Технология социально-педагогической деятельности с детьми в социально-опасном положении
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Технология социально-педагогической деятельности с детьми в социально-опасном положении»
по дисциплине: «Технологии социально-культурной деятельности»
2021
45.00 BYN
Технология социально-педагогической деятельности с детьми в социально-опасном положении
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Технологии социально-культурной деятельности
Организация: Стружская средняя школа, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ОКАЗАВШЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1 Понятие современной семьи
1.2 Характеристика детей, находящихся в социально-опасном положении
1.3 Практика социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.1 Организация и методы исследования особенностей семей, оказавшихся в социально-опасном положении
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации социальному педагогу по сопровождению несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что семья как ячейка общества испытывает значительные трудности, связанные с усилением расслоения семей по уровню дохода, с ростом числа разводов, внебрачных семей, разрушением традиционной структуры семьи, изменением старых общепринятых норм поведения, взаимоотношений между родителями и детьми, изменениями установок на воспитание детей. Растет количество семей в социально-опасном положении, семей «группы риска», темпы роста количества детей, оставшихся без попечения родителей, увеличиваются. Согласно данным Белстата, численность детей сирот и оставшихся без попечения родителей, находящихся на усыновлении, в Беларуси неуклонно растет. Всего на 31.12.2018 в Беларуси насчитывается более 34 тыс. детей-сирот; более 24 тыс. детей, находящихся в социально опасном положении. По состоянию на 1 октября 2018 года в адрес органов опеки и попечительства направлено 3 249 информаций о семейном неблагополучии. По информации ОВД органами опеки и попечительства 718 несовершеннолетних признано находящимися в социально опасном положении.
Функционирование семьи как социального института обусловлено степенью нахождения равновесия с окружающей средой. Любое нарушение этого равновесия, вызванное обстоятельствами социальной среды, порождает необходимость изменений в построении и жизненных функциях семьи. В случае невозможности самостоятельной реализации собственных функций, возникает необходимость в помощи со стороны специалистов. Такую помощь может оказать социальный педагог. В связи с этим становится актуальным изучение проблемы взаимодействия социального педагога с семьями в социально-опасном положении.
Деятельность социального педагога в составе социально-педагогической и психологической службы в учреждениях (СППС) общего среднего образования организуется в соответствии со ст. 96 Кодекса Республики Беларусь об образовании и постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования». Целью деятельности СППС является содействие социальной адаптации обучающихся и оптимизация образовательного процесса. В задачи службы входит обеспечение социально-педагогической поддержки и оказание психологической помощи участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты их прав и законных интересов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ОКАЗАВШЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1 Понятие современной семьи
Изучение такого социального института как семья началось еще в глубокой древности. На протяжении всего периода изучения данного феномена и до сегодняшнего дня ученые не пришли к однозначной оценке семейных ценностей и характеристик. Это связано с тем, что семейный институт претерпевает постоянные изменения, которые связаны с преобразованиями в общественной и экономической жизни. Неоспоримым остается лишь тот факт, что семья является основой любого общественного строя и имеет наибольшую значительность воспитании и формировании здорового общества.
Самое широкое и точное определение понятию «семья» дал исследователь Н.Я. Соловьев. По его определению, семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [20, с. 31]. Ядром семьи являются супруги, между которыми создаются определенные взаимоотношения.
Другой ученый психологи Л.Д. Шнейдер отмечает, что семейные отношения – «это сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания» [24, с. 93].
Проблемы развития современной семьи рассматривали отечественные психологи: Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, Ю.Е. Алешина, Е.Г. Силяева, Л.Д. Шнейдер, Н.Ф. Федотова, А.В. Шавлов и др.
Многие исследователи придерживаются мнения, что на формирование семьи и семейных ценностей значительно повлиял переход современного общества к новым экономическим отношениям. Бесспорным остается тот факт, что все качественные изменения социальной жизни оказывают непосредственное влияние на семью, семья «прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью» [13, с. 57]. Это позволяет говорить о том, что «представление о семье все больше уходит от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, а все более приближается к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей» [6, с. 90].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.1 Организация и методы исследования особенностей семей, оказавшихся в социально-опасном положении
Цель эмпирического исследования: выявить особенности семей, оказавшихся в социально-опасном положении.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
– на первом этапе подбирались методы и методики исследования, выборка исследования;
– на втором этапе проводилось изучение особенностей стратегий семейного воспитания и диагностика реализации потребностей в саморазвитии у подростков из семей в социально-опасном положении с помощью тестирования;
– на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ результатов исследования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Тест «Стратегия семейного воспитания» Н.М. Рухленко. Назначение методики: выявление стратегий семейного воспитания.
Методика представляет собой опросный тест, включающий в себя 10 вопросов с предложенными вариантами ответов (А, Б, В, Г). Родителям предлагается из четырех вариантовыбрать наиболее предпочтительный вариант. С помощью методики могут быть выявлены следующие типы семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
2. Методика «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» (Н.П. Фетискин). Назначение методики: диагностика реализации потребностей в саморазвитии подростков из семей в социально-опасном положении. Шкалы методики:
1) активно реализует свои потребности в саморазвитии;
2) отсутствует сложившаяся система саморазвития;
3) саморазвитие на данный момент остановилось.
База исследования: ГУО Стружская средняя школа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья является важнейшим институтом общества, который исследовался и продолжает исследоваться на протяжении всей истории своего существования. В настоящее время в связи с экономическими и социальными преобразованиями семья также претерпевает значительные изменения. Однако во все времена хорошая семья – важнейшая предпосылка для воспитания и развития полноценного ребенка.
Основная разница между детьми из группы риска состоит в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов, но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они либо не могут их осознать, либо не видят выхода из сложной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают крайне негативные факторы, но очень часто не находят другой помощи и сочувствия, но помощь, оказанная в нужное время, могла поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности и изменить его изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.
В практике работы социального педагога различные социально-педагогические технологии воздействия на родителей, на характер внутрисемейных отношений. В своей профессиональной деятельности социальному педагогу приходиться выполнять разные социальные роли. Работа социального педагога с семьей в социально-опасном положении включает оказание семье образовательной, психологической, посреднической помощи. Взаимодействие социального педагога с семьей в социально-опасном положении направлено на профилактику социального сиротства с целью сохранения ребенка в кровной семье. Семьи в социально-опасном положении зачастую не осознают свои проблемы, не обращаются в социальные службы за помощью и порой негативно относятся к помощи социального педагога, так как характеризуются повышенной недоверчивостью к окружающим людям. Социальный педагог в процессе работы с семьей в социально-опасном положении сталкивается с проблемой установления доверительных отношений с равнодушными, конфликтными или молодыми родителями, а также скрывающими семейное неблагополучие.
1. Аббасова, А. А. Роль социального педагога в работе с неблагополучной семьей / А. А. Аббасова. – 2009. – № 2. – С. 81-86.
2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М., 1993. – 175 с.
3. Алмазов, Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. – Свердловск : УрГУ, 1986. – 150 с.
4. Андреева, Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
5. Бедулина, Г.Ф. Современные формы работы с детьми и семьями находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 9. – С. 19-24.
6. Борисова, О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений / О.Н. Борисова // Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки. – Калининград, 1979. – С. 88-94.
7. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю. В. Василькова. – М. : Академия, 2002. – 160 с.
8. Гостева, А. Ю. Особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучными семьями в СОШ / А. Ю. Гостева. – 2014. – № 4. – С. 940-943.
9. Дивицина, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н. Ф. Девицина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 287 с.
10. Добрович, А. Милые бранятся…/ А. Добрович, О. Ясицкая. – М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с.
11. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружини. – СПб.: Питер, 2008. – 104 с.
12. Истратова, О. Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема / О. Н. Истратова // Известия ЮФУ. – 2013. – № 10. – С. 115-119.
13. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
14. Кулясова, Ю. А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю. А. Кулясова. – 2014. – № 2. – С. 804-806.
15. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М. : Сфера, 2004. – 480 с.
16. Орел, В. И. Здоровье дезадаптированных детей и сути совершенствования медико-социальной помощи в современных условиях / В. И. Орел, В. М. Середа. – 2006. – № 1. – С. 23-27.
17. Орлов, А.Б. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи / А.Б. Орлов // Психолог в детском саду. – 2010. – №2-3. – С. 182-187.
18. Рашитова, Л. С. Социально-психологические особенностей семей дезадаптированных подростков // Психологические проблемы современной семьи : сборник тезисов VI-ой Междунар. научн. конференции. – М., 2015. – С. 770-773.
19. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие / Е.Г. Силяева. – М.:ACADEM’A, 2002. – 192 с.
20. Соловьев, Н. Я. Брак и семья сегодня / Н. Соловьев. – Вильнюс: Минтис, 1977. – 256 с.
21. Торохтий, В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учебное пособие для академического бакалавриата / В.С. Торохтий. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 488 с.
22. Федотова, Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания / Н.Ф. Федотова // Вопросы психологии. – 1983. – №5. – С. 87-94.
23. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
24. Шнейдер, Л.Д. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Д. Шнейдер – М.: Апрель-пресс, 2000. – 512 с.
25. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга. – М. : Дрофа, 2007. – 254 с.
26. Эйдемиллер, Е.Г. Психология и психотерапия семьи / Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – С-Пб.: ПИТЕР, 1999. – 656 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты