Технология социально-педагогической профилактики негативного влияния социальных сетей на социализацию подростков в условия учреждения общего среднего образования
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Технология социально-педагогической профилактики негативного влияния социальных сетей на социализацию подростков в условия учреждения общего среднего образования»
по дисциплине: «Технологии социально-педагогической деятельности»
2021
45.00 BYN
Технология социально-педагогической профилактики негативного влияния социальных сетей на социализацию подростков в условия учреждения общего среднего образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Технологии социально-педагогической деятельности
Организация: Средняя школа № 2 имени А.К. Флегонтова, ГУО (г. Червень)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Социальные сети как социально-педагогическое явление
1.2 Влияние социальных сетей на социализацию подростков
1.3 Направления социально-педагогической работы по профилактике негативного влияния социальных сетей на социализацию подростков
Выводы по главе I
ГЛАВА II СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Социально-педагогическая диагностика уровня вовлечения подростков в социальные сети
2.2 Формы и методы профилактики негативного влияния социальных сетей на социализацию подростков в условиях учреждения общего среднего образования
2.3 Программа социально-педагогической деятельности по профилактики негативного влияния социальных сетей на социализацию подростко
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Человек не может существовать вне общества и, живя в нем, человеку необходимо постоянно вступать в контакты с другими людьми. И главным инструментом таких взаимодействий выступает общение. Несмотря на то, что человек, погруженный в этот процесс с раннего детства, усваивает необходимые нормы и правила, набираясь опыта, все равно сталкивается с проблемами, которые мешают удовлетворить потребность в общении.
Стремительное развитие социальных сетей привело не только к появлению глобальной информационной среды, но и особых виртуальных миров, сетевых сообществ, а также своей сетевой культуры и сетевого языка. Рост количества пользователей социальными сетями в нашей стране и в мире в настоящее время делает актуальной проблему особенностей общения в социальных сетях. Все больше пользователей ежедневно подключаются ко «всемирной паутине». В связи с возрастающей компьютеризацией и интернетизацией современного общества стала актуальной проблема патологического использования социальных сетей молодыми людьми, чаще всего это касается личностей подросткового возраста.
Сегодня личности подросткового возраста предпочитают общение и налаживание отношений в пределах социальных сетей. Общение и трансляция информации подвергались структурной дифференциации системы благодаря появлению в ней обновленных элементов, т.е. условных аналогов истинных коммуникаций, в данном случае именуемых социальными сетями.
В социальных сетях общение приобретает качественно новый характер. Юноши и девушек благодаря социальным сетям могут поддерживать связь с приятелями, знакомыми на расстоянии, осуществлять новые знакомства. В подростковом возрасте, когда общение особенности важно, существует большая вероятность возникновения у юношей и девушек зависимости от социальных сетей.
Понятие «социальные сети» в современной психологии является достаточно новым. Его изучением занимались М.Б. Полтавская, В. Печенкин, М.Н. Гарченко, С.И. Козлова О.М. Шахмарова, Е.Ю. Болтага и др.
Изучением влияния социальных сетей на социализацию подростков занимались такие авторы как: А.Е. Войкунский, А.Е. Жичкина, О.П. Белинская, Ю.Д. Бабаева, Д.В. Иванов, О.Г. Филатова. Они рассматривали общение и взаимосвязь пользователей социальны сетей, а также влияние социальных сетей на личность пользователя. А проблема социально-педагогической профилактики негативного влияния социальных сетей на социализацию подростков в условия учреждения общего среднего образования является не достаточно изученной.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Социальные сети как социально-педагогическое явление
«Термин «социальная сеть» задолго до появления Интернета и собственно современных социальных сетей ввел в 1954 году социолог Дж. Барнс. Этим понятием он обозначил идею, что общество представляет собой сложное переплетение взаимоотношений. Во второй половине XX в. данное понятие стало популярным у западных исследователей» [11, с. 9].
«Социальная сеть – это онлайновый сервис, позволяющий объединять людей по определенному принципу, предоставляя им удобные инструменты общения и самовыражения. В обыденном значении социальная сеть определяется как сообщество людей, знакомых между собой и связанных общими интересами, общим делом и т.д. В Интернете социальная сеть – это сервис, виртуальная площадка для взаимодействия людей в группе» [4, с. 213].
Социальные сети – это поле, где осуществляется Интернет-общение. Российские исследователи Интернет-общения (О.Н. Арестова, В.А. Астафьева, Е.П. Белинская, С.В. Бондаренко, А.Е. Войкунский, К.Е. Кузьмина, О.К. Тихомиров) выделяют несколько форм общения в Интернете, и соответственно, разделяют способ, средства общения по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средствами общения считаются чаты и их аналоги; наименее интерактивными – электронная почта, гостевые книги, форумы и телеконференции. Общение на форумах и посредством электронной почты происходит в режиме отсроченного ответа (офлайн), в отличие от чата, где люди общаются в режиме реального времени (онлайн).
«Социальные сети – это такой способ коммуникации, при котором контакт между людьми опосредован компьютером, включенным в сеть, а все взаимодействия осуществляются в пространстве виртуальной реальности» [7, с. 13].
«Общение в социальных сетях обладает рядом особенностей, коренным образом отличающих его от реального общения. Прежде всего, это предельно упрощенный характер общения в интернет-чатах. Об этом свидетельствуют отказ от заглавных букв, знаков препинания, использование большого количества остроумных сокращений, широкое использование разговорно-обиходной лексики. Появляются новые формы выражения эмоций: использование заглавных букв для обозначения крика, вербальное описание эмоциональных состояний в скобках» [17, с. 76].
В работе Е.И. Изотовой рассматриваются следующие характеристики общения в социальных сетях: «анонимность – возможность не раскрыть свое имя; невидимость; ощущение безопасности. Сведенья о партнере по общению подросток получает из анкет, которые не могут быть реалистического представления. Вследствие этого является безответственность и безнаказанность в сети; ограниченные сенсорные переживания, трудность выражения эмоций. В социальных сетях теряют свое значение невербальные средства общения, которые в реальном общении являются основными» [13, с. 107].
ГЛАВА II СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Социально-педагогическая диагностика уровня вовлечения подростков в социальные сети
За последнее десятилетие информационно-компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современной подростковой субкультуры, оказав на нее существенное влияние. Стремительное развитие компьютерной техники и интенсивность процесса информатизации обуславливают необходимость рассмотрения возрастных и социально-психологических аспектов данной проблематики в более широком социокультурном контексте. Личности подросткового возраста проводят большое количество свободного времени в социальных сетях. Это было выявлено в результате проведенного теоретического анализа статей и другой литературы по теме исследования в предыдущей главе. В этой связи особый интерес представляет изучение влияния социальных сетей на социализацию подростков.
Цель исследования: выявить степень зависимости и от социальных сетей у личностей подросткового возраста и проанализировать аспекты влияния на процесс социализации подростка.
Этапы экспериментального исследования:
– выбор методов, методик и инструментария исследования;
– сбор эмпирического материала о степени проявления зависимости от социальных сетей в подростковом возрасте;
– разработка программы социально-педагогической деятельности по профилактики негативного влияния социальных сетей на социализацию подростков.
База исследования: ГУО «Средняя школа № 2 имени А.К. Флегонтова» г. Червень
Описание выборки исследования: 30 подростков, учащихся 8-9 классов.
Методики исследования:
1. Для выявления степени интернет-зависимости применялся «Тест на интернет-аддикцию» (зависимое поведение) для подростков (в модификации И.А. Коныгиной).
По данным методики выявляются следующие психологические особенности интернет-зависимости:
– общая характеристика включенности подростков в компьютерную игровую деятельность и зависимость от сети «Интернет»;
– жанровые предпочтения подростков в области компьютерных игр и целевое использование сети «Интернет».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальные сети – это интернет-площадка, на которой объединяются социальные позиции, для создания и поддержания межличностных связей посредством различных инструментов общения и самовыражения. Пользователи социальных сетей, различающихся интенсивностью активности в виртуальном пространстве, характеризуются разной степенью общительности, самоконтролем, тревожностью и другими особенностями. С увеличением стажа использования социальных сетей у пользователей может наступить зависимость от социальных сетей, которая является проявлением наивысшей степени вовлеченности в социальные сети.
В работе выделены следующие факторы влияния социальных сетей на социализацию подростков: особенности виртуального пространства, особенности взаимодействия в сети, возрастные особенности (повышение саморегуляции, контроль проявлений эмоций и коммуникативного контроля), наличие коммуникативных барьеров и затруднений, степень активности в социальной сети. Вовлеченность в социальные сети может привести к возникновению психологической зависимости. Самой важной проблемой социальных сетей является то, что они оказывают негативное влияние на социализацию подростков, Социальные сети содействуют вытеснению реального общения, реальное общение замещается виртуальным.
Профилактика негативного влияния социальных сетей на социализацию подростков на современном этапе в учреждениях общего среднего образования осуществляют: социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель. В настоящее время в школе формируется комплекс выступлений, тренингов, информационных сообщений, посвящённых данной тематике. Профилактика негативного влияния социальных сетей на социализацию подростков в учреждениях общего среднего образования осуществляется с учетом следующих направлений: на уровне информационной подготовки педагогов, родителей и обучающихся; на уровне повышения правовой компетентности подростков и их родителей о последствиях зависимости от социальных сетей; на уровне средств массовой информации и т.д.
В результате проведенного эмпирического исследования было установлено, что среди подростков наиболее популярны социальные сети. Данный показатель составил 42% и является характерным для подростковой среды. В настоящее время технологии позволяют каждому человек, в том числе и подростку находится в сети online постоянно. Подростки осуществляют коммуникативную деятельность в основном в Интернете, поэтому для них важно быть все время «на связи», чтобы не пропустить ничего интересного. Социальные сети являются для подростков основным каналом распространения информации.
1. Агеева, Н.А. Особенности Интернет-зависимых личностей / Н.А. Агеева // Вестник РУДН. – 2007. – № 1. – С. 67-79.
2. Алиев, Н.В. Особенности зависимости от интернета в юношеском возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008223.
3. Аминов, С.Р. К вопросу об интернет-зависимости от социальных сетей у студентов г. Сургута: опыт социологического исследования / С.Р. Аминов // Российский экономический. – 2021. – № 1. – С. 101-107.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2003. – 385 с.
5. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению / А.В. Батаршев. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 336 с.
6. Бессонова, В.В. Педагогические основы повышения уровня развития коммуникативного поведения старшеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук / В.В. Бессонова. – М., 2002. – 25 с.
7. Богомолова, Е.И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета: автореф. дис … канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.И. Богомолова. – Краснодар, 2015. – 20 с.
8. Бодалев, А. А. Психология общения: избр. психологические труды / А.А. Бодалев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 256 с.
9. Войскунский, А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях / А.Е. Войкунский, А.С. Евдокименко, Н.Ю. Федунина // Вестник Московского университета. – 2013. – № 1. – С. 66-83.
10. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., 2002. – C.120-121.
11. Жичкина, А. Взаимосвязь идентичности в Интернете пользователей юношеского возраста: автореф. дис. канд.психол. наук / А. Жичкина. М.: МГУ, 2002. – 18 с.
12. Жмырко, К.С. Особенности общения подростков посредством интернета / К.С. Жмырко // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1333-1335.
13. Изотова, Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора / Е.И. Изотова // Мир психологии. – 2010. – №3. – С. 102-111.
14. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 321 с.
15. Котляров, А.В. Другие наркотики / А.В. Котлярова. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
16. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2005. – 422 с.
17. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Академия, 2000. – 144 с.
18. Первушина, В.Н. Особенности коммуникации в киберпространстве / В.Н. Первушина // Вестник ВГУ. – 2017. – № 2. – С. 59-71.
19. Полтавская, М.Б. Социально-психологические особенности интернет-общения школьников / М.Б. Полтавская, М.Н. Гарченко, С.И. Козлова // Начальная школа / 2014. – № 10. – С. 12-14.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с.
21. Сяткина, В. С. Саморегуляция в юношеском возрасте / В. С. Сяткина // актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2018. – № 1. – С. 210-214.
22. Тончева, А.В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости / А.В. Тончева // Науковедение. – 2012. – № 4. – С. 1-5.
23. Фролова, О.В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста / О.В. Фролова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2009. – № 2. – С. 159-164.
24. Чумакова, В.А. Психологические особенности интернет-коммуникаций в социальных сетях / В.А. Чумакова // Молодой ученый. – 2013. – № 3 (50). – С. 451-453.
25. Шахмарова, О.М. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности / О.М. Шахмарова, Е.Ю. Болтага // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 1002-1008.
26. Эриксон, Э.Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2005. – 345 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты