Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Прокурорский надзор»
2021
45.00 BYN
Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Прокурорский надзор
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие прокурорского надзора
1.2 Основные задачи прокурорского надзора
2 ВИДЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Надзор прокурора за соблюдением и исполнением законов
2.2 Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
2.3 Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Прокурорская деятельность является широкой и всеобъемлющей. Это в какой-то мере затрагивает все виды правовых отношений, которые возникают как в общественной жизни, так и в сферах законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, различных органов и учреждений, независимо от формы собственности.
Действующее законодательство налагает на прокуратуру обязательство осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Прокурорский надзор является самостоятельным типом государственной деятельности, осуществляемой специальным субъектом - централизованной системой органов прокуратуры путем осуществления надзора за соблюдением законности на всей территории Республики Беларусь от имени Республики Беларусь.
Независимость прокурорского надзора как формы государственной деятельности определяется его содержанием и заключается в проверке точности исполнения, соблюдении требований законов, соблюдении других правовых актов в законодательстве и устранении выявленных нарушений.
Специфика прокурорского надзора как вида государственной деятельности заключается в том, что он не применяется к деятельности какой-либо одной ветви власти (исполнительной, представительной, судебной). Имея функциональную связь с каждой из трех ветвей власти, прокуратура не принадлежит ни одному из них. Эта позиция прокуратуры в государственной структуре позволяет сбалансировать ветви власти и обеспечить их оптимальное функционирование.
Объектом исследования выступают общественные отношения, касающиеся сущности и задач прокурорского надзора в Республики Беларусь.
Предметом исследования послужили научные теории, учебная литература, нормативные правовые акты и судебная практика, посвященные изучению сущности и задач прокурорского надзора в Республики Беларусь.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие прокурорского надзора
Термин «прокурорский надзор» следует понимать следующим образом:
а) конкретный вид государственной деятельности;
б) независимая отрасль юридической науки;
в) академическая дисциплина.
При изучении курса прокурорского надзора необходимо изучить основные понятия и терминологию прокурорского надзора.
Прокурор является физическим лицом, которое находится на постоянной или временной основе в прокуратуре, выполняя официальные обязанности, что предусмотрены Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 года № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» [4] или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» является собирательным, оно охватывает такие должности, как Генеральный прокурор, областной прокурор, прокурор Минска, районный прокурор (городской). Кроме того, эта концепция охватывает должности заместителя Генерального прокурора, его помощников, заместителей и помощников всех более низких прокуроров, помощников прокуроров по специальным поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших уголовных прокуроров и офисов и департаментов уголовных прокуроров [11, c. 133].
Сотрудниками прокуратуры являются сотрудники прокурорских органов и учреждений, имеющих классные чины (воинские звания находятся в органах и учреждениях военной прокуратуры).
Предметом прокурорского надзора является сфера общественных отношений, связанная с выполнением требований законов, для регулирования которых направлена деятельность прокурора.
Объекты судебного надзора – предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.
2 ВИДЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Надзор прокурора за соблюдением и исполнением законов
Надзор за исполнением законов (общий надзор) выступает ведущей отраслью прокурорского надзора, которая оказывает значительное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в обществе и способствует нейтрализации негативных явлений, сопровождающих ход реформ в Республике Беларуси из-за несовершенства их юридического положения [17, c. 9].
Необходимо выделить два основных направления общего надзора: надзор за исполнением законов в деятельности органов управления и контроля, должностных лиц этих органов и надзор за законностью правовых актов, издаваемых этими органами, то есть соблюдение их законодательства на основе основная задача прокуратуры – обеспечить точное и единообразное применение законов.
Задачами прокуроров в осуществлении надзора за исполнением законов выступают:
− в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
− наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;
− активизация и совершенствование деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и нормативных актов, укрепление правопорядка, проведение проверок прокуроров преимущественно в этих учреждениях и инструктирование их на более низком уровне, под контролем правоохранительных органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведённого исследования можно сформулировать некоторые выводы.
В соответствии со статьей 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» деятельность прокуратуры направлена на достижение цели – обеспечение законности и порядка. Это направление в работе прокуратуры выражается в законодательной консолидации основных направлений ее деятельности.
Под основными направлениями деятельности прокуратуры принято понимать, каким образом Генеральный прокурор Республики Беларусь и его подчиненные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели и выполняют задачи, возложенные на них законом.
Направлениями деятельности прокуратуры являются неравными и могут быть разделены на три типа. Первый вид формирует первое направление – наблюдение за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов, которое, в свою очередь, включает в себя пять видов деятельности, называемых отделениями прокурорского надзора. Второй тип включает в себя вторую и третью области, характерные для работы органов прокуратуры в борьбе с преступностью. Третий тип состоит из двух основных областей работы: участие в судебных разбирательствах и поддержание обвинения от имени государства.
Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, указов, указов и других нормативных правовых актов всеми юридическими и физическими лицами.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокуратура не должна подменять органы государственного и хозяйственного управления и контроля, вмешиваться в предпринимательскую, другую хозяйственную (экономическую) деятельность и организационную и распределительную деятельность государственных органов и других организаций, индивидуальных предпринимателей, в частной жизни граждан, за исключением случаев, установленных законодательными актами, когда необходимо защищать права и законные интересы граждан, в том числе отдельных двойных предприятий, организаций, общественных и государственных интересов.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2017. – 64 с.
2. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: в ред. от 26 мая 2021 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. от 26 мая 2021 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г., № 220-З: в ред. от 10 декабря 2020 г., № 401-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г., № 305-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г., № 307-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г., № 2202-1 [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/.
8. Василевич, Д.Г. Статус прокуратуры в системе других государственных органов / Д.Г. Василевич // Юридический журнал. – 2008. – №3. – С. 60-64.
9. Гавриленко, В. Г. Правоохранительные органы Респ. Беларусь / В. Г. Гавриленко. – Минск, 2009. – 516 с.
10. Гавриленко, А. В. Становление и развитие органов прокуратуры в Республике Беларусь: историко-правовой аспект / А. В. Гавриленко // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2017. – № 2(101). – С. 71-76.
11. Гулякевич, А. В. Конституционно-правовые основы взаимодействия прокуратуры и конституционного суда Республики Беларусь при обеспечении конституционности нормативных правовых актов / А. В. Гулякевич // Мир юридической науки. – 2012. – № 11-12. – С. 52-56.
12. Даровских, Ю. В. Устройство прокуратуры в правовом государстве / Ю. В. Даровских, А. В. Саркисов // Академический вестник. – 2012. – № 19(1). – С. 132-136.
13. Евдокимов, А. С. Прокурорский надзор за законностью правовых актов представительных органов местного самоуправления/ А. С. Евдокимов // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2010. – № 1. – С. 103-107.
14. Зеленский, В. Д. Прокурорский надзор и качество расследования / В. Д. Зеленский // Общество и право. – 2012. – № 2(39). – С. 178-180.
15. Луговик, В. Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: тотальный контроль или надзор за исполнением законов / В. Ф. Луговик // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2009. – № 3. – С. 129-135.
16. Кожевников, О. А. О направлениях деятельности прокуратуры [Электронный ресурс] / Отрасли права : аналитический портал. – Режим доступа: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/21203.
17. Конюк, А. В. Прокурорский надзор в экономической сфере. Новые вызовы/ А. В. Конюк // Проблемы управления (Минск). – 2015. – № 3(56). – С. 6-12.
18. Коряченцова, С. И. Устройство прокуратуры в правовом государстве / С. И. Коряченцова // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 34-3. – С. 15-22.
19. Мартинович, И.И. Прокуратура в Беларуси: становление и развитие / И.И. Мартинович. – Минск: БГУ, 1992. – 112 с.
20. Мартыненко, И. Э. Правоохранительная деятельность прокуратуры в сфере историко-культурного наследия: опыт Российской Федерации и перспективы его использования в Республике Беларусь/ И. Э. Мартыненко // Юридическая наука. – 2015. – № 3. – С. 101-109.
21. Поляков, М.П. Прокурорский надзор: краткий курс лекций / М. П. Поляков, А.В. Федулов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 171 с.
22. Правосудие и прокурорский надзор в Республике Беларусь: законодательство и практика применения: сб. науч. Трудов. / НАН Беларуси, Центр. Науч. Б-ка; редкол.: А.В. Барков. – Минск: БГУФК, 2010. – 484 с.
23. Сидюк, В. Н. Конституционные основы деятельности органов прокуратуры Респ. Беларусь: историко-правовой аспект / В. Н. Сидюк // Законность и правопорядок. – 2011. – № 3. – С. 49-54.
24. Хабаров, А. В. Прокурорский надзор: учебное пособие / А.В. Хабаров, Е.А. Хабарова; Российская Федерация, М-во образования и науки, ГОУ ВПО Тюменский гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования, Ин-т государства и права. – 2-е изд., перераб. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2011. – 302 с.
25. Хурсевич, А. А. Контроль и надзор как функции государственных органов: разграничение, компетенция и ответственность / А. А. Хурсевич // Проблемы управления (Минск). – 2015. – № 1(54). – С. 155-158.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты