили данный показатель за 2019 год на 104,1 млн. рублей. Из общей суммы страховых выплат на долю видов добровольного страхования приходится 500,2 млн. рублей (61,4%), обязательных видов страхования – 314,5 млн рублей (38,6%).
Уровень страховых выплат в общей сумме страховых взносов за 2020 год увеличился по сравнению с 2019 годом на 3,3 процентного пункта и составил 53,9 %.
Показателей социальной политики Республики Беларусь достаточно много и по каждому показателю установлены соответствующие суммы, которые ежегодно подлежат изменению, в частности к их увеличению. Так, динамика размеров минимальных потребительских бюджетов за 2017-2020 гг. положительная, так как отмечается прирост размера минимального потребительского бюджета по всем категориям граждан Республики Беларусь. Однако стоит отметить, что абсолютное изменение 2020 г. к 2019 г. практически по всем категориям граждан в 5 раз меньше в сравнении с предыдущими годами. То есть прирост размеров минимального потребительского бюджета к 2020 г. сократился.
1 Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и социального обеспечения государственных служащих. Научно-практическое пособие. – М: Проспект. 2017. – 416 с.
2 Андреева, Л.А. Социальная защита населения: проблемы и перспективы муниципального уровня / Л.А. Андреева // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(22). – Новосибирск: СибАК, – 2019. – С. 52-60.
3 Архипов, А. П. Социальное страхование: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. П. Архипов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 301 с.
4 Бихдрикер, А.С. Информационное обеспечение управления сферой социальной защиты населения в регионе / А.С. Бихдрикер, Т.В. Лисицина // Социальная работа: современные проблемы и технологии. – 2020. – № 1. – С. 30-37.
5 Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. – М: Юрайт, 2019. – 428 с.
6 Замараева, З.П. Социальная защита населения: ресурсный подход / З.П. Замараева // Отечественный журнал социальной работы. – 2019. – № 4. – С. 137-141.
7 Законы Республики Беларусь в области социальной защиты населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.pravo.by/main.aspx.
8 Киселев, И.Н. Теоретико-правовые основы социальной защиты населения / И.Н. Киселев // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9. – № 11-1. – С. 150-163.
9 Кострица, Е.О. Совершенствование управления социальной защитой населения региона: анализ, методика, инструменты / Е.О. Кострица // В сборнике: Аспирантские тетради Сборник научных статей научно-методического семинара молодых ученых. – 2020. – С. 94-99.
10 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.belstat.gov.by
11 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.mintrud.gov.by/.
12 Официальный сайт Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.ssf.gov.by/.
13 Петрова, А.А. Содержание, формы и принципы социальной защиты населения / А.А. Петрова // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования материалы Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 326-331.
14 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 – 2020 гг. – Минск: Беларусь, 2015. – 79 с.
15 Середа, А.С. Механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения / А.С. Середа // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 5 (39). – С. 24-26.
16 Скамай, Л. Г. Страхование: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Скамай. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 322 с.
17 Соснова, А.В. Механизмы формирования социальной защиты населения в современном обществе / А.В. Соснова // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – № 5. – С. 18-24.
18 Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: статистический сборник. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2019. – 357 с.
19 Суринов, А. Е. Экономическая статистика в страховании: учебник для академического бакалавриата / А. Е. Суринов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, – 2019. – 276 с.
20 Тарасова, Ю. А. Страхование: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Ю. А. Тарасова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 236 с.
21 Хромойкина, А.Н. Социальная защита населения в механизме реализации социальной политики / А.Н. Хромойкина // В сборнике: Актуальные проблемы и современные тенденции социально-экономического развития региона и страны. Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 125-126.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Социальная политика.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Республика Беларусь – социальное государство.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Рейтинг стран.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Рейтинг стран.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты