Рынок труда и особенности его регулирования в странах Евросоюза
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Рынок труда и особенности его регулирования в странах Евросоюза»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Рынок труда и особенности его регулирования в странах Евросоюза
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Роль государства в регулировании рынка труда: эволюция теоретических подходов
2 Рынок труда ЕС и Европейская стратегия занятости
3 Возможности использования опыта ЕС для совершенствования государственного регулирования рынка и занятости в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы лишь с поддержкой рыночных механизмов, через рынок труда и конкуренцию, невозможно. Сами по себе рыночные механизмы не могут обеспечить образование рациональной структуры занятости, удерживание безработицы в пределах допустимого уровня. В условиях, когда еще не функционируют многие рыночные регуляторы, значимая роль в обеспечении занятости относится государству.
Актуальность проблемы состоит, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Первые проявляются в недопроизводстве товаров и услуг. Социальные последствия проявляются в снижении жизненного уровня населения, психологическим и социальным проблемам (стресс, депрессия, пьянство, наркомания, преступления и т.д.).
Объектом исследования в курсовой работе является рынок труда Республики Беларусь, а предмет изучения – институты труда в современной экономике.
Цель курсовой работы – провести анализ состояния рынка труда Республики Беларусь и определить перспективы его стабилизации.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
– изучить роль государства в регулировании рынка труда: эволюция теоретических подходов;
– рассмотреть рынок труда ЕС и Европейскую стратегию занятости;
– изучить возможности использования опыта ЕС для совершенствования государственного регулирования рынка и занятости в Республике Беларусь .
При написании курсовой работы применялись теоретические материалы разнообразных отечественных и зарубежных авторов, официальные статистические данные, предоставленные Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, а также публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемому вопросу.
В работе применяются следующие методы изучения: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, способ сбора фактов.
1 Роль государства в регулировании рынка труда: эволюция теоретических подходов
Рынок труда — общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями(работодателями) и государством), во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.
Рынок труда представляется необходимой составляющий частью рыночной экономики, что имеет довольно непростую структуру и включает в свой состав целый ряд частей, находящихся в близкой связи и обоюдной обусловленности. Теснота данной связи и взаимообусловленности до такой степени велика, что сбои в обычном функционировании каждого из частей неизбежно негативно сказываются в производительности действия рыночных элементов, равно как в иных секторах рынка, таким образом, и в рыночной экономике в целом.
Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.
2 Рынок труда ЕС и Европейская стратегия занятости
ЕС, наряду с США и Японией, является одной из трех крупнейших и наиболее развитых стран современного мира. В рамках Европейского Союза разрабатывается общая политика в области сельского хозяйства, телекоммуникаций, транспорта, энергетики и охраны окружающей среды. Рынок труда в странах ЕС – это качественно новое явление, которое появляется в процессе растущей интеграции.
По Договору о Европейском сообществе одной из целей ЕС является создание общего рынка труда в рамках свободного перемещения рабочей силы и устранение дискриминации, основанной на национальности, в отношении оплаты труда, занятости и прочих условий работы и занятости. Как указано в ст. 45 Договора о функционировании ЕС, свободное перемещение рабочей силы включает право на введение ограничений с учетом интересов государственной политики, национальной безопасности, здоровья населения.
Единый рынок рабочей силы нацелен на: повышение шансов населения в поиске работы и повышение уровня квалификационных навыков; активизацию мобильности рабочей силы как способа стимулирования человеческого капитала с учетом требований рынка занятости; установление контактов между работниками с помощью стран-партнеров для содействия взаимопониманию и формированию социального пространства в ЕС.
Первоначально правовую основу регулирования рабочей силы составили нормативные акты от 16 августа 1961 г. и 25 марта 1964 г. Спустя несколько лет, в 1968 г. были утверждены две директивы: 1612/68 и 68/360 от 15 октября 1968 г., были подписаны временные соглашения о свободе движения рабочей силы.
3 Возможности использования опыта ЕС для совершенствования государственного регулирования рынка и занятости в Республике Беларусь
Рынок труда Беларуси долгое время характеризовался низкой гибкостью и способностью адаптироваться к колебаниям в экономической конъюнктуре. Это связывали со слабой эффективностью инструментов количественной, качественной, ценовой и институциональной реакции рынка труда на структурные изменения [11, c.14].
Рынок труда занимает важное место в экономическом развитии Республики Беларусь. К характерным чертам рынка труда относятся являются низкая эффективность занятости и чрезмерное государственное регулирование. Цель национальной политики развития рынка труда заключается в поддержании низкого неравенства в оплате труда и максимальной занятости, что позволит избежать абсолютной нищеты и высокого неравенства. Помимо этого, регулирование государством рынка труда является важным элементом политического и делового цикла Республики Беларусь.
Вследствие этого во многих исследованиях указывается проблема медленной реаллокации трудовых ресурсов из неэффективных секторов экономики в эффективные, которая замедляет экономический рост Беларуси [11, c.15]. Низкая гибкость рынка труда Беларуси являлась результатом экономической политики государства. На протяжении многих лет в Беларуси проводилась политика поддержания полной занятости и роста реальной заработной платы с использованием директивных мер воздействия на экономику. Этому также способствовала структура экономики – преобладание государственного сектора в общем объеме занятости населения позволяло напрямую обеспечивать номинальный рост заработной платы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулирование рынка труда в современных условиях не сводится только к установлению прав и обязанностей работника и работодателей в сфере трудовых отношений, оно также отражается на качестве жизни населения, уровне дохода и объеме инвестиций в человеческий капитал, тем самым воздействуя на воспроизводство рабочей силы. Условия трудовых отношений во многом определяют функционирование и рентабельность работы каждого хозяйствующего субъекта, а следовательно, и экономики государства в целом.
Рынок труда в Евросоюзе регулируется рядом принятых регламентов и директив.
Трудовая миграция в ЕС содействует укреплению международных связей Союза, служит важным фактором для решения проблемы занятости третьих стран. Их граждане, работающие в ЕС, переводят в страны происхождения полученные вознаграждения, что составляет немалую долю национальных ВВП. Но есть и оборотная сторона, когда отток рабочих рук служит каналом утечки мозгов и оборачивается потерей государственных инвестиций в человеческий капитал для третьих стран.
Необходимо поддерживать равновесие между спросом на рынках труда стран ЕС и предложением рабочих рук со стороны граждан тех третьих стран, где особую роль играет пограничный контроль.
Сегодня рынок труда страдает от последствий затянувшейся пандемии короновируса и в связи с введенными ограничениями рынок труда претерпевает трансформацию: владельцы предприятий стремятся оперативно оптимизировать бизнес-процессы, по возможности сохраняя ключевых сотрудников; повышается уровень безработицы.
Решение подобной проблемы невозможно без принятия оперативных мер по регулированию ситуации на рынке труда.
1. Eurostat. News release. Euro indicators. 106/2019 – 1 July 2019. May 2019. Euro area unemployment at 7.5% EU28 at 6.3%. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/main/home.
2. Kruk, D. Belarusian Economic Growth Decomposition / D. Kruk, K. Bornukova. – BEROC Economic Research Center, 2014. – 39 p. – (Working Paper, № 24).
3. Абызов А.Г., Э. В. Слюсарь. Экономика и социология труда: учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. – 212 с.
4. Баева, А.С. Теоретические аспекты оценки уровня занятости и безработицы / А.М. Баева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 5. – С. 93-95.
5. Винокуров, Е.Ф. Характеристики движения трудовых ресурсов и уровень безработицы / Е.Ф. Винокуров // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Образование. – 2019. – Т. 23. № 4. – С. 148-155.
6. Говорова Н.В. Европейский рынок труда: ситуация в регионах, 2019 – С. 103-111.
7. Динамика численности рабочей силы [Электронный ресурс] / – Минск, 2021. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/zanyatost-i-bezrabotitsa/.
8. Закон Республики Беларусь О занятости населения Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/zacon.
9. Закревская, А. А. Состояние и перспективы развития рынка труда Республики Беларусь / А. А. Закревская // Социально-трудовая сфера и демографическое развитие Республики Беларусь: материалы междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. – 28–29 нояб. 2017 г.; гл. ред. Т. Н. Миронова [и др.]. – Минск: Колорград, 2018. – С. 31–37.
10. Мазоль, О. Стратегии трудового поведения / О. Мазоль // Центр экономических исследований «БЕРОК». – 2020. – 4 с. – (Аналитическая записка BEROC PP № 76).
11. Мирончик, Н. Как ускорить рост белорусской экономики? / Н. Мирончик, А. Левихина // Банкаўскі веснік. – Тэматычны выпуск «Исследования банка № 19». – 2020. – 23 с.
12. Науменко А.И., Шаповалова А.В., Влияние коронакризиса и цифровизации экономики на рынок труда, 2020. – С. 8-22.
13. Основные социально-экономические показатели по Республике Беларусь, областям и городу Минску в январе-июне 2019 г. [Электронный ресурс] / – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/ab9/ab9ff41a079ea2ae0dcfeca9d6e37ab3.pdf.
14. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2015. – 283 с.
15. Смоленцева, Е.В. Сущность и социально-экономические последствия безработицы // Успехи соврем. науки. – 2016. – №9. – С.117-120.
16. Соколова, Г.Н. Механизмы трансформации рынка труда в условиях структурных изменений: опыт Беларуси / Г.Н. Соколова // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – Т. 12. – № 3. – С. 247–259.
17. Состояние рынка труда в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / – Минск, 2021. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/sostojanie.
18. Территории с напряженной ситуацией на рынке труда // Главный экономист. – 2020. – №2. – С. 15.
19. Токун, О. Наниматели предлагают, кадры решают: как менялся рынок труда Беларуси / О. Токун // Экономика Беларуси. – 2020. - №1. – С. 36-39.
20. Труд и занятость в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / – Минск, 2021. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/ofitsialnye-publikatsii_7/index_18062/.
21. Урбан, Д. Оценка состояния рынка труда в условиях экономического кризиса представителями малого и среднего бизнеса / Д. Урбан // Исследовательский центр ИПМ. – 2016. – 15 с. – (Дискуссионный материал PDP/16/03).
22. Шиманович, Г. И. Рынок труда: вызовы развития / Г. И. Шиманович // Банковский вестник. – 2020. - №3. – С. 109-113.
23. Шиманович, Г. Рынок труда: вызовы развития (с точки зрения населения и бизнеса) / Г. Шиманович // Дискуссионный семинар «Эффективность рынков» / Центр экономических исследований «БЕРОК» и Национальный банк Республики Беларусь. – Минск. – 6 марта 2020 г.
24. Экономика труда: Учебник / Под. ред. П.Э. Шендлера и Ю.П. Кокина. – М.: Юрист, 2014. – 592 с.
25. Council Regulations 1612/68 on freedom of movement for workers within the Community. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:01968R1612-20040430.
26. Council Directive 64/221/ЕЕС of 25 February 1964 on the co-ordination of specialmeasures concerning the movement and residence of foreign nationals which are justified ongrounds of public policy, public security or public health. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A31964L0221.
27. Regulation (ЕС) No 1408/71 ofthe Council of 14 June 1971 on the application of socialsecurity schemes to employed persons and their families moving within the Community. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A31971R1408.
28. Council Directive 2009/50/ЕС of 25 May 2009 on the conditions of entry and residenceof third-country nationals for the purposes of highly qualified employment. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A31971R1408.
29. Regulation (ЕС) No 883/2004 of the European Parliament and of the Council of29 April 2004 on the coordination of social security systems. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/LSU/?uri=CELEX%3A32004R0883.
30. Regulation (EC) No 987/2009 of the European Parliament and of the Council of16 September 2009 laying down the procedure for implementing Regulation (EC) No 883/2004on the coordination of social security systems.
31. Commission Decision of 22 October 1993 on the implementing of Council Regulation(EEC) № 1612/68 on freedom of movement for workers within the Community (EuropeanEmployment Services). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A31993D0569.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты