Методика развития артистизма обучающихся музыке на уроках и факультативных занятиях
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика развития артистизма обучающихся музыке на уроках и факультативных занятиях»
по дисциплине: «Методика музыкального воспитания»
2021
45.00 BYN
Методика развития артистизма обучающихся музыке на уроках и факультативных занятиях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика музыкального воспитания
Организация: Начальная школа №112, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Сущность артистизма как качества музыканта-исполнителя
1.2 Пути и средства развития артистизма исполнителей
1.3 Особенности развития артистизма учеников
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКЕ НА УРОКАХ И ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Анализ уровня развития артистизма учащихся класса вокала
2.2 Содержание методической работы по развитию артистизма учеников на уроках и факультативных занятиях
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития личности особенную важность имеет целостное, всестороннее обучение и воспитание. Качественная педагогическая работа способствует формированию ребенка как творческой личности, способной легко справляться и приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям современной жизни. Развитие артистических способностей будет благоприятно влиять на дальнейшую жизнь ребенка в целом, способствовать качественному диалогу с окружающими, делая его общительным и интересным собеседником, помогая увереннее защищать свое мнение и устаивать свою позицию.
Ребенок младшего школьного возраста в связи с становлением своих интересов и увлечений еще не способен понять и противостоять влиянию деструктивного потока информации, которую получает из интернет-источников, различных телевизионных программ и СМИ в целом, что доставляет тревогу родителям. Данное негативное влияние средств массовой информации не способствует эстетическому воспитанию подрастающего поколения предоставляя искаженные образцы для подражания современному поколению.
Гармоничное развитие личности взаимосвязано с процессом формирования его духовных потребностей и с проявлением творческих способностей. Развитие творческих способностей учеников начальных классов, формирование навыков и создание условий для реализации творческой деятельности становится одной из ведущих задач развития ребенка, стоящей перед педагогом. Одним из новых подходов в современном музыкальном образовании может стать формирование у школьников навыков и умений в сфере актерского мастерства.
Развитие артистизма у детей данного возрастного этапа является хорошей возможностью расширить творческие способности в целом и определенные задатки ребенка в частности и воспитать творческую личность. Развитие артистизма способствует развитию психических процессов ребенка, развивает способность к самовыражению, высокую степень свободы самовыражения, развивает собственный стиль ребенка, делает его независимым от мнения окружающих людей. С помощью артистизма ребенок может добиться в жизни лидирующей позиции, вдохновляя других людей.
Одним из ключевых вопросов в музыкальном образовании является проблема развития артистизма учеников, при помощи которого он перевоплощается в новый образ с наибольшей выразительностью сценического образа, прочувствовать в воспринимаемой музыке чувства, мысли и душевные переживания героя.
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Сущность артистизма как качества музыканта-исполнителя
Тема артистизма долгое время не имела самостоятельной научной проблемы в трудах ученых, так или иначе отражая в себе круг вопросов, связанных с проявлением индивидуальности личности в музыке и творческой деятельности. Артистические способности как особая разновидность творческих качеств личности не раз упоминались и изучались искусствоведами, значимыми театральными деятелями-режиссерами, актерами и т.д. В своих научных трудах ученые определяют «артистизм как множественное и сложное качество универсального порядка, которое необходимо практически каждому человеку, независимо от его профессиональной деятельности» [13].
Однако, подавляющее количество трудов об артистизме освещает его особенности, основываясь на работе с уже профессиональными актерами, а рекомендации по улучшению актерских способностей нацелены на зрелую аудиторию. При этом, вопросы об артистизме детей, в частности, детей младшего школьного возраста, в научном и научно-педагогическом наследии, предложены в малом количестве.
Т.С. Тюменева определяет «артистизм – это профессиональное качество личности, способствующее ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач» [33].
Согласно словарю С.И. Ожегова, «артистизм – тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе, не только непреложный атрибут художественной деятельности, но и критерий свободы, компетентности человека в сфере той деятельности, которой он занимается». «Человек, обладающий артистическими данными – виртуоз, мастер своего дела» [25].
В «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией С. Кузнецова представлены два значения термина «артистизм: 1) художественная одаренность, утонченность восприятия; 2) высокое и тонкое мастерство исполнения чего-либо, виртуозность» [18].
Т. Ефремова дополняет к вышеизложенному «артистизм, с одной стороны, — это художественная одаренность, выдающиеся творческие способности; высокое творческое мастерство, виртуозность в каком-либо деле, с другой, - особое изящество манер, грациозность движений» [12].
В.И. Загвязинский считает, что «артистизм — это особый, эмоциональный язык творения нового и проникновенный стиль сотворчества, изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас». Это способность мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, богатство личностных проявлений, игра воображения, изящество и одухотворенность» [14].
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКЕ НА УРОКАХ И ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Анализ уровня развития артистизма учащихся класса вокала
Для изучения уровня сформированности артистизма у учеников младших классов было проведено экспериментальное исследование на базе ГУО «Начальная школа №112 г. Минска». В исследовании приняло участие 15 детей 3 класса.
Цель исследования – выявить уровень развития артистизма у детей начальных классов.
Поставленные цели достигаются при помощи реализации следующих задач:
1. выявить уровень развития артистизма на уроках музыки в начальной школе;
2. изучить методическую литературу;
3. на основе анализа литературы разработать мероприятия по развитию артистических качеств младших школьников.
Для решения задач исследования использовали такие методы, как демонстрационный, игровой, словесный, наблюдение, упражнение.
Одним из основных требований к организации образовательного процесса является создание условий для развития творческих способностей обучающихся. Развитие заложенных в ребенке творческой активности, формируется путем создания необходимых педагогических условий, которые способствуют этому процессу.
Эффективной организации творческой работы на уроках и дополнительных занятий по музыке способствуют:
1. Изменение роли ученика, согласно которой он становится активным участником процесса достижения новых знаний и умений, имеет возможность выбирать формы и методы проявления своего творчества реализуя свои способности.
2. Комфортная психологическая обстановка, способствует развитию способностей: поощрение и стимулирование проявления детского творчества, уважение его интересов и мнений, отсутствие осуждения за неудачу. Негативные эмоции снижают результативность и стремление к творческой деятельности. Важно создание атмосферы доброжелательности и заботы.
3. Создание внутренней мотивации учения стимулирует установку на творчество, позволяет ученику высокой оценивать свои результаты деятельности, придает уверенности в своих способностях.
4. Корректная педагогическая помощь ребенку реализуется путем ненавязчивой, доброжелательной помощи учителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Артистизм проявляется необычном, творческом подходе к решению проблемных жизненных ситуаций, стоящей перед личностью, что несет в себе важную роль в формировании данного качества личности ребенка и становится важной задачей современной педагогики.
Артистизм исполнителя является целым комплексом выражения определенных сценических умений и навыков, целью которого является передача музыкального материала зрителю, дополнительное выражение музыкального образа, благодаря внешним и внутренним проявлениям творческой активности. Неся столь важную составляющую в деятельности музыканта-исполнителя возникнуть данному качеству спонтанно – невозможно: оно формируется шаг за шагом в процессе целенаправленной и регулярной педагогической работы.
Процесс развития артистизма тесно взаимосвязан с развитие психических качеств личности ребенка. Младший школьный возраст является возрастом интенсивного интеллектуального развития. У детей этого возраста такие психические функции, как память, внимание, воображение становятся самостоятельными, произвольными. Эти компоненты психики человека дают интенсивное развитие не только различным артистическим способностям, необходимым юному исполнителю, но и дают хорошую почву для всецелого развития ребенка.
Правильно подобранные методы и приемы развития артистизма позволят не только повысить качество знаний, но и будут способствовать развитию творческого воображения и мышления детей. Создание творческой атмосферы и включение младших школьников в творческую деятельность способствует эффективному развитию творческих способностей, обогащению внутреннего мира детей, повышению их самооценки, открывает возможности для самореализации детей, что, в конечном итоге приведет к формированию гармоничной, духовной, всесторонне развитой личности.
1. Бажанова, Р. К. Феномен артистизма : автореф. дис. ... канд. философ. наук : 24.00.01 / Р. К. Бажанова ; Казанск. гос. ун-т культуры и искусств. - Казань, 2003. - 17 с.
2. Белухин, Д. А. Педагогическая этика: желаемое и действительное. Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики / Д. А. Белухин. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2007. - 128 с.
3. Буаттура, Н.-Э. Феномен артистизма в исполнительской деятельности музыканта / Н.-Э. Буаттура, Л. С. Майковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Науч. журнал. - 2012. - № 3 (47). - С. 216-220.
4. Буаттура, Н.-Э. Формирование артистизма музыканта-инструменталиста в процессе вузовской подготовки (на материале алжирской традиционной музыки) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н.-Э. Буаттура; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Р Химки-6, 2013. - 23 с.
5. Булатова, О. С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 240 с.
6. Ваганова, Ж. В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ж. В. Ваганова ; Тюменский гос. ун-т. - Тюмень, 1998. - 22 с.
7. Ванслов, В. В. О музыке и балете / В. В. Ванслов. - М. : Памятники исторической мысли, 2007. - 332 с.
8. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1967. 415 с.
9 Вильсон, Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / Г. Вильсон. - М. : Когито-Центр, 2001. - 384 с.
10. Волегова Ю.Б. Психолого-педагогическая характеристика и особенности певческого голоса младших школьников // Материалы международной конференции «Чтения Ушинского». Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2016. С.419-423.
11. Волобуева А.С. Артистизм вокалиста как результат педагогической работы // Сборник материалов третьего всероссийского с международным участием научного студенческого форума факультета искусств / гл. ред. М.Л. Космовская. Курск, 2017. С. 105-108.
12. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. - Режим доступа : http://www.efremova.info. - Дата доступа : 18.09.2021.
13. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. М.: Академия, 2004. 208с.
14. Загвязинский, В. А. Педагогическое творчество учителя / В. А. Загвязинский. - М. : Педагогика, 1987. - 159 с.
15. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера : учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. училищ / Б. Е. Захава. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1973. - 233 с.
16. Комаров, В. А. Артистизм в музыкальном искусстве [монография] / B. А. Комаров. - Саратов : Наука, 2010. - 56 с.
17. Козырева О.А. О развитии певческих навыков у дошкольников и школьников младших классов // Акктуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. Саратов : Саратовский источник, 2017. С. 160-163.
18. Кузнецов, С. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / C. Кузнецов. - 1-е изд. - СПб. : Норинт, 1998. - Режим доступа : http://www.kuznetsovdictionary.info/.
19. Лобова А.Ф. Школа самовыражения : Кн. для педагогов и родителей по развитию, оздоровлению и взрослению детей / Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 1998. 248 с.
20. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М. : Просвещение, 1971. 415 с
21. Майковская, Л. С. Подготовка будущих учителей музыки к художественнокоммуникативной деятельности (артистизм действий) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Л. С. Майковская ; Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина. - М, 1992. - 16 с.
22. Мейерхольд, В. Статьи. Письма. Речи. Беседы : в 2 ч. / В. Мейерхольд. - М. : Искусство, 1968. - 395 с.
23 Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2006. 608 с.
24. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. М. : Педагогическое общество России, 2001. 442 с.
25. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : АТС, 2013. - С. 11.
26. Павлищева О.П. Методика постановки голоса. М. : Музыка, 1964. 124с.
27. Подгорная, А. К. Театральная педагогика в развитии профессиональнотворческих способностей студентов педагогического колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. К. Подгорная. - М., 1997. - 14 с.
28. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Н. А. РимскийКорсаков. - М. : Музыка, 1980. - 454 с.
29. Романова, Е. В. Основные параметры артистизма / Е. В. Романова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - №2 (40). - С. 90-93.
30. Савшинский, С. И. Пианист и его работа / С. И. Савшинский. - М. : КлассикаХ Х , 2002. - 244 с.
31. Силантьева И.И. Путь к интонации: Психология вокально-сценического перевоплощения М.: Товарищество научных изданий КМК, 2009. — 644 с.
32. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / К. С. Станиславский. - М. : Искусство, 1989. - 511 с.
33. Тюменева, Т. С. Артистизм педагога-музыканта в системе его профессиональных компетенций: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. С. Тюменева ; Московский гос. пед. ун-т. - М., 2015. – 25 с.
34. Феномен артистизма в современном искусстве: сб. ст. / Б. М. Бернштейн [и др.] ; отв. редактор О. А. Кривцун. - М. : Индрик, 2008. - 520 с.
35. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : учеб. пособ. / Ю. А. Цагарелли. - СПб. : Композитор, 2008. - 212 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты