Миграционные процессы и миграционная политика в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Миграционные процессы и миграционная политика в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Миграционные процессы и миграционная политика в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
Введение
1 Миграция: понятие, виды, причины, влияние на развитие национальной экономики
2 Миграционные процессы в РБ: динамика, структура, их последствия
3 Миграционная политика и основные направления ее совершенствования в Беларуси
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Миграция сыграла очень большую многостороннюю роль в эволюции человечества, как формы адаптации к изменяющимся обстоятельствам жизни. Это трудный социальный процесс, близко связана с уровнем экономического развития и положение отрасли в разных регионах. Наиболее важная социально-экономическая роль миграции населения – обеспечение конкретного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения, в том числе в промышленные центры и освоенные территории. Таким образом, миграция населения содействует более глубокому использованию рабочей силы, подъему производства. Но последствия миграции двойственны. Миграция населения проявляет существенное воздействие на сбалансированность рынка труда, видоизменяет экономическое и социальное положение населения, часто сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей людей, участвующих в миграции. С другой стороны, массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру (жилье, здравоохранение и т. д.). Таким образом, миграция оказывает влияние на уровень жизни местных жителей. Миграция может вызвать депопуляцию и экономический спад в одних регионах и сосредоточение населения в иных. Эти и остальные трудности, связанные с миграцией населения, считаются предметом государственной миграционной политики.
Актуальность исследования. Наиболее интенсивно развивающимся процессом современности является глобализация мировой экономики – преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, люди, капитал, непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.
Для успешного регулирования миграционных процессов Республика Беларусь должна иметь эффективную, сбалансированную политику в сфере миграции и мобильности населения, отвечающую современным реалиям, а также социально-экономическим и демографическим интересам страны, и основанную на передовом международном опыте и стандартах в сфере прав человека, уважительном отношении к мигрантам, как одной из наиболее уязвимых групп населения.
Многие научные дисциплины, так или иначе, затрагивают феномен миграции, чаще всего это науки, которые интересуют территориальные перемещения народонаселения по специфическим причинам. Демографы, географы, социологи, юристы и экономисты серьезно занимаются проблематикой феномена миграции, начиная с конца 19-го века.
Объект исследования - миграционные процессы.
1 Миграция: понятие, виды, причины, влияние на развитие национальной экономики
Общество с момента своего зарождения находится в вечном движении, а именно в естественном (рождаются, умирают), социальном (меняют свой социальный статус, профессии, сферу деятельности и т. д.), миграционном (осуществляют пространственные перемещения). Однако непосредственно при помощи миграции состоялось расселение человека по земному шару. Наружность современного мира является наглядным примером результатов миграционных процессов.
Миграция людей подразумевает сложное социальное явление, которое охватывает чуть ли не все страны мира. Миграция доводит до количественного и качественного изменения населения определенного региона, страны в целом, воздействует на разные стороны жизни общества.
Таким образом миграция населения является предметом изучения многих наук, а именно географии, социологии, демографии, экономики, юриспруденции и др. Географы исследуют миграцию населения со стороны пространственного перераспределения населения, демографы изучают изменения численности и половозрастной структуры населения, социологи рассматривают воздействия на социальное развитие и социальную структуру общества, экономисты описывают перераспределения трудовых ресурсов и экономического развития, юристы характеризуют со стороны соблюдения требований правовых норм, охраны общественного порядка, обеспечения национальной безопасности [1].
Понятие «миграция» имеет латинские корни и обозначает перемещение, переселение [2, с. 127].
Но при этом понятия «перемещение» и «переселение» не являются одинаковыми и имеют разный смысл. Необходимо сказать, что и в научной среде нет всеобщего взгляда на содержание этого понятия. Еще М.А. Бондарь делал акцент на том, что «в демографической науке, как, впрочем, и в иных науках, которые изучают миграцию, ни одно понятие не имеет такое множество трактовок, как миграция» [3, с. 101].
Число же самих определений, довольно часто смешивающих индивидуальные признаки территориального движения в целом и собственно миграции, в частности, и соответственно или чрезмерно расширяющие данное понятие, или ограничивающие его одним из «второстепенных» признаков, ведут довольно часто к изменению сути данного явления.
Перед тем, как описать некоторые из данных определений, скажем, что миграция, как никакой иной процесс, происходит одновременно во времени и пространстве, в этом его важное отличие от иных демографических процессов.
В Демографическом многоязыковом словаре, который издал ООН, пишется, что, «в собственном смысле слово «миграция» или «миграционные движения» подразумевает совокупность перемещений, которые имеют цель перенести место пребывания кого-либо».
2 Миграционные процессы в РБ: динамика, структура, их последствия
В Республике Беларусь, как независимом, суверенном государстве, од-ной из приоритетных задач является формирование атрибутов государственности, обеспечение реализации прав граждан на свободу передвижения и вы-езда за границу, а также создание собственной системы населения.
В настоящее время в Республике Беларусь действует централизованная система управления миграцией. В центре этой системы находится Министерство внутренних дел, основными функциями которого являются: координация деятельности правительства в области миграции и убежища, обеспечение единой государственной политики в области миграции и убежища, подготовка предложений по совершенствованию законодательства и заключение международных соглашений, касающихся миграции и убежища [21].
Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования. Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков [21].
Косвенные методы:
1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т. д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;
2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;
3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран.
Прямые методы:
1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;
2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран (поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции);
3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать:
а) лимитирование выдачи заграничных паспортов;
б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот;
в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.
3 Миграционная политика и основные направления ее совершенствования в Беларуси
Актуальным вопросом на современном этапе развития миграционного законодательства является принятие нормативных правовых актов на концептуальном уровне для определения национальных приоритетов в сфере миграции. Таким актом может быть Концепция иммиграционной политики Республики Беларусь. Данная концепция должна определять цели, задачи, принципы и основные направления национальной миграционной политики с учетом национального и международного опыта управления миграцией, перспектив экономического, социального и демографического развития Республики Беларусь, ее внешней политики, интеграционных процессов и глобальных тенденций.
Целями государственной миграционной политики Республики Беларусь могут быть: привлечение иностранных инвесторов для инновационного развития экономики страны, опытной иностранной рабочей силы обеспечение национальной безопасности, решение демографических проблем.
Поэтому задачей государственной иммиграционной политики Республики Беларусь является создание условий для постоянного проживания в Республике Беларусь иностранцев, связанных с Республикой Беларусь (лиц, родившихся на территории Республики Беларусь, или потомков таких лиц, белорусов и др.).: Борьба с незаконной миграцией; выполнение обязательств, связанных с принудительной миграцией; расширение образовательных и медицинских услуг для иностранцев; создание условий для развития въездного туризма; разработка и реализация планов адаптации и интеграции мигрантов с целью развития толерантности к ним.
Концепция миграционной политики Республики Беларусь должна также включать принципы национальной миграционной политики Республики Беларусь: приоритет общепризнанных принципов международного права и соблюдения законодательства; взаимодействие органов государственного управления, общественных и международных организаций в решении миграционных проблем; добровольная миграция; обеспечение прав и свобод граждан и иностранцев и гарантирование их реализации; запрещение дискриминации любого рода; учет интересов личности и национальных интересов государства; защита национального рынка труда; прозрачность информации о миграционных процессах и принимаемых мерах по их регулированию; разделение миграционных потоков по целям въезда и проживания, потребностям регионов страны; научная эффективность принятия решений [26, c. 77].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Миграционный процесс все чаще становится одним из основных факторов, влияющих на национальную безопасность, политическое, экономическое развитие, этнокультурный состав населения и демографическую ситуацию практически во всех странах мира. Последствия миграционного процесса бывают как положительными, так и отрицательными.
Межгосударственная и межгосударственная практика управления миграционными процессами продемонстрировала, что острота, масштабы и специфика современной международной миграции срочно требуют уточнения ряда общих и разработки новых международно-правовых норм с целью устранения многих недостатков в международном праве и национальном законодательстве.
В Беларуси, становление и развитие рынка труда является довольно сложным экономическим процессом, полным различных препятствий и противоречий, которые характерны для стран с переходной экономикой. За последние 10 лет в Беларуси довольно сильно снизилась занятость в традиционных отраслях: промышленности (на 15%), сельском хозяйстве (на 48%), строительстве (на 11%). В это же время возрос процент занятого населения в торговле и общественном питании, сфере образования, банковском секторе и бюджетной сфере. Также возникли новые сферы занятости. Однако, несмотря на это, в Беларуси вклад частного сектора в ВВП составляет не более 25%, в то время как в Европе и России данный показатель составляет 70-80%.
В Беларуси существуют довольно разнонаправленные потоки по въезду и выезду трудовых мигрантов. Анализ выезда трудовых потоков включает в себя изучение двух процессов трудовой миграции – это официальный выезд работников по контрактам и договорам на работу за рубеж, и самостоятельный выезд трудовых мигрантов.
Большая часть белорусов, которая уезжает на работу по договорам и контрактам, является занятой на работах, которые, в основном, связаны с физическим трудом. Наиболее популярными видами деятельности трудовых мигрантов являются: занятость в строительной отрасли, сельском хозяйстве, сфере услуг и отдыха. Кроме того, ежегодно увеличивается число иммигрантов, работающих в сферах торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, а также бытового обслуживания населения.
Выходцы из Беларуси также работают в различных отраслях промышленности, таких как столярное дело, машиностроение, металлообработка и транспорт. Кроме того, если раньше трудовая миграция в основном шла на неквалифицированную работу, то в последние годы эта ситуация довольно сильно изменилась. По статистике, численность неквалифицированной рабочей силы сократилась почти вдвое. Теперь квалифицированные рабочие (строители, рабочие по обработке поверхностей, маляры, сварщики и др.) составляет около 30% трудовой миграции.
1. Алешковский И А. Нелегальная миграция как феномен глобального мира // Век глобализации. Выпуск № 2(14) 2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: www. google.ru/seach//журнал Век глобализации /архив.
2. Артюхин, М.И., Пушкевич С.А. Основные проблемы миграции населения Республики Беларусь: социологический анализ / М. И. Артюхин, С. А. Пушкевич // Социологический альманах, 2015. - №6. – С. 126-141.
3. Бондарь, М.А. Международная интеллектуальная миграция: теория, методология исследования и особенности регулирования / М.А. Бондарь // Белорусский экономический журнал, 2014. - №1. - С. 88-102.
4. В 2020 году на заработки за границу выехало 4 723 жителя Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://1prof.by/news/v-strane/v-2020-godu-na-zarabotki-za-granicu-vyehalo-4-723-zhitelya-belarusi/
5. Глушакова В.Г. Иммиграционная политика в экономически развитых странах./В.Г. Глушакова, О.Б. Хорева//География мирового развития. – 2016. -- №3. – С. 244-255.
6. Динамика численности рабочей силы [Электронный ресурс] / – Минск, 2021. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/zanyatost-i-bezrabotitsa/
7. Демографический ежегодник Республики Беларусь, 2020. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www/belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/pablik/ations/izdania/index_10769/
8. Евелькин, Г.М. Миграция населения Республики Беларусь/ Г.М. Евелькин// – Минск: Белорус. наука, 2016 – 182 с.
9. Закон Республики Беларусь «О беженцах» от 10 января 2006 г. № 95-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
10. Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» от 30.12.2010 № 225-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
11. Закон Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» 21 июля 2008 г., № 419-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
12. Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 01.08.2002 № 136-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
13. Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. №105-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
14. Закон Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» 23 июня 2008 г., № 354-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
15. Западнюк, Е.А. Трудовая миграция и ее регулирование: монография/Е.А. Западнюк – Гомель: ЦИИР, 2015. – 205 с.
16. Информация о миграции в Республике Беларусь// МВД Республики Беларусь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx
17. Колесник, А.С. Влияние трудовой миграции на национальные рынки труда / А. С. Колесник// Экономика и менеджмент: проблемы и перспективы развития . – 2017. – № 7. – С. 56–60.
18. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by. – Дата доступа: 16.09.2021.
19. Международная миграция и развитие [Электронные материалы] - Режим доступа: www.un.org./en/development/desa/population/migration/ generalassembly/ docs/A_296_ R.pdf
20. Международно-правовые акты // Акты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravozashitnik.net/ru/2013/1/9.
21. Миграционная программа Беларуси. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://emigrant.name/novosti-immigracii/migracionnaya-programma-belarusi.html
22. Миграционные характеристики населения Республики Беларусь по данным переписи населения 2019 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/573/573cba293969c52e94b2a79aea51bbee.pdf
23. Общие итоги миграции населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/naselenie-i-migratsiya/migratsiya/godovye-dannye/.
24. Соглашение государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
25. Средняя зарплата в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/srednyaya-zarplata-v-belarusi.
26. Телятицкая, Т.В. Пути повышения эффективности государственного управления в сфере миграции. 2021. – С. 74-78.
27. Трудовая миграция и социальное обеспечение трудящихся в Евразийском экономическом союзе /Евразийская экономическая комиссия. — М.: Алиев С.Б.,2016.—118 с.
28. Черняк, А.В., Миграционная политика: понятие и ее сущность// Современные научные исследования и инновации, 2014. – №6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://google/osztne.
29. Шкваря, Л. В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве : учеб. пособие / Л.В. Шкваря. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 315 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты