Финансовый контроль и направления его совершенствования на современном этапе развития Республики Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Финансовый контроль и направления его совершенствования на современном этапе развития Республики Беларусь»
по дисциплине: «Финансы»
2021
45.00 BYN
Финансовый контроль и направления его совершенствования на современном этапе развития Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
1 Понятие, сущность, формы и виды государственного контроля
2 Организация финансового контроля в Республике Беларусь
3 Проблемы и пути совершенствования организации финансового контроля в Республике Беларусь
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных средств контроля в финансовой системе является финансовый контроль.
Финансовый контроль – одна из форм финансового менеджмента любого уровня. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности и достижения положительных конечных результатов работы. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.
Важность финансового контроля выражается в том, что при его осуществлении, во-первых, соблюдается установленный правовой порядок в процессе финансовой деятельности государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан и, во-вторых, экономическая целесообразность и эффективность предпринимаемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным средством обеспечения законности и целесообразности осуществляемой финансовой деятельности.
Особенностями финансового контроля являются его всеобъемлющий и универсальный характер, а также то, что его объектами являются не только деньги, но и материальные и трудовые ресурсы, поскольку товарно-денежные отношения выражаются в денежной форме.
В сфере финансового контроля находятся практически все государственные и государственные органы, предприятия независимо от формы собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений.
Актуальность данной темы заключается в том, что финансовый контроль – это контроль затрат, поэтому, в отличие от других видов контроля (экологический, санитарный, административный и др.), он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения средств, в том числе этап осмысления финансовых результатов.
1 Понятие, сущность, формы и виды государственного контроля
Финансовый контроль считается одним из основных элементов финансового управления и представляет собой особую деятельность соответствующих органов финансового управления, направленную на проверку финансовой стороны, с которой связана деятельность предприятий, организаций и учреждений, с использованием соответствующих форм и методов. Его цель заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и отраслях экономики.
Финансовый контроль исполняется законодательными и исполнительными органами власти всех ступеней, а также специально созданными учреждениями и включает:
- наблюдение за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления;
- оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов [13, c.127].
Цель финансового контроля заключается в выявлении отклонений от принятых норм и нарушений основ законности, эффективности и экономии материальных ресурсов, с тем, чтобы иметь возможность принимать корректирующие меры, в ряде случаев привлекать виновных к ответственности, получать компенсацию за причиненный ущерб и принимать меры по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
Основным содержанием финансового контроля является обеспечение качества эффективности финансово-хозяйственного управления, контроль за соблюдением финансового законодательства субъектами финансовых отношений, содействие государства единой финансовой политики, выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта [16, с. 48].
Объект финансового контроля – это прежде всего распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов. Непосредственным предметом контроля выступают различные стоимостные характеристики: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налоговые и неналоговые платежи, вклады в формирование отдельных фондов и т. д.
2 Организация финансового контроля в Республике Беларусь
Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь осуществляет оперативный финансовый контроль в Республике Беларусь.
Система финансового контроля в Республике Беларусь определена Указом Президента № 510 от 16 октября 2009 года «О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь». Указом определен перечень контролирующих органов, перечислены их полномочия [19].
Ведомственный финансовый контроль регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 352 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» (в ред. от 25.02.2013 г.) [18].
При Министерстве финансов Республики Беларусь создан Методологический совет по ведомственному контролю, который осуществляет свою деятельность на основании Положения о методологическом совете по ведомственному контролю при Министерстве финансов Республики Беларусь. Методологический совет является научно-консультативным органом по методологическим вопросам организации и осуществления ведомственного контроля министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом.
Правовой базой данного вида финансового контроля является Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» [17].
Последовательное управление организацией бухгалтерского учета в стране, а также осуществление сертификации аудиторской деятельности и лицензирования аудиторской деятельности имеет важное значение при проведении финансового контроля, осуществляемого Министерством финансов Республики Беларусь. В рамках этого министерства основную роль играет Главное контрольно-ревизионное управление Беларуси.
В соответствии с действующим законодательством основными функциями вышеуказанного подразделения являются:
- проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих бюджетные средства;
- проведение ревизий сметной документации на содержание финансовых органов, а также ревизий их деятельности по организации подготовки и исполнения бюджета, контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
3 Проблемы и пути совершенствования организации финансового контроля в Республике Беларусь
Финансовый контроль является неотъемлемой частью государственной системы, одной из важнейших функций управления страной, непременным условием нормального функционирования финансово-кредитной системы. Его основная задача – контролировать исполнение государственного бюджета и внебюджетных фондов, организовывать обращение денег, использовать кредитные ресурсы, регулировать государственный внутренний и внешний долг, государственные резервы, финансовые и налоговые льготы. В социально ориентированных экономиках приоритетное внимание уделяется своевременному и полному получению всех видов государственных доходов, использованию кредитов и привлечению средств для покрытия дефицита государственного бюджета, своевременному финансированию социальных расходов, включая оплату труда, выплаты пенсий, стипендий и других социальных выплат.
Развитие рыночных отношений не только не отменяет необходимость существования государственного финансового контроля, но и усиливает социальную ориентацию в будущем. Становясь более сложными, государственные органы подвергаются все большему числу функций по защите финансовых прав и интересов членов общества. Все развитые страны разрешили и продолжают постоянно решать проблемы совершенствования системы контрольных органов, совокупности их функций и полномочий и методов контрольной деятельности [10, c. 77].
Рыночные отношения в Беларуси сопровождаются появлением предприятий новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, изменениями принципов финансирования и кредитования, ценообразования, денежных расчетов, распределения доходов, изменением состава финансово-кредитной системы и отношений между её частями. В этих условиях появилось много новых областей финансового контроля, отсутствующих в планах надзорных органов, которым не уделялось должного внимания в системе административного управления. Была сформирована большая сфера деятельности для финансового контроля, что требует значительных изменений в существующих системах органов управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы.
1. Финансовый контроль является составной частью единого механизма государственного контроля. Его необходимость вытекает из необходимости реализации контрольной функции финансов. Эффективное функционирование предприятий, организаций и учреждений, которые в свою очередь оказывают существенное влияние на эффективность функционирования всей национальной экономики, во многом зависит от эффективности управления.
2. Оперативный финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляется Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам, Национальным банком и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь (постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1995 года № 369) указанное министерство является центральным органом финансового управления в Республике Беларусь. В функции Министерства финансов входит осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования республиканского бюджета финансовыми ресурсами; работа по совершенствованию налогового законодательства и подготовка проектов соответствующих актов; анализ влияния действующей налоговой системы на обеспечение доходной части бюджета и на финансовое состояние субъектов хозяйствования.
3. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь занимает ключевое место в системе финансового контроля. Главная задача налоговых органов-обеспечить работу единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
4. Национальный банк Республики Беларусь выполняет значительные контрольные функции. В соответствии с законодательством он, в частности, организует и осуществляет валютный контроль (как непосредственно, так и через уполномоченные банки); производит государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им лицензий на осуществление банковских операций и т. д.
1 Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З; с изм. и доп. от 4 июня 2015 г. № 268-З [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=HK0000441#load_text_none_1.
2 Бочаров, В.В. Финансы: учеб. пособие / В.В. Бочаров, В.Е. Радковская, Н.П. Леонтьев. – М.: ПИТЕР, 2014. – 312 с.
3 Бровкина, Н.Д. Контроль и ревизия: учеб.пособие / Н.Д. Бровкина, М.В. Мельник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 346 с.
4 Бюджетная политика // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin. gov.by/ru/ budgetary_ policy.
5 Вишневский, А.А. Финансовый контроль: учеб. пособие / А.А Вишневский, В.В Малахов, И.В. Сауткин. – Мн.: Акад. МВД, 2015. – 168 с.
6 Воробьев, М.К. Теория финансов: учебно-методический комплекс / Воробьев М.К. – Минск: Издательство МИУ, 2014. – 335 с.
7 Данилевский, А.Е. Финансовый контроль: основные направления развития / А.Е. Данилевский // Бухгалтерский учет. – 2017. – №24. – С. 15-18.
8 Дешко, Е. Арсенал средств налогового контроля / Е.Дешко // Налоги Беларуси. – 2018. – № 12. – С. 4-7.
9 Есин, С.О. Внутренний финансовый контроль: эффективность, практика / С.О. Есин // Проблемы управления. – 2018. – №3. – С. 153-157.
10 Есин, С.О. Общетеоретические основы финансового саморегулирования / С.О. Есин // Вестник БГЭУ. – 2019. – № 2. – С. 76-79.
11 Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2015. – 351 с.
12 Итоги работы Комитета государственного контроля за 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kgk.gov.by/ru/control-deyatelnost-ru/.
13 Ковалев, В.В. Финансы: учеб. пособие / Ковалев В.В. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2014. – 542 с.
14 Мстиславский, В.А. Ведомственный контроль: состояние и перспективы / В.А. Мстиславский // Финансы. – 2018. – № 3. – С. 46-48.
15 Налоговый Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З; с изм. и доп. от 30 декабря 2015 г. № 343-З [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=Hk0200166#load_text_none_1.
16 Нешитой, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. – М.: Дашков и К, 2015. – 512 с.
17 О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З.
18 О ведомственном контроле в Республике Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 352 (в ред. от 25.02.2013 г.).
19 О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь от 16.10.2009 г. №510 (изм. и доп. от 18 марта 2021 г. № 111).
20 Плотницкий, М.И. Финансы и кредит: учеб.пособие / М.И. Плотницкий. – Мн.: Мисанта, 2016. – 336 с.
21 Статистический сборник Республики Беларусь: стат. сборник / Нац. стат. комитетРесп. Беларусь. – Минск, 2021. – 490 с.
22 Чернюк, А. А. Формирование системы управления государственными финансами в Беларуси / А.А. Чернюк // Финансы, учет, аудит. – 2018. – № 5. –С. 59-68.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты