Развитие гибкости у детей 4-6 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительной группе
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие гибкости у детей 4-6 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительной группе»
по дисциплине: «Теория и методика спортивной подготовки в избранном виде спорта (художественная гимнастика)»
2021
45.00 BYN
Развитие гибкости у детей 4-6 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительной группе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика спортивной подготовки в избранном виде спорта (художественная гимнастика)
Организация: Ясли-сад №172, ГУО (г.Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Гибкость. Виды гибкости. Факторы, влияющие на гибкость. Сензитивный период развития гибкости
1.2 Методы развития гибкости
1.3 Оздоровительная гимнастика
ВЫВОД
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1 Описание комплексов
3.2 Эффективность выполненной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблема развития гибкости является одной из самых сложных проблем в физической культуре и спорте, и ее развитие происходит в основном детском и подростковом возрасте, что в значительной степени затрудняет методическую работу в данном направлении.
В настоящее время нет необходимости доказывать, что здоровье детей во многом зависит от оздоровительного направления современной науки и практики. Проблема сохранения и укрепления здоровья человека является одной из центральных в теории и практике физической культуры.
Физическая активность людей играет все более важную роль в научном интересе к образу жизни современного общества и является очень важным фактором в процессе определения уровня здорового и активного образа жизни, качества жизни и здоровья в целом.
Незаменимая роль физической активности в жизнедеятельности человека постоянно научно подтверждается. Развитие сидячего образа жизни является результатом процесса социализации, направленного на отсутствие физической активности, который развился в молодости и продолжился во взрослой жизни. Хорошо развитая гибкость позволяет сохранять легкость движений, обеспечивает скорость и экономичность движений, в тоже время, ее недостаточность препятствует этому, может приводить к замедлению телесного развития и в целом снижать состояние здоровья. Гибкость в суставах, в позвоночнике можно сохранить до старости. Это наблюдается у людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, артистов балета, которые регулярно выполняют специальные физические упражнения. Именно поэтому так важно развитие физической подготовленности и двигательных качеств человека.
Одной из основных задач физического воспитания подрастающего поколения является укрепление здоровья детей.
Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становление жизненно необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Будучи составной частью физического воспитания, воспитание физических качеств способствует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма.
Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества [11].
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Гибкость. Виды гибкости. Факторы, влияющие на гибкость. Сензитивный период развития гибкости
Степень гибкости зависит от различных факторов:
1. Анатомическое строение.
Гибкость зависит от типа телосложения. Основными внутренними факторами, определяющими уровень гибкости, являются размер и форма костей, структура и форма суставов, эластичность связок, сухожилий и мышц, сила мышц, способность мышц расслабляться и сжиматься, а также нервная регуляция мышц.
Кости — это пределы движения, во многом направление и диапазон движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение) определяют форму костей [19].
Подвижные соединения костей — это суставы, выполняющие опорные и двигательные функции. Чем больше суставные поверхности сочленяются друг с другом, тем меньше подвижность в суставе.
На гибкость влияет эластичность сухожилий и связок. Связки представляют собой плотные соединительнотканные тяжи и пластины
Есть связки, которые укрепляют костные суставы, соединяют внутренние органы и связки, подавляя или направляя движения в суставах. Чем толще связки и суставная капсула (оболочка сустава состоит из соединительной ткани, образующей герметичную суставную полость), тем более ограничена подвижность сегментов тела сустава.
Эластичность сухожилий также влияет на уровень гибкости. Сухожилие — это соединительная ткань мышечной части, с помощью которой мышца прикрепляется к кости, суставной сумке, фасции. Функция сухожилия - передавать движения сокращения мышц. Сухожилия и связки немного растяжимы и обладают значительной прочностью [20].
2. Температура тела и воздуха. Если тело согревается (после теплой ванны, горячего душа, сауны, массажа), то подвижность в суставах увеличивается. Подвижность суставов увеличивается через 10 минут в теплой ванне с температурой воды + 40 ° С или через 10 минут в сауне. В холодную погоду и при остывании тела гибкость снижается.
3. Возраст. Подвижность крупных частей тела постепенно увеличивается до 14-15 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет, лучшее время для развития активной гибкости - 10-14 лет, пассивного - 9-10 лет. С 14-15 до 17-20 лет гибкость развивается значительно меньше; в 17-20 лет развитие прекращается с последующим уменьшением объема движений. Регулярные упражнения, направленные на развитие гибкости, помогают не только предотвратить снижение гибкости, но и увеличить ее даже в 40-50 лет. Причем для развития пассивной гибкости чувствительным периодом будет возраст 9-10 лет, а для активной - 10-14 лет.
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
Изучение уровня развития гибкости у детей дошкольного возраста (4-6 лет) велось посредством проведения педагогического исследования на базе ГУО «Ясли-сад №172 г.Минска». Экспериментальная работа по исследованию состояния гибкости проводилась с участием 14 детей (8 девочек и 6 мальчиков), имеющий одинаковый уровень физической подготовленности. В связи с неравномерным соотношением мальчиков и девочек гендерное сравнение показателей гибкости не проводилось.
Для выявления уровня гибкости детей дошкольного возраста была использована методика проведения упражнения «Дотянись до ленточки» которая состоит из наклона вперед из положения, при котором ребенок сидит на полу. На полу необходимо начертить центральную и перпендикулярную линию. Когда ребенок сидит, то ступни его ног должны касаться перпендикулярной линии, при этом ноги важно выпрямить в коленях, а ступни держать вертикально, при этом расстояние между ними должно быть 20-30 см. ребенку надо трижды наклониться вперед, а на 4-ом задержать дыхание на 2 сек. Тренер фиксирует результат с помощью перпендикулярной линии при касании ее кончиками пальцев руки. Ноги в коленях не сгибаются. Инструкция для ребенка: «тебе надо постараться достать кончиками пальцев эту красивую финишную ленту. Для этого ты должен з раза как можно дальше наклониться вперед, не сгибая коленей».
Критерии оценки:
1. Высокий уровень - 3 балла - наклон вперед 6 - 12 см;
2. Средний уровень - 2 балла - наклон вперед 3- 6 см;
3. Низкий уровень - 1 балл наклон вперед 2 - 0 см и меньше.
При организации исследования важно соблюдать следующие правила:
1. диагностику нужно проводить в до обеда, в зале, приспособленном для занятий физкультурой, после тщательного проветривания;
2. одежда ребенка должна быть спортивная и облегченная;
3. при проведении тестирования дети не должны быть усталыми, соответственно, режим дня должен быть скорректирован;
4. перед диагностикой важно организовать разогревающую разминку;
5. нужно создать соответствующую спокойную обстановку, не допускать появления у ребенка негативных эмоций, лучше проводить все в игровой форме.
При проведении тестов необходимо учитывать естественное стремление ребенка показать наилучший результат: у каждого может быть по 2-3 попытки. Также желательно выдерживать достаточное время между попытками каждого теста, чтобы не допускать утомления.
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1 Описание комплексов
Главный критерий оценки гибкости — это наибольший диапазон движений, которого может достичь респондент. Дальность измеряется угловыми градусами или линейными мерами с помощью инструментов или педагогических тестов. Инструментальные методы измерения уровня гибкости:
1) механически (с помощью гониометра);
2) механико-электрический (с помощью электрогониометра);
3) оптический;
4) Рентген [14].
Электрогониометрические, оптические и радиографические методы используются для особо точных измерений подвижности суставов. Электрогониометры позволяют графически отображать гибкость и отслеживать изменения углов суставов на разных этапах движения.
Оптические методы оценки гибкости основаны на использовании фото-, кино- и видеооборудования. Рентгеновский метод позволяет определить теоретически допустимый диапазон движений, который рассчитывается на основе рентгеноструктурного анализа структуры сустава [2].
Точность оптических методов зависит от:
1) неисправности регистрирующей аппаратуры;
2) способ крепления маркеров к точкам шарнира и величина их перемещения при перемещении;
3) ошибки при анализе кинематографического и видеоматериала (визуального или компьютерного).
Самый точный оптический метод - стереоциклография, позволяющая регистрировать амплитуду движения в трехмерном пространстве.
Измерение дальности используется не только для оценки гибкости. По его результатам можно анализировать биомеханику движения.
Основные педагогические тесты для оценки подвижности различных суставов — это простейшие контрольные упражнения.
Определенное оборудование (гониометры, линейки) необходимо для выполнения определенных контрольных тестов «на гибкость». Тестирование обычно не представляет особой сложности [5].
Наклоны туловища вперед в положении сидя.
Оборудование: стенд, калибр.
Тестовая процедура. Испытуемый садится на пол или скамейку, упираясь ногами в стену, наклоняясь вперед и вниз. Педагог отмеряет метр, чтобы измерить расстояние от груди испытуемого до пола (скамейки).
Результат - показатель уровня развития гибкости. [11].
Поднимание рук вверх в положении лежа на животе.
Этот тест используется для оценки уровня гибкости верхнего плечевого пояса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ учебной, методической и научной литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы:
1. для воспитания и повышения гибкости важно методологически определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растяжку, а также правильную дозу нагрузки;
2. рекомендуется включать упражнения на гибкость в небольшом количестве в утреннюю зарядку, во вводную (подготовительную) часть занятия по физическому воспитанию, в разминку во время занятий спортом;
3. в комплекс упражнений для развития гибкости необходимо включать упражнения на расслабление, которые обеспечивают повышенную подвижность за счет улучшения способности мышц расслабляться, а значит, растягиваться;
4. упражнения, направленные на развитие гибкости, основаны на выполнении разных движений: сгибание-разгибание, наклоны и повороты, вращения и махи. Такие упражнения можно выполнять самостоятельно или с партнером, с разным весом или на простейшем тренажере: с манжетами, гирями, подушечками, на гимнастической стенке, а также с гимнастическими палками, скакалками и скакалками. Комплексы таких упражнений могут быть направлены на развитие подвижности во всех суставах с целью повышения общей гибкости без учета специфики двигательной активности;
5. выделяют следующие методы развития гибкости: метод предварительного напряжения мышц с последующим их растяжением; метод развития гибкости в сочетании с силовыми упражнениями; метод многократного растяжения; метод статического растяжения;
6. для того, чтобы иметь возможность расслаблять мышцы произвольно, необходимо развить способность замечать изменение состояния мышц, т. е. разную степень напряжения.
1. Алтер, М. Дж. Наука о гибкости / Майкл Дж. Алтер. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 423 с.
2. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта// И.С.- Барчуков М.: КноРус, 2011.- 368с.
3. Богданова, Г.П. Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: Пособие для учителя / Г.П. Богданова, В.Н Максимова – М.: Просвещение, 1986. – 220с.
4. Бурухин, С.Ф. Стречинг на уроках физической культуры / С.Ф. Бурухин, Е.В. Кулагина // Физическая культура в школе. – 2012. – №6. – С.21-22.
5. Васильев, Т.Н. Развитие двигательных качеств школьников. – М.: Физкультура и спорт, – 1967.
6. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. -- Ростов н/Д : Феникс, 2008. -- 381 с
7. Галеева, М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: учеб пособие / М.Р. Галеева. – Киев, 1980. – 56 с.
8. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
9. Годик, М.А.,Учебник для институтов физ. культ. — М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
10. Дерябина, Г.И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость и гибкость : Учеб.-метод. пособие / Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. - гл. 1 - С. 10
11. Доленко, Ф. Л. Определение гибкости тела человека / Ф. Л. Доленко // Теория и практика физической культуры. 1984. - № 7. - С. 40-42.
12. Дьяконов, В.В. Развитие двигательных качеств школьников на уроках физической культуры / В.В. Дьяконов // Сб.: Физическое воспитание и школьная гигиена (тезисы 1 Всесоюзной конференции). – М.: АПН1. СССР. – 1978. – С.14.
13. Зиновьева, А. Гибкость - сестра красоты / А. Зиновьева // Физическая культура в школе. – 1991. – №3. – С. 33-35.
14. Карасев А.В Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. - М.: Лептос, 2004. -368 с.
15. Костенок, П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта /П.И. Костенок// Физиология человека - 2007. - Т.23, № 6. - С. 65-73.
16. Лаврик, Н.Г. Методика нормирования нагрузок, направленных на повышение гибкости у мальчиков 10-13 лет на уроках физической культуры / Н.Г. Лаврик, Р.Э. Зимницкая // Мир спорта. – 2010. – №3. – С. 67-71.
17. Манько, Л.Г.Развитие гибкости у гимнасток 10-12 лет на основе сопряжённой физико-технической подготовки: дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 /Людмила Геннадьевна Манько.- Санкт-Петербург, 2015.- 189 с.
18. Москаленко, Е.А. Общая характеристика гибкости как физического качества и факторы ,влияющие на развитие гибкости / Е.А. Москаленко //Обучение и воспитание: методики и практика.- 2014. -№ 11. -С. 125-128
19. Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений. - ВЛАДОС; 2014.
20. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
21. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие /Б.В. Сермеев. - М.: Просвещение 2009.- 24с
22. Солдаткина, О.М. Развитие гибкости в ходе тренировочного процесса / О.М. Солдаткина, Ж.О. Борзилова // Фізичне виховання, спорт і культура здоров’я у сучасному суспільстві: зб. наук. праць. – Луцьк: ВНУ, 2008. – Т.3. – С. 333-336.
23. Туманян, Г.С. Гибкость как физическое качество // Теория и практика физической культуры / Г.С. Туманян, С.К. Харацидис. – 1998. – №2. – С. 48-50.
24. Укран, М.Д. Методика тренировки гимнастов. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 288 с.
25. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. М., ФиС. 2007.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты