Механизм и основные направления социальной защиты населения в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Механизм и основные направления социальной защиты населения в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Механизм и основные направления социальной защиты населения в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы исследования социальной защиты населения
1.1 Понятие и критерии оценки социальной защиты населения
1.2 Основные направления социальной защиты населения
2 Социальная защита населения в Республике Беларусь
2.1 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь
2.2 Пути совершенствования социальной защиты населения в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Главными социально-экономическими целями развития Республики Беларусь являются создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной защиты.
Вопрос о социальной защите населения видится актуальным в связи с тем, что, отношения в сфере социальной защиты представляют собой развивающийся, постоянно изменяющийся процесс, а это значит, что постоянно изменяется законодательство, регулирующее данные правоотношения, меняется направление политики органов государственного управления, изменяется структура органов государственной власти, а значит, необходимы анализ и изучение изменений правового регулирования социальной защиты населения, кроме того, актуальность данной темы объясняется ее жизненным характером и широким практическим применением. Смысл социальной защиты заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.
Объект исследования – социальная защита.
Предмет исследования – система социальной защиты в Республике Беларусь.
Цель курсовой работы – провести анализ системы социальной защиты населения в Республике Беларусь и определить пути её совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
− рассмотреть теоретические основы социальной защиты;
− рассмотреть систему социальной защиты Республики Беларусь;
В качестве методического инструментария применялись такие общенаучные приемы и методы, как классификация, группировка, сравнение, обобщение, анализ, синтез, системный подход, моделирование и агрегирование.
Источниками изучения явилось законодательство Республики Беларусь, нормативно-правовые акты и учебная литература различных авторов. Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс, законы и постановления Совета министров Республики Беларусь регулируют процессы социальной защиты на законодательном уровне.
1 Теоретические основы исследования социальной защиты населения
1.1 Понятие и критерии оценки социальной защиты населения
Государственная политика в сфере общественного благосостояния связана, в первую очередь, с системой социальной защиты населения.
В широком значении социальная защита населения – это совокупность связей и отношений, обусловленных необходимостью защиты социального положения от воздействия социальных рисков. Она охватывает все население. Ее стержнем являются отношения законодательно закреплённых социальных гарантий и прав в сфере человеческой жизнедеятельности. В узком значении социальную защиту можно определить, как комплексную систему социально-экономических и правовых отношений, предназначенную для обеспечения государственных гарантий в области уровня жизни, а также поддержки социально уязвимых слоев населения в связи с трудной жизненной ситуацией.
В системе социальной защиты можно выделить три подсистемы:
- защита всех социально-демографических групп населения;
- социальные гарантии трудоспособным членам общества;
- меры социальной защиты нетрудоспособного населения республики.
Социальная защита населения в настоящее время является одним из важнейших и приоритетных направлений в социальной политике любого из государств. Впервые это понятие появилось в 1995 году в тексте Конвенции международной организации труда №102 [11, с. 153].
Рассматривая понятие социальной защиты в узком смысле, можно сказать, что её цель состоит в поддержке менее защищённых слоев населения, так как они по определённым причинам оказались в трудном положении и страдают от специфических обстоятельств, тем самым, не имея возможности только своими силами улучшить свое благосостояние.
Если брать широкий смысл, то это система мер, которые охватывают все сферы жизнедеятельности человека и направлены на создание наиболее благоприятных условий для его самореализации [13, с. 579].
Система социальной защиты населения – это один из институтов, реализующих социально-экономическую политику, цель которой заключается в том, чтобы обеспечить социальную стабильность и устойчивость экономического развития общества. В достижении этой цели необходимо опираться на эффективный механизм по защите трудоспособного населения от всевозможных социальных рисков.
К социальным рискам относят: болезнь, инвалидность, потерю кормильца, травматизм, безработицу, миграцию, потерю жилья, старость, бедность и им может быть подвержен каждый человек в течение своей жизнедеятельности [15, с. 130].
2 Социальная защита населения в Республике Беларусь
2.1 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь
Политика государства в правовом обществе основывается прежде всего на заботе о личности и реализуется через механизмы, обеспечивающие экономические, политические, социальные и иные права и свободы. В соответствии со статьей 21 Конституции обеспечение этих прав и свобод является высшей целью государства, и эффективная реализация этих и других конституционных норм, а также форм, методов, механизмов и инструментов их реализации должны основываться на позитивном национальном опыте и опыте, накопленном международным сообществом в этой области.
Белорусская государственная система социальной защиты населения постоянно совершенствуется. Принимаются новые законы и нормативные акты, внедряются новые формы и методы социальной помощи. Ведется работа по реализации Национальной программы профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов и республиканской комплексной программы по делам пожилых людей. В Беларуси созданы и функционируют Центры социального обслуживания населения, семьи и детей, социальные приюты для детей, социально-образовательные центры.
Действующая в Республике Беларусь система организации и управления системой социальной защиты населения включает Министерство труда и социальной защиты населения и подведомственный ему Фонд социальной защиты населения.
Демографические и социально-экономические процессы, а также динамика состояния здоровья населения страны привели к увеличению числа людей, нуждающихся в уходе и социальной реабилитации. В Республике Беларусь, как и в других европейских странах, постепенно увеличивается доля пожилых людей.
Система социальной защиты населения Республики Беларусь направлена на повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Для наиболее досконального анализа социальной политики Республики Беларусь на современном этапе необходимо проанализировать уровень доходов населения, так как напрямую влияет на уровень жизни граждан.
Рассмотрим основные показатели денежных доходов населения Республики Беларусь в таблице 2.1.
Как видно из данных таблицы 2.1, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2018 году выросла на 18,1 %, в 2019 году – на 12,3 %, а в 2020 – на 14,7 % и составила 1250,9 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная защита населения – это совокупность связей и отношении, обусловленных необходимостью защиты социального положения от воздействия социальных рисков. Она охватывает все население. Ее стержнем являются отношения законодательно закреплённых социальных гарантий и прав в сфере человеческой жизнедеятельности. К основным направлениям социальной защиты относятся: социальное страхование, социальная помощь, минимум базовых социальных услуг.
Политика государства в правовом обществе основывается прежде всего на заботе о личности и реализуется через механизмы, обеспечивающие экономические, политические, социальные и иные права и свободы. В соответствии со статьей 21 Конституции обеспечение этих прав и свобод является высшей целью государства, и эффективная реализация этих и других конституционных норм, а также форм, методов, механизмов и инструментов их реализации должны основываться на позитивном национальном опыте и опыте, накопленном международным сообществом в этой области.
Белорусская государственная система социальной защиты населения постоянно совершенствуется. Принимаются новые законы и нормативные акты, внедряются новые формы и методы социальной помощи. Ведется работа по реализации Национальной программы профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов и республиканской комплексной программы по делам пожилых людей. В Беларуси созданы и функционируют Центры социального обслуживания населения, семьи и детей, социальные приюты для детей, социально-образовательные центры.
Действующая в Республике Беларусь система организации и управления системой социальной защиты населения включает Министерство труда и социальной защиты населения и подведомственный ему Фонд социальной защиты населения.
Система социальной защиты населения Республики Беларусь направлена на повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2018 году выросла на 18,1 %, в 2019 году – на 12,3 %, а в 2020 – на 14,7 % и составила 1250,9 руб. При этом реальная заработная плата начиная с 2017 года имеет тенденцию к росту: так в 2017 году изменение реальной заработной платы составило 107,5 %, в 2018 году – 112,6 %, в 2019 году – 107,3 %, а в 2020 году – 108,2 %. Денежные доходы населения в 2018 году увеличились на 14 %, в 2019 году – на 12,2 %, а в 2020 году – на 10,4 % и составили 90 116 млн руб. Доля оплаты труда в структуре доходов населения за последние четыре года выросла с 62,9 % до 64,8 %, или на 1,9 п.п., а доля доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход сократилась с 8,1 % в 2017 году до 7,4 % в 2020 году.
1. Айзинова, И. М. Социально-экономические проблемы старшего поколения: качество населения старших возрастов / И. М. Айзинова // Проблемы прогнозирования. – 2017. - № 4. – С. 121-131.
2. Андрияшко, М. Потенциал отдельных направлений социальной политики Республики Беларусь в сфере обеспечения демографических интересов / М. Андрияшко// Юстиция Беларуси. - 2018. - № 2. - С. 54-57.
3. Астрейко, А.А. Методы управления социальной сферой в условиях оказания государственной поддержки / А.А. Астрейко // Новая экономика. – 2014. - №1 – 122 с.
4. Василевская, А, И. Механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь / А. И. Василевская // Национальная и региональная экономика: проблемы и перспективы/ ООО «Лаборатория интеллекта»; Белорусский государственный экономический университет. — Минск: «Издательский дом «Белорусская наука», 2016. – С. 62-65.
5. Васильева, С.И. Эволюция показателей благосостояния общества и прогресса в социальном экономическом развитии / С.И.Васильева, М.В.Леденева/Новая экономика. – 2015. - №2(66) – 76 с.
6. Гришина, Е. Социальная поддержка населения: усиление адресности [[Текст]] / Е. Гришина, Е. Цацура// Экономическое развитие России. - 2018. - Т. 25, № 10. - С. 65-67.
7. Золотарчук, В. В. Макроэкономика: Учебник / Золотарчук В.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 537 с.
8. Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2018 год// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2019. - № 3. - С. 4-86.
9. Концепция национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2019. - № 2. - С. 6-59.
10. Косов, Н. С. Макроэкономика : учеб. пособие / Под ред. проф. Н.С. Косова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 284 с.
11. Макроэкономика : учебник / под ред. Л.Г. Чередниченко, А.З. Селезнева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 385 с.
12. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
13. Макроэкономика: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — Москва: КноРус, 2016. — 313 с.
14. Малева, Т. М. Региональные системы социальной защиты: как и зачем вводится адресность / Т. М. Малева, Е. Е. Гришина, Е. А. Цацура
// Регион: экономика и социология. - 2016. - № 4. - С. 153-175.
15. Мельников, А.П. О социальной справедливости в условиях рыночных отношений / А.П.Мельников // Проблемы управления, - 2014. - №2. – С.130-134.
16. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/.
17. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
18. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/.
овский, Л. Е. Макроэкономика : учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 202 c.
19. Пашкевич, О. Гендерные аспекты занятости и социальной защиты населения в контексте развития сельских территорий Республики Беларусь / О. Пашкевич// Международный сельскохозяйственный журнал. - 2017. - № 2. - С. 9-11.
20. Побережная, О.Е. Теоретико-концептуальная интерпретация социальной политики в современном экономическом либерализме / О.Е.Побережная // Новая экономика, - 2014. - №1. – С. 294-298.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты