Изучение родительского отношения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Изучение родительского отношения»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Изучение родительского отношения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные результаты родителей теста-опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты опросника «Взаимодействие родитель-ребёнок» Марковской М.М.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Родительское отношение как предмет психологического исследования
1.2 Особенности взаимодействия родителей и подростков
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты методики диагностики родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столина)
2.3 Результаты методики «Взаимодействие родитель – ребенок» (И.М. Марковской)
2.4 Рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Качественные характеристики детско-родительских отношений являются важным фактором, который оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка. В процессе семейного взаимодействия развиваются познавательные способности ребенка, формируется его личность, самооценка, овладение морально-этическими нормами, моделями поведения, выбор и освоение социальных ролей и др. Родители для ребенка выступают как заботливые воспитатели, обеспечивающие его безопасность, и как агенты социализации, ответственные за обучение его автономии.
Ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью, с одной стороны, а с другой, ребенок является объектом воспитательного и педагогического влияния и воздействия со стороны родителя. Семья играет одну из самых важных ролей в интеграции ребёнка в общество, в адаптации ребёнка к окружающему миру. Важным для становления личности ребёнка является стиль взаимодействия взрослых друг с другом, способы обращения взрослых с самим ребёнком.
Феномен детско-родительских отношений рассматривали многие зарубежные (Дж. Боулби, У. Бион, Р. Кэмпбелл, Э. Фромм, Г.Т. Хоментаускас, М. Кляйн и др.) и отечественные (Г.В. Бурменская, А.Я. Варга, И.М. Марковская, М.В. Назарова, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.) психологи. В работах ученых рассматриваются особенности отношения между детьми и родителями, особенности восприятия детьми родителей и семьи, как организма, в целом.
Цель исследования: выявление особенностей родительского отношения.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме особенностей родительского отношения в современной психологии.
2. Выявить особенности родительского отношения.
3. Разработать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений.
Объект исследования: родительское отношение.
Предмет исследования: особенности родительского отношения.
Методы исследования:
– Теоретический анализ литературы.
– Психологическое тестирование (Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, методика «Взаимодействие родитель – ребенок» (И.М. Марковской)).
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Родительское отношение как предмет психологического исследования
Проблему детско-родительских отношений за рубежом изучали представители различных школ. Так, в рамках психоанализа подчеркивалась большая роль раннего опыта взаимодействия матери и ребенка.
В работах З. Фрейда прослеживается идея о неизбежности отделения детей от родителей, что служит основой для успешной социальной адаптации ребенка. Психоаналитик показал значимость ненависти и любви к родителю определенного пола, чувств ребенка по отношению к отцу, идентификации с родителем своего пола и т.д. [28].
К. Хорни писала о том, что характер детско-родительских отношений отражается на эмоциональной сфере ребенка. Использование родителями отвергающих стилей детско-родительских отношений, способно закрепить чувство тревоги у ребенка. Такое поведение родителей приводит к дисбалансу реального и идеального «Я» у ребенка, что порождает напряженность, беспокойство, неуверенность в себе [32].
Ключевой аспект, на котором выстраиваются детско-родительские отношения, согласно Д. Боулби, представляет собой привязанность ребенка к матери. В семьях, где имеется надежная привязанность, ребенок ощущает тесный эмоциональный контакт и чувство безопасности. Если мать проявляет холодное отношение к ребенку, то на этапе подросткового кризиса наблюдается часто девиантное поведение в различных его формах [2].
По мнению Д. Боулби, с возрастом привязанность к матери не утрачивается, а приобретает качественно новый характер. Если в младенческом возрасте для ребенка важнее был телесный контакт с матерью, то в более взрослом возрасте сохраняется потребность в психологической защите, в доверительных отношениях общении, эмоциональной поддержке, гибком материнском отношении [2].
У ребенка, который не получает ласки матери, может сформироваться эмоциональная бесчувственность. Под данным термином Д. Боулби понимал «неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений» [2, с. 59]. Потому материнская забота является важным условием эмоционального благополучия ребенка.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
2.1 Организация и методика исследования
Согласно цели нашего эмпирического исследования изучались особенности родительского отношения.
Исследование проходило в несколько этапов:
1. Мотивационный этап
2. Диагностический этап.
3. Этап обработки данных.
4. Интерпретационный этап.
В исследовании принимали участие 25 детей подросткового возраста, а также их родители.
Исследование проходило на базе ________.
Для изучения особенностей родительского отношения был использован следующий диагностический инструментарий: Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, Методика «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВРР) (И.М. Марковская). Диагностический инструментарий был подобран исходя из цели исследования.
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Назначение: выявление родительского отношения. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет. Опросник содержит 61 вопрос, на который необходимо ответить согласием или несогласием. Шкалы методики: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
2. Методика «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВРР) (И.М. Марковская). Цель: изучение взаимодействия между родителями и подростками.
Данный опросник включает в себя 10 шкал. Опросник состоит из 60 вопросов, отвечая на которые нужно оценить степень своего согласия по 5-ти бальной системе: от «нет (абсолютное несогласие)» (1 балл) до «несомненно, да (очень сильное согласие)» (5 баллов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников по проблеме исследования родительского отношения показал, что детско-родительские отношения – это особое взаимодействие между ребенком и родителями, основанное на эмоциональной связи, обусловленное возрастом ребёнка и личностью родителей. В их основе лежат: привязанность ребенка к матери, внутренняя позиция ребёнка в детско-родительских отношениях, чувств родителей к ребенку, поведенческие стереотипы. Факторами детско-родительских отношений выступают: личностные особенности родителей и детей, возраст и пол обеих подсистем, культурный и образовательный уровень родителей, а также степень и уровень психологической компетентности, эмоциональная атмосфера в семье, средства воспитания, используемые по отношению к ребенку, отношение ребенка к родителям, его активность во взаимодействии с ними. В процессе детско-родительских отношений происходит взаимное влияние родителей и детей друг на друга.
Детско-родительские отношения рассматриваются в качестве условия развития личности подростков, так как основаны на эмоциональных связах, системе контроля и поощрений, удовлетворении базовых потребностей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, уровень их отзывчивости, контроля, требований, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние на его личностное развитие. Нарушение эмоциональных отношений в семье приводит к развитию негативных черт личности и моделям поведения, поверхностному интересу к жизни.
Изучены особенности родительского отношения. Значительной разницы в отношениях отцов и матерей не существует. Единственное, что стоит отметить, что матери проявляют больший интерес к тому, что интересует ребенка, оценивают способности ребенка выше, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком, чем отцы. Но при этом результаты и отцов, и матерей находятся на среднем уровне. Также стоит отметить, что родители требовательны к свои детям и ожидают от них высокого уровня ответственности. Но при этом к детям относятся не сурово, строгость мер, применяемых к ребенку, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми находятся на среднем уровне. Также выявлен средний уровень контролирующего поведения по отношению к ребенку. Родители адекватно воспринимают личностные качества и поведенческие проявления детей. Эмоциональная близость больше выявлена у детей с матерью, нежели с отцом. Наличие сотрудничества между матерью и детьми находится на более высоком уровне, чем с отцом. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств.
1. Бандура, А. Теория социального научения [Текст] / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 322 с.
2. Боулби, Дж. Привязанность [Текст] / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
3. Валуйкова, В.Е. Психологические аспекты понимания детерминант возникновение конфликтов в сфере детско-родительских отношениях [Текст] / В.Е. Валуйкова // Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий. – Орел, 2019. – С. 146-153.
4. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис … канд. псих. наук [Текст] / А. Я. Варга. – М., 1986. – 36 с.
5. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию [Текст] / А.Я. Варга. – М.: Когито-Центр, 2012. – 182 с.
6. Великоцкая, Т.А. Особенности детско-родительских отношений в семье в период кризисного развития: методы психологической коррекции [Текст] / Т.А. Великоцкая // Научный альманах. – 2020. – № 7. – С. 176-179.
7. Герасимчук, В.Я. Основные виды детско-родительских отношений и их характеристика [Текст] / В.Я. Герасимчук // Научные перспективы. – Астрахань, 2019. – С. 89-91.
8. Дубанова, В. А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений / В. А. Дубанова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2012. – № 5. – С. 64–67.
9. Ефремова, Н.А. Психологическое содержание Я-концепции родителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Н.А. Ефремова. – Омск, 2004. – 26 с.
10. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
11. Карнацкая, Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка / Н. В. Карнацкая // Концепт. – 2017. – № 2. – С.1-10.
12. Кириленко, И.Н. Исследование детско-родительских отношений в зарубежных научных школах: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология [Текст] / И.Н. Кириленко // Гуманизация образования. – 2018. – № 2. – С. 66-73.
13. Куземко, Л.П. Причины и способы разрешения ситуаций, возникающих в детско-родительских отношениях [Текст] / Л.П. Куземко // Инновации в образовании. – 2019. – № 5. – С. 48-51.
14. Кузьмишина, Т.Л. Манипулятивное общение между детьми дошкольного возраста и их родителями в современной семье [Текст] / Т.Л. Кузьмишина // Проблемы современного образования. – 2018. – № 3. – С. 80-89.
15. Максимова, В.И. Особенности детско-родительских отношений в семьях дошкольников [Текст] / В.И. Максимова // Российская наука: тенденции и возможности. – Москва, 2018. – С. 108-112.
16. Маматов, О. В. Семья как важнейший институт социализации / О. В. Маматов // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 865- 867.
17. Мелентьева, Е.В. Психологические особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье [Текст] / Е.В. Мелентьева // Ярославский пед. вестник. – 2014. – № 2. – С. 1-5.
18. Мид, Дж. От жеста к символу [Текст] // Американская социологическая мысль: Тексты. – М.: МГУ, 1994. – 336 с.
19. Михайленко, О.Н. Детско-родительские отношения в отечественной и зарубежной литературе [Текст] / О.Н. Михайленко // Педагогика, психология, общество: новая реальность. – Чебоксары, 2021. – С. 159-166.
20. Оллпорт, Г. Становление личности: Избранные труды [Текст] / Г. Оллпорт. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.
21. Попрядухина, Н.Г. Влияние детско-родительских отношений на выстраивание взаимных коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Г. Попрядухина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – № 2. – С. 347-350.
22. Посысоев, Н.Н. Родительская позиция как система отношений [Текст] / Н.Н. Посысоев // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 2. – С. 11-14.
23. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс; пер. М.М. Исениной. – М. : Смысл, 2006. – 365 с.
24. Световец, М. С. Влияние детско-родительских отношений в семье на становление личности подростка / М. С. Световец // Евразийский форум. – Петрозаводск, 2020. – С. 166-169.
25. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции [Текст] / А.С. Спиваковская // Семья и формирование личности: сб. научных трудов / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Изд-во НИИ ОП, 1981. – С. 38-45.
26. Сытько, Т.И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: автореф. дис. … канд. психол. наук [Текст] / Т.И. Сытько. – М., 2014. – 26 с.
27. Ткаченко, И.В. Личностно-развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология: автореф. дис. ... докт. психол. наук [Текст] / И.В. Ткаченко. – Сочи, 2009. – 58 с.
28. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности [Текст] / 3. Фрейд. – Мн.: ООО «Поппури», 1997. – 452 с.
29. Фромм, Э. Кризис психоанализа [Текст] / Пер. с англ. – СПб.: Академический проект, 2000. – 215с.
30. Харитонова, Т.И. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии [Текст] / Т.И. Харитонова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. - № 54. – С. 53-57.
31. Хоментаускас, Г. Семья глазами ребенка. Дети и психологические проблемы в семье [Текст] / Г. Хоментаускас. – М.: Рама Паблишинг, 2010. – 233 с.
32. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: [Текст] / Пер. с англ.; общ. ред. Г.В. Бурменской. – М.: ИГ «Прогресс», Издательство «Ювента», 2000. – 480 с.
33. Шевцова, И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений [Текст] / И.В. Шевцова. – М.: Владос, 2000. – 390 с.
34. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. – СПб.: Речь, 2000. – 390 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные результаты родителей теста-опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты опросника «Взаимодействие родитель-ребёнок» Марковской М.М.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты