Финансы в системе экономических отношений, их предназначение и функции
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Финансы в системе экономических отношений, их предназначение и функции»
по дисциплине: «Финансы»
2021
45.00 BYN
Финансы в системе экономических отношений, их предназначение и функции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты финансов
1.1 Понятие финансов и условия их возникновения
1.2 Функции финансов
1.3 Взаимосвязь финансов с экономическими категориями
2 Анализ финансов Республики Беларусь на современном этапе
2.1 Сущность государственной финансовой политики
2.2 Анализ финансов Республики Беларусь
3 Совершенствование финансовой политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Финансы играют огромную роль в структуре рыночных отношений и национальных механизмов регулирования. Они являются неотъемлемой частью рыночных отношений и важным инструментом реализации национальной политики, поскольку люди еще не предложили более эффективного средства управления страной, чем управление капиталом. Регулируя и направляя денежные потоки, государство формирует денежные фонды, которые затем используются на социальные нужды, перераспределяет стоимость валового национального продукта и стимулирует или, в свою очередь, сокращает деятельность в определенных областях управления. Вот почему сегодня как никогда важно понять природу финансов, получить глубокое представление об особенностях их деятельности и понять, как максимально использовать их для содействия эффективному развитию общественного производства.
Отечественные и зарубежные финансисты неоднократно указывали на неэффективность бюджетно-налоговой системы в устных выступлениях и научных статьях. Недостаточная эффективность особенно проявляется в неспособности органов власти всех уровней обеспечить население гарантированными государством льготами, неспособности бюджетных учреждений предоставлять комплексные средства (независимо от того, не исполнена или перевыполнена часть доходов бюджета), неспособности предоставлять услуги по собственному заимствованию, стремительном увеличении количества кредиторской задолженности, а также отсутствии прозрачности и полного контроля за финансовыми операциями между депутатским корпусом и обществом в целом. Эти и другие негативные характеристики бюджета и фискальной системы страны, в частности, связаны с тем, что в этой сфере общественных отношений не проводилось никаких реформ, а основные принципы ее функционирования - принципы командования и управления – остаются неизменными [4].
Поэтому данная тема актуальна, прежде всего, по социальной ценности самих финансовых отношений. Сегодня финансовые вопросы, безусловно, волнуют каждого, потому что все, что происходит в сфере финансовой деятельности, тесно связано с личным благополучием каждого. Сегодня темами, обсуждаемыми не только в правительственном мире, но и среди обычных граждан, являются прибыль и налоги, социальное страхование и пенсионные взносы, цены на акции и облигации, формы производства и инвестиций, а также социальные сферы.
1 Теоретические аспекты финансов
1.1 Понятие финансов и условия их возникновения
Впервые термин «финансы» (от лат. financia – платеж, доход) возник в XIII–XV вв. в Италии. Со временем он стал применяться в более широком смысле как совокупность публичных доходов и расходов. Далее появился термин «публичные финансы», определяющий государственные доходы и расходы.
Существует два взгляда на историю возникновения финансов. Основное различие заключается в том, что временные параметры возникновения товарно-валютных отношений достаточны для удовлетворения возникновения финансовых отношений и масштабов их возникновения.
Первая точка зрения состоит в том, что финансы и возникновение государства происходят одновременно, и общество расслоено на классы, но в то же время оно не представляет собой отдельную категорию экономических отношений. Первоначальной формой финансов были государственные финансы [8].
Смысл второй точки зрения состоит в том, что возникновение финансов в истории характеризуется развитием, укреплением и расширением товарно-валютных отношений, а также усилением и расширением государственных функций. Эти стандарты были разработаны в эпоху свободной конкуренции. Началом финансовых отношений является создание избыточных продуктов в производственной сфере и их последующее распределение. Появление государственных финансов – это новый исторический этап финансового развития.
Рассмотрим основные периоды развития финансовых отношений.
1 Финансы появились в позднем Средневековье как отдельная экономическая категория. В шестнадцатом веке появилось слово «финансы», производное от латинского «finish», что означает конец, судья, принц и король, который положил конец денежным отношениям между населением и страной.
2 В семнадцатом и восемнадцатом веках произошло формирование финансовой системы. Существуют различия в финансовых ресурсах стран и их глав государств. В это время появились такие понятия, как государственные финансы, национальный бюджет и государственный кредит.
3 В условиях капитализма (девятнадцатый век) финансы стали выражать экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. В это время процесс формирования и использования национального валютного фонда осуществлялся под строгим контролем.
2 Анализ финансов Республики Беларусь на современном этапе
2.1 Сущность государственной финансовой политики
В зависимости от складывающейся в стране ситуации государство своей деятельностью оказывает воздействие на различные сферы экономики, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику, в том числе финансовую.
Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций.
Содержание финансовой политики определяется единством трех основных звеньев [4]:
- выработка научно обоснованных концепций развития финансов;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Основной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества.
Задачами финансовой политики являются:
1 обеспечение условий для формирования максимально возможного объема финансовых ресурсов;
2 установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
3 организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4 выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5 создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
3 Совершенствование финансовой политики Республики Беларусь
Низкие темпы экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности различных секторов национальной экономики, необходимость поддержки определенных групп населения и ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики – все это указывает на необходимость поиска путей совершенствования бюджетной политики.
Решение экономических проблем Беларуси заключается в проведении рыночных реформ. В Республике фаза стабилизации до принятия более агрессивных мер была отложена [18].
В современных условиях использование административного ресурса неэффективно. Экстенсивные производственные факторы почти исчерпали себя. В настоящее время ставка должна быть сделана на стимулирование экономической инициативы и деятельности хозяйствующих субъектов. Основой современной финансовой политики является признание свободы корпоративной деятельности, внедрение различных форм управления, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, основанной на разумном сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.
Переход к рыночному механизму управления объективно означает финансовую либерализацию. В случае серьезной экономической нестабильности в нашей стране отказаться от системы управления невозможно. В то же время желание участвовать в различных экономических альянсах выдвинуло определенные требования к финансово-экономической системе нашей страны.
При реформировании финансового сектора правительство должно укреплять основы финансовой системы – отчетность, законодательную базу, соглашения о соблюдении, процедуры раскрытия информации и новые структуры регулирования и контроля. Прямое вмешательство государства должно быть заменено соответствующим законодательством, правилами и положениями.
Поэтому Беларусь активно участвует в региональных экономических союзах, таких как Евразийское экономическое сообщество, и необходимо реформировать налоговую систему. Основным направлением совершенствования налоговой политики Республики является снижение налоговой нагрузки [13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Финансовая политика – это особая сфера деятельности государственных органов. Она является неотъемлемой частью общей экономической политики. Финансовая политика на каждом конкретно взятом этапе должна соответствовать целям развития экономики и общества. При выработке финансовой политики необходимо учитывать исторические особенности развития государства, специфику внутренней и внешней обстановки в стране, проводить увязку существующих потребностей с имеющимися возможностями.
На начальном этапе становления суверенной Беларуси финансовая политика имела ряд недостатков. В первую очередь деятельность государства была направлена на решение сиюминутных потребностей в ущерб стратегическим задачам. Это сопровождалось такими негативными явлениями, как рост темпов инфляции, увеличение дефицита государственного бюджета, рост государственного долга.
Анализ структуры и динамики государственного бюджета как ключевого элемента финансовой системы государства показал, что на протяжении последних лет наблюдается увеличение доходов государственного консолидированного бюджета. Вместе с тем наблюдается также значительное увеличение расходов консолидированного бюджета. По прогнозам 2021 год отметится дефицитом государственного бюджета.
Основная доля доходов консолидированного бюджета (85,3%) сформирована за счет налоговых поступлений. За 2020 год в бюджет поступило 33 512,2 млн руб. налоговых доходов. Наибольший удельный вес в сумме налоговых поступлений в 2020 году занял налог на добавленную стоимость (37,3%), поступления которого увеличились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 3,2 п. п. годом или на 0,8% в реальном выражении. В структуре консолидированного бюджета 57,9% составляют доходы республиканского бюджета и 42,1% – собственные доходы местных бюджетов.
Расходы консолидированного бюджета в январе-декабре 2020 года профинансированы в сумме 41 979,6 млн руб. (на 16,6% выше уровня января декабря 2019 года в номинальном выражении, на 5,9% – в реальном). За январь-декабрь 2020 года расходы на общегосударственную деятельность профинансированы в сумме 12 218,5 млн руб. и составили 29,1% от общей суммы расходов консолидированного бюджета.
1 Бабич, Д. С. Налоговая политика Республики Беларусь и направления ее совершенствования / Д. С. Бабич // Актуальные проблемы налоговой политики. – 2020. – С. 8-10.
2 Боди, З. Финансы: Учебное пособие. Пер. с англ. / З. Боди. – Киев: Вильямс, 2018. – 584 с.
3 Большаков, С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2019. – 365 с.
4 Беларусь в цифрах 2020: статистический справочник / редкол.: И.В. Медведева [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. – 72 с.
5 Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 16.07.2008, № 412-З: в редакции Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2014 г. № 225-З //Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.01.2015 2/2223.
6 Лобай И.В. Анализ состава и структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь / И.В. Лобай, М.П. Самоховец / Полесский государственный университет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sci-article.ru/stat.php?i=1588251916.
7 Макроэкономика: Учеб.пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. 2–е изд., перераб. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 214 с.
8 Нехай, М.Ю. Особенности государственного управления финансовой системой Республики Беларусь / М. Ю. Нехай // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». – 2017. – №22. – С. 150-151.
9 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2018/yd2018.pdf.
10 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf.
11 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2020/yd2020.pdf.
12 Основные направления совершенствования бюджетной и налоговой политики в Республике Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/330598158_Osnovnye_napravlenia_soversenstvovania_budzetnoj_i_nalogovoj_politiki_v_Respublike_Belarus.
13 Рахимов Т.Р., Жданова А.Б. Денежное обращение, финансы и кредит: учебное пособие / Т.Р. Рахимов, А.Б. Жданова, В.В. Спицын; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 193 с.
14 Республика Беларусь 2020: статистический ежегодник / редкол.: И.В. Медведева [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. – 436 с.
15 Седина А.О. Дефицит бюджета РФ и способы его преодоления // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. 51 Науч. Конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. I. М.: РИОР, 2013г. — С. 132-135.
16 Сорокина Т.В. Государственный бюджет: учеб. / Т.В. Сорокина – Минск: БГЭУ, 2012. – 618 с.
17 Сорокина Т.В. Краткий конспект лекций по курсу «государственный бюджет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/S5ntx.
18 Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: учеб.-метод. комплекс / Л.М. Тетерина, Т.И. Бохан. – Минск: МИУ, 2018. – 220 с.
19 Финансы организаций / Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/finansy-organizatsiy/.
20 Финансовый словарь проекта «Финам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.finam.ru/dictionary.
21 Фролова Т.А. Экономическая теория: конспект лекций / Т.А. Фролова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. [Электронный ресурс] / Электронная книга. – Минск, 2018. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m202/16_2.htm.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты