Формирование информационной культуры у подростков
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование информационной культуры у подростков»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование информационной культуры у подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мероприятия в рамках формирующего эксперимента.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Информационная культура и ее развитие у подростков
1.2 Методы и формы формирования основ информационной культуры подростков
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента
2.2 Программа повышения уровня информационной культуры подростков
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования на контрольном этапе исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Формирование информационной культуры молодежи – одна из самых актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Сегодня, когда темпы и масштабы перемен растут, когда темп жизни становится все быстрее и быстрее, а образ жизни меняется с беспрецедентной скоростью, новому поколению приходится овладевать огромным объемом информации, учиться анализировать ее и принимать самостоятельные решения. Ориентация в постоянно растущем потоке информации, оценка того, какая из этой информации важна и как ее использовать, является необходимым условием социализации современного человека. В современном мире невозможно адаптироваться без умения комфортно существовать в информационной среде. Поэтому всем членам общества все чаще требуется постоянно совершенствовать свои навыки, обновлять знания и осваивать новые виды деятельности. Человек должен уметь пользоваться всеми информационными ресурсами, которые накопило общество.
По мнению экспертов, самый важный и в то же время самый кризисный период в жизни молодого поколения – подростковый возраст – рано или поздно наступает. Этот период включает в себя развитие самосознания, формирование моральных ценностей, самореализацию и, конечно же, социальный круг подростка – окружение сверстников – как наиболее доступный источник информации.
Теоретико-методологические аспекты формирования информационной культуры личности рассматривались в трудах С.Г. Антоновой [2], Е.П.Велихова, A.П. Ершова, Н.Б. Зиновьевой [9], М.П. Лапчика, Н.В. Макаровой, E.J1. Медведевой, В.А. Минкиной, В.А. Монахова, K.P. Овчинниковой, Э.Л. Семенюка и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Информационная культура и ее развитие у подростков
Развитие современного общества характеризуется переходом к информационной цивилизации, в рамках которой приоритет отдается компьютерным технологиям и информационным технологиям, повышающим интеллектуальные возможности людей. Во всем мире осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии приводит к необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, что подчеркивается в основных документах Всемирного саммита по информационному обществу [1, c. 58].
Для осуществления эффективной деятельности подросткам, живущим в информационном обществе, необходимо не только овладеть определенными знаниями, методами и технологиями информационной деятельности, но и рационально освоить, использовать информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала.
Информатизация образования должна опережать информатизацию других сфер общественной жизни, поскольку в этой сфере заложены социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки для информатизации всего общества. Осуществлять эффективную информационную деятельность в современном обществе способен человек, обладающий широким кругозором, эрудицией и, прежде всего, информационной культурой. Наиболее эффективное формирование информационной культуры человека в современном обществе возможно через систему образования.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента
База исследования: ...
В исследовании приняли участие 30 учащихся. Выборка составила 17 девочек и 13 мальчиков. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Экспериментальное исследование проводилось в рамках трех этапов исследования:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования, проведение исследования на констатирующем этапе исследования.
2. На втором этапе был проведен формирующий этап исследования.
3. На третьем этапе исследования был проведен контрольный этап эксперимента, анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного экспериментального исследования.
Методики исследования: диагностика информационной культуры подростков проводилась по модифицированной нами методике Т.В. Борисовой, которая позволяет изучать познавательные, мотивационные и поведенческие критерии и на их основе определять уровни информационной культуры подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под информационной культурой следует понимать сочетание информационного мировоззрения и системы знаний и навыков, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность для оптимального удовлетворения индивидуальных информационных потребностей. В нашем исследовании мы будем исходить из следующего определения понятия информационной культуры личности подростка: информационная культура – это деятельность подростка, основной и осознаваемой целью которой является – получение информации, овладение этой информацией соответствующими навыками и способностями, овладение способами получения знаний, формирование личностных качеств, которые позволят ему передавать полученную и обработанную информацию окружающему миру. Структура информационной культуры включает в себя элементы коммуникативной, лексической и других типов культур. В информационной культуре подростков выделяют познавательный, эмоциональный и практичный компоненты.
Процесс формирования информационной культуры подростков происходит в таких формах, как: урочная, кружковая работа, факультативы, учебная практика, самостоятельная работа учащихся, экскурсия, консультация, семинар, конференция и др. Для формирования информационной культуры подростков мы считаем необходимым применение следующих групп методов обучения: методы активного обучения и информационно-развивающие методы обучения. Выделяют следующие основные направления, в результате которых реализуется процесс формирования информационной культуры подростков: информационные ресурсы общества и информация, основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения, аналитическая и синтетическая обработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности подростков, структура, правила составления и представления результатов самостоятельной работы подростков во время учебной и научно-познавательной деятельности, информационная культура и новые информационные технологии.
1. Алексашина, И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании / И. Алексашина // Народное образование. – 2011. – С. 161-165.
2. Антонова, С.Г. Информационная культура личности : Вопросы формирования / С.Г. Антонова // Высшее образование в России. – 2004. – № 1. – С. 82-89.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности : учебник / А.Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 2000. – 367 с.
4. Вохрышева, М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры : сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований / науч. ред. : Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. – М.; Магнитогорск, 1997. – 256 с.
5. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М. : Изд-во МГУ, 2005. – 45 с.
6. Гендина, Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры / Н.И. Гендина // Школьная библиотека, 2002. – №7. – С. 34-38.
7. Гендина, Н.И. Информационная культура личности : диагностика, технология формирования : учебно-метод. пособие : часть І / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова. – Кемерово : Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999 . – 356 с.
8. Гречихин, A.A. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) / А.А. Гречихин. – М. : Дрофа, 2004. – 80 с.
9. Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности / Н.Б. Зиновьева. – Краснодар : Книга, 2002. – 136 с.
10. Кириленко, А.В. Основы информационной культуры. Библиография : учебное пособие / А.В. Кириленко. – М : Академия, 2008. − 156 с.
11. Кнюшенко, С.М. Формирование информационной культуры личности педагога / С.М. Кнюшенко. − М : Эйдос, 2005. − 324 с.
12. Лошкарева, Н.И. Развитие общих учебных умений и навыков школьников / Н.И. Лошкарева // Воспитание школьников. – 2004. – № 4. – С. 4-69.
13. Медведева, Е.А. Основы информационной культуры / Е.А. Медведева // Социс. – 1994. – № 11. – С. 11-47
14. Мяэотс, О.Н. Уроки информационной грамотности в школе : методические рекомендации / О.Н. Мяэотс. − М. : Чистые пруды, 2005. − 32 с.
15. Новоковшонов, Ю.А. Воспитание информационной культуры / Ю.А. Новоковшонов. – М : Народное образование, 2003. − 123 с.
16. Персиянцева, Н.А. Формирование информационной культуры обучающихся [Электронный ресурс] / Н.А. Персиянцева. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-informatsionnoi-kul-tury-obuchaiushc.html.
17. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. – М. : Политиздат, 1991. − 287 с.
18. Семеновкер, Б.А. Информационная культура : от папируса до компактных оптических дисков // Библиогр. – 1994. – №12. – 214 с.
19. Скворцов, Л.В. Информационная культура и цельное знание : Избранные труды / Редкол. : Галинская И.Л. (отв. ред.) и др. – М. : ИНИОН РАН, 2001. – 288 с.
20. Стародубова, Г.А. Основы информационной культуры : сборник методических материалов / Г.А. Стародубова. − Режим доступа: http: //pda/apkpro.ru/content/viеw/559/93.
21. Татьянченко, Д.В. Метаобразование школьников / Д.В. Татьяченко // Народное образование. – 2019. – №4 (1475).
22. Харчевникова, Е.Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка / Е.Л. Харчевникова. – Владимир, 2009. – 172 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мероприятия в рамках формирующего эксперимента.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты