Повышение качества образовательного процесса по математике на основе компетентностного подхода
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Повышение качества образовательного процесса по математике на основе компетентностного подхода»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Повышение качества образовательного процесса по математике на основе компетентностного подхода
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета “Умею ли я?”
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика изучения участия в совместной деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика изучения уровня сформированности учебно-познавательной компетенции учащихся
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
1.1 Функции компетенций и их значение в обучении
1.2 Компетентностный подход в организации образовательного процесса
1.3 Компетентностный подход на уроках математики
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
2.1 Динамика развития предметных компетенций
2.2 Оценка сформированности компетенций учащихся
2.3 Рекомендации по эффективному применению в педагогической практике компетентностного подхода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На настоящий момент практика показывает, что проблема формирования компетенций у учащихся на уроках математики остается недостаточно решенной. Это, с одной стороны, связано со стремительно меняющимися социальными, экономическими, экологическими условиями жизни. С другой стороны, с недостаточностью методической литературы практического характера в помощь педагогам и родителям.
Живя в информационном обществе, когда особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности, мы на практике сталкиваемся с недостаточным уровнем компьютерной грамотности, неумением работать с информацией и самостоятельным приобретением знания. Внедрение компетентностного подхода в систему образования может показать неоценимую помощь в решении возникшей проблемной ситуации, поскольку формирование ключевых компетенций способствует всестороннему развитию личности школьника.
Вопрос о формировании и развитии ключевых компетенций достаточно широко представлен в современной научной литературе. Так, решением этой проблемы занимались такие ученые, как Зимняя И.Я., Иванова Д.А., Митрофанова К.Г., Хуторской А.В., которым удалось раскрыть сущность компетентностного подхода и выделить ключевые компетенции.
Однако в педагогике важным остается вопрос о формировании и развитии компетенций, приобретаемых на учебных занятиях. Особенно необходимы разработки по вопросам формирования информационной компетенции на уроках математики.
Актуальность и выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности формирования компетенций у учащихся средних классов на уроках математики.
Цель исследования – теоретически обосновать и доказать в процессе экспериментальной деятельности аспекты повышения качества образовательного процесса на основе компетентностного подхода на уроках математики.
Объект исследования- процесс обучения на уроках математики.
Предмет исследования- формирование компетенций у учащихся пятых классов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- определить значение компетенций в обучении;
- дать определение компетентностного подхода;
- изучить аспекты компетентностного подхода на уроках математики;
- определить динамику развития предметных компетенций;
- оценить сформированность компетенций учащихся.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
1.1 Функции компетенций и их значение в обучении
В современном стремительно развивающемся мире происходят все большие преобразования в сфере науки и образования. Причиной этому является тенденция к гуманизации, самостоятельности, активной позиции, субъективности и компетентности в нынешнем обществе.
Что такое компетентностный подход? Для начала необходимо дать определение понятию компетенция. Термин компетенция используется для обозначения таких понятий как способность, умения, навыки. Границы термина довольно обширны, как и понятийная сеть. В соответствии с докладом Вало Хутмахера (Walo Hutmacher) «Key Competencies For Europe», «… само понятие компетенция, входя в ряд таких понятий, как умения, компетентность, способность, мастерство, содержательно до сих пор не определено» [1]. И. А. Зимняя также отмечает, что использование термина, «понятийное содержание которого может быть достаточно широким, и более того, оно может быть произвольно задано» [13, c. 10], является уместным и наиболее корректным для описания современного подхода к образованию.
Другие авторы, такие как, например, А.С. Белкин считают, что компетенция являет собой конгломерат тех общественных функций и обязанностей, коими человек располагает при реализации общественно значимых прав и обязанностей в качестве члена социума, группы, коллектива [4, с. 105].
Помимо понятия компетенции также существует понятие компетентность. Хоть это и смежные понятия, существуют некоторые различия. Компетентность – это владение человеком соответствующим умением, навыком, к которому относится персональное отношение к предмету деятельности и компетенции.
Одними из самых точных описаний, данных понятиям компетентность и компетенция, являются определения А. В. Хуторского.
Согласно характеристике А. В. Хуторского компетентностью можно назвать комплекс персональных качеств человека (умений, квалификаций, навыков, ценностно-смысловых ориентаций), которые формируются под влиянием его участия в той или иной области социальной деятельности [18].
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
2.1 Динамика развития предметных компетенций
Каждая из общепредметных образовательных компетенций имеет сквозное воплощение во всех трех ступенях обучения – начальная, основная, средняя (полная) общая школа. Чтобы определить реализацию общепредметной компетенции на каждой ступени, необходимо описать динамику развития соответствующей предметной компетенции для того или иного объекта изучаемой действительности. Выполнение данного этапа предполагает учёт того, что с течением времени обучения:
- увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетенции, например, в начальной школе ученик овладевает навыком обоснованного выбора варианта контрольной работы, а в старшей профильной школе умеет отбирать для себя оптимальное количество контрольных нормативов;
- происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция, например, в младших классах носителем информации ученика служит школьный дневник, а в старших классах – электронный органайзер;
- компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования, например, компетенции проектной работы [21, с. 77].
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Приведем примеры формулировок компетенций в деятельностной форме:
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм [24].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросами формирования и развития ключевых компетенций учащихся занимались такие ученые, как Зимняя И.Я., Иванова Д.А., Митрофанова К.Г., Хуторской А.В., которым удалось раскрыть сущность компетентностного подхода и выделить ключевые компетенции.
Однако в педагогике важным оставался вопрос о формировании и развитии компетенций, приобретаемых на учебных занятиях. Нами изучены вопросы, затронувшие данную тему.
Таким образом, термин компетенция используется для обозначения таких понятий как способность, умения, навыки. Большинство зарубежных специалистов также придерживается точки зрения о нераздельности и смежности понятий компетенции и компетентности. Компетентность обычно используется для описания. Основные функции компетенций выделены на основании анализа их роли и места в обучении.
Компетентностный подход можно охарактеризовать как ориентированный на практическое применение знаний, как подход, предполагающий более прикладное применение умений.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
- в познании и объяснении явлений действительности; – при освоении современной техники и технологии;
- во взаимоотношениях людей в этических нормах, при оценке собственных поступков;
- в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, избирателя, горожанина
- в правовых нормах и административных структурах;
- при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
- при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора образа жизни.
Использование компетентностного подхода на уроках математики позволяет развить у учащихся большое количество компетенций. Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний и роль знаний при этом меняется.
Для определения динамики развития предметных компетенций учащихся необходимо опираться на количество и качество освоенных учеником элементов компетенции, изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция, взаимодействие учащихся между собой, а также взаимодействие педагогов с учениками и их родителями.
1. Hutmacher Walo Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC). P. 47-53.
2. Ivanova L.А. Kompetetnostnyi podkhod v prepodavanii matematiki [The competence approach in teaching mathematics]. Available at: http://openyurok.rf/patiya/617150/.
3. Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». / В.И Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – с. 25–30.
4. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. – М.: РГБ, 2009. 171 с.
5. Боголюбов, Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения / Л.Н. Боголюбов// Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2002. С. 22.
6. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А Болотов, В.В. Сериков//Педагогика. – 2003. – №10. – с. 26.
7. Гетманская, А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся / А.А. Гетманская // Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.
8. Глоссарий терминов рынка и труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997. 63 с.
9. Дьяченко, М.И., Психология высшей школы/М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович – Минск, 1981.
10. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2009.
11. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк – М. – 2005. – с. 44–46.
12. Зеленский, А.С. Проблемы оценивания деятельности, учащихся на уроках математики в профильной школе / А.С. Зеленский // Математика (Первое сентября), 2008, № 24, с. 13–15.
13. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский цент проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
14. Зимняя, И.А. Инновационно-компетентностная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования / Под науч. ред. д-ра психол. наук, проф., акад. РАО И.А. Зимней. / И.А. Зимняя, М.Д. Лаптева, И.А. Мазаева, Н.А. Морозова – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. – 112 с.
15. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с
16. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова – Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. – 210 с.
17. Кудрявцев, Л.Д. Мысли о современной математике и ее преподавании / Л.Д. Кудрявцев. М.: Физматлит, 2008.
18. Кузнецов, В.С. Культура математического мышления как социально значимое явление / В.С. Кузнецов, В.А. Кузнецова, В.С. Сенашенко // Материалы Междун. научной конф. «Современные проблемы анализа и преподавания математики». МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. — С. 119—120.
19. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В.С. Леднев. – М.: Просвещение, 2002. 384 с.
20. Романова, Е.А. Формирование социальных и личностных компетенций у современных дошкольников и младших школьников / Е.А. Романова // Журнал научно-педагогической информации. 2010. № 2. [Электронный ресурс] / http://www.paedagogia.ru/2010/40-02/120-romanova.
21. Солянкина, Н. Л. Профессиональная компетентность: понятие и виды / Н.Л. Солянкина. – Красноярск. 2003.
22. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский. – М.: Изд-во МГУ, 1972. 259 с.
23. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской// Эйдос. №2. URL http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
24. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm .
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета “Умею ли я?”
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика изучения участия в совместной деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика изучения уровня сформированности учебно-познавательной компетенции учащихся
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты