Социально-психологическая деятельность как средство коррекции агрессивного поведения подростков
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-психологическая деятельность как средство коррекции агрессивного поведения подростков»
по дисциплине: «Социально-психологическая деятельность»
2021
45.00 BYN
Социально-психологическая деятельность как средство коррекции агрессивного поведения подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-психологическая деятельность
Организация: Средняя школа №34, ГУО (г. Бобруйск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Проблема агрессивности среди подростков в теории и практике отечественной и зарубежной школы
1.2 Психофизиологические особенности подростков с агрессивным поведением
1.3 Возможности социально-психологической деятельности в коррекции агрессивного поведения подростков в условиях школы
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1 Организация и проведение экспериментальной работы по коррекции агрессивного поведения у подростков средством социально-психологической деятельности в условиях средней школы
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по коррекции агрессивного поведения у подростков средством социально-психологической деятельности в условиях средней школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Период взросления – «подростковый возраст», не будучи болезнью, может способствовать возникновению глубоких психологических проблем [20, с.11]. Кризис «отрочества» может переступить грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в этом возрасте.
Причины, по которым подростки совершают агрессивные действия, до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, в процессе работы я определил следующие категории, вызывающие агрессивное поведение подростков, а именно: врожденные побуждения или предрасположенности; потребности, активируемые внешними стимулами; познавательные и эмоциональные процессы.
Основными факторами, определяющими формирование подростковой агрессии, являются: семья, сверстники, среда, в которой они находятся, средства массовой информации и др. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямого воздействия, а также наблюдения за агрессивными действиями и насилием.
Любое агрессивное или несоответствующее поведение подростка имеет свои причины. Любое агрессивное поведение подростка – это чувство внутреннего дискомфорта, и задача психологов и родителей – понять причины и помочь подростку справиться с ситуацией социально приемлемым образом. Агрессивное поведение – это наиболее общий способ реагирования на срыв какой-либо деятельности, на непреодолимые трудности, на ограничения в чем-либо или запреты. В обществе такое поведение называется неадекватным. Подростковая агрессия делится на физическую и вербальную, т.е. ребенок может нападать на сверстников, ломать и повреждать вещи или оскорблять других, использовать нецензурные выражения. Согласно определению, предложенному А.Х. Бассом, «агрессия – это любое поведение, которое угрожает другим или причиняет им вред».
Педагогическая практика долгое время не учитывала гендерные различия детей. Аналогичным образом, гендерные различия не ограничиваются гендерными характеристиками и особенностями психосексуального развития.
Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: коррекция агрессивного поведения подростков.
Предмет исследования: социально-психологическая деятельность как средство коррекции агрессивного поведения подростков.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Проблема агрессивности среди подростков в теории и практике отечественной и зарубежной школы
Одним из важных факторов формирования личности является влияние на него макроокружения – школы, различных групп друзей и знакомых. К неблагоприятным факторам можно отнести смену персонала или учебного заведения, частую смену учителей.
В настоящее время школа редко является примером благоприятного сосуществования. Разрыв между интеллектуальным уровнем подростка и его готовностью к уроку, системой требований школы к обучению создают конфликтную ситуацию, которая носит негативный характер. Такой внутренний конфликт может привести к агрессии в негативных формах поведения: уходе из дома, жульничестве, пропуске занятий, чрезмерной раздражительности [1, с. 123].
Ребенок также приобретает семена агрессии в результате взаимодействия со своими сверстниками. Подростки учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением друзей и знакомых. Наиболее агрессивные подростки, скорее всего, не могут найти общий язык с большинством в своей возрастной группе и вынуждены искать друзей среди других, не менее агрессивных сверстников. Агрессия только усиливается в таких группах, что приводит к большему количеству проблем.
Ребенок также приобретает семена агрессии в результате взаимодействия со своими сверстниками. Подростки учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением друзей и знакомых. Наиболее агрессивные подростки, скорее всего, не могут найти общий язык с большинством в своей возрастной группе и вынуждены искать друзей среди других, не менее агрессивных сверстников. Агрессия только усиливается в таких группах, что приводит к большему количеству проблем [2, с. 122].
ГЛАВА 2 АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1 Организация и проведение экспериментальной работы по коррекции агрессивного поведения у подростков средством социально-психологической деятельности в условиях средней школы
База исследования: ГУО «Средняя школа №34» г. Бобруйск. В исследовании приняли участие 25 учащихся 9 класса в возрасте 13-14 лет. Выборка составила 15 (60%) мальчиков и 10 (40%) девочек.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе была разработана и апробирована программа коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста.
3. На третьем этапе исследования была проведена повторная диагностика, анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка имеющихся данных, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: апробировать программу коррекции агрессивного поведения у подростков средствами социально-психологической деятельности в условиях средней школы.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить уровни агрессивности у подростков на констатирующем этапе исследования.
2. Провести формирующий этап экспериментальной работы.
3. Определить уровни агрессивности у подростков после проведения исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что проявления как частных, так и обобщенных показателей агрессии в подростковом возрасте меняются как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Мы определили прямую (открытую) и скрытую агрессию. Различия заключаются в намерениях «агрессора» – во втором случае он пытается нанести удар таким образом, чтобы это не выглядело как желание оскорбить партнера в диалоге, тогда как в первом случае он не скрывает своих намерений. Открытая агрессия может проявляться в следующих формах: физическая (сопровождаемая действиями – ударами, нападками, толканиями), словесная (оскорбительные слова, клички, иронические выражения) и экспрессивная, либо невербальная (оскорбительные жесты, саркастическая улыбка, презрительная гримаса).
При анализе психофизиологических особенностей подростков, подверженных агрессии, было отмечено, что агрессивные подростки, характеризуются некоторыми общими чертами. Эти черты включают в себя отсутствие энтузиазма, узость и нестабильность. Отмечается низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, воображение и слаборазвитые нравственные идеи. Они испытывают эмоциональную грубость и гнев как по отношению к своим сверстникам, так и по отношению к окружающим их взрослым.
С целью формирования представления о особенностях развития агрессивности у подростков, нами было проведено экспериментальное исследование при помощи таких методик как: Методика Басса-Дарки, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» таких авторов как Е.И. Ильин, П.А. Ковалев.
После проведения исследования, мы определили, что в основном, подростки характеризуются повышенным уровнем агрессивности, и приоритетными направлениями являются такие как вербальная и косвенная агрессия. Полученные результаты указали нам на то, что есть необходимость в проведении формирующей работы и была сформирована модель данной программы снижения агрессивности.
Формирующая работа ставила своей целью снижение уровня агрессивности у подростков, оптимизацию взаимодействия между подростками и родителями, а также повышения уровня развития эмпатии.
После проведения исследования нами было проведено исследование при помощи повторной диагностики, в ходе которой нами было выявлено, что уровень агрессивности у подростков стал значительно ниже, что формирует представление о эффективности проведенной работы.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. − СПб., 2008. − 378 c.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. − СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 570 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2004. – 485 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.-Воронеж, 2005. – 455 с.
5. Бэрон Р. Агрессия / Д. Ричардсон. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Просвещение, 2006. – 570 с.
7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Просвещение, 2004. – 375 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М: Педагогика, 2006. – 388 с.
9. Колесникова Г.Н. Психологическое консультирование / Г.Н. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283 с.
10. Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия: от нормы до патологии / Р.М. Масагутов. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 159 с.
11. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Авторы Е. П. Ильин и П. А. Ковалев. – Режим доступа: https://nekrasovspb.ru/doc/18agressiv.pdf.
12. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. – М.: Издательство: Когито-Центр, 2006. – 115 с.
13. Опросник Басса-Дарки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/37.html.
14. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с.
15. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2005. – 450 с.
16. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006. – 688 с.
17. Психология человека от рождения до смерти / А.М. Корнеев. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
18. Раис Филип Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие / Пер. с англ. А.М. Тимофеенко. – СПб.: Питер, 2006. – 656 с.
19. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности / А.А. Реан // Ананьевские чтения-97. – СПб. : Питер, 2004. – С. 13–16.
20. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 2006. – № 5. – С. 3–18.
21. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003. – 230 с.
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.
23. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 460 с.
24. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Под ред. Д.И. Фельдштейн. – М.: НПО МОДЭК, 2006. – 318 с.
25. Степанов В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
26. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 671 с.
27. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: МПСИ, Флинта, 2006. – 352 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты