Коррекционно-педагогическая работа по развитию внимания у младших школьников с дизартрией
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Коррекционно-педагогическая работа по развитию внимания у младших школьников с дизартрией»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Коррекционно-педагогическая работа по развитию внимания у младших школьников с дизартрией
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стимульный материал к методике «Запомни и расставь точки».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Стимульный материал к методике «Проставь значки».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Стимульный материал к методике «Найди и вычеркни».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ В ОБЩЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
1.1 Характеристика понятия внимания
1.2 Особенности развития внимания у нормально развивающихся детей и у детей с дизартрией
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Экспериментальные методики для диагностики уровня развития внимания у детей с дизартрией
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
3.1 Теоретические основы коррекционной работы, направленной на совершенствование внимания
3.2 Содержание коррекционной работы по совершенствованию внимания у младших школьников с дизартрией
3.3 Система дидактических игр, практических заданий и упражнений, направленных на развитие внимания у младших школьников с дизартрией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Познавательное развитие ребенка начинается с момента рождения. Каждый раз, встречая новый раздражитель, предмет, явление, ребенок расширяет свои знания об окружающем его мире. Восприятие ребенка трехлетнего возраста базируется на предметном содержании реальности. К началу старшего дошкольного возраста в сознании ребенка накапливается достаточно большой объем знаний и информации, требующей постоянного пополнения.
В настоящее время развитие познавательных способностей ребенка дошкольного и младшего школьного возраста – одна из ведущих проблем современного мира, обсуждаемая многими педагогами и психологами. Одним из важных составляющих успешного обучения является развитие такого процесса как внимание. К.Д. Ушинский говорил: «Внимание есть та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира». В научной литературе существуют разные подходы к определению данного понятия, но везде подчеркивается его роль для успешного освоения образовательной программы.
Говоря о детях младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, можно отметить тенденцию к росту численности таких детей в учреждения образования на сегодняшний день. У младшего школьника с речевыми нарушениями нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Наряду с речевым развитием специалисты подчеркивают важность развития и совершенствования внимания у таких учащихся, поскольку отмечаются сопутствующие нарушения как неустойчивость, недостаточный объем, невысокий уровень показателей произвольного внимания, трудности в планировании своих действий, невозможность длительной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ В ОБЩЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
1.1 Характеристика понятия внимания
Большинство исследователей в области психологии внимания сходятся во мнении, что внимание – это направленность психической составляющей личности, сознания на определенный объект, который имеет устойчивую либо ситуативную значимость для самой личности. Через внимание происходит повышение функциональных резервов сенсорных процессов, памяти и интеллектуальных способностей личности [7, с. 312].
Внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточенность на одной информации, поступающей через органы чувств при игнорировании другой.
Внимание имеет двустороннюю направленность: как на внутриличностные процессы и явления, так и предметы, и явления вовне.
Объектами внимания может быть всё, что угодно: предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Через внимание происходит положительная задержка активности и сосредоточение на том или ином явлении. Установка определяет выбор разнообразных впечатлений, процессов, событий и направленность на них психологической энергии личности.
Внимание служит для трансформации тех или иных установок импульсивного поведения и является сквозным перцептивным процессом, так как выступает только в качестве характеристики определённого вида деятельности, а не самостоятельное явление [15, с. 251].
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Экспериментальные методики для диагностики уровня развития внимания у детей с дизартрией
Несмотря на то, что клиническая картина дизартрии в рамках псевдобульбарного синдрома была описана около 100 лет назад, единственного определения этой формы речевого нарушения не существует. Одни авторы (К.А. Семенова, М.Я. Смуглин) относят к дизартрии только те формы речевой патологии, при которых нарушение звукопроизносительной стороны речи обусловлены парезами и параличами артикуляционных мышц.
Другие (Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова) толкуют понятие «дизартрия» более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в результате поражения различных уровней центральной нервной системы. В зависимости от локализации поражения клинические проявления дизартрии будут неодинаковыми.
Дизартрия – термин латинский, а в переводе означает расстройство членораздельной речи – произношения («дис» - нарушение признака или функции, «артрон» – сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [16, с. 81].
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
3.1 Теоретические основы коррекционной работы, направленной на совершенствование внимания
Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями проводится с целью оказания детям комплексной помощи и обеспечения их максимально полной социальной адаптации. Очень важно сформировать у ребенка положительное отношение к жизни, обществу, семье, учебе и труду. Эффективность коррекционных мероприятий зависит от их своевременности и взаимосвязанности. В работе всех компонентов должна присутствовать преемственность. Не менее важным условием комплексного воздействия является координация действий различных специалистов [14, с. 217].
Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста:
– комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Она должна охватывать весь перечень направлений, необходимо совместное развитие всех сторон психики, речи и моторики, а также профилактика и коррекция их нарушений;
– ранняя диагностика заболевания. Несмотря на то, что нарушения развития можно выявить уже в первые месяцы жизни, коррекционно-педагогическая работа с детьми зачастую начинается после 3-4 лет. Раннее выявление и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяет уменьшить, а в некоторых случаях и устранить последствия заболевания;
– наблюдение за ребенком в динамике текущего нарушения развития;
– тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка. Необходимо организовать окружение ребенка таким образом, чтобы оно могло достаточно эффективно стимулировать его развитие, в чем и проявляется огромная роль семьи и всего окружения ребенка [2, с. 105].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание как познавательный процесс является важным и необходимым условием осуществления эффективной человеческой деятельности, в первую очередь профессиональной и учебной и проявляется через выраженность целого ряда его свойств: устойчивости, сосредоточенности, переключаемости, распределения и объема. Объектами внимания может быть всё, что угодно: предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
В период младшего школьного возраста у ребенка с нормой в развитии произвольное внимание будет выступать обязательным условием успешной учебной деятельности. Объем увеличивается, развивается способность к распределению, улучшается устойчивость, внимание все больше становиться осознанным и контролируемым процессом. На этом возрастном промежутке произвольное внимание не сформировывается окончательно, однако претерпевает качественно новые характеристики. У детей с речевыми нарушениями, например, такими как дизартрия, по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение концентрации, переключения, распределения, объема и устойчивости внимания.
В процессе обучения и коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с дизартрией используют специально-разработанных комплекс диагностического материала. Для обследования таких особенностей внимания как объем, переключаемость, распределение, продуктивность, устойчивость у учащихся младшего школьного возраста с дизартрией применяют блок методик из книги по психодиагностике.
Конкретные способы коррекционной работы, направленной на совершенствование внимания, зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практической работы в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения.
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2010. – 145 с.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319 с.
3. Богатырева, А.В. Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи / А.В. Богатырева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №2. – С. 38-41
4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М., 2011. – 97 с.
5. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитие речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М.: Книголюб, 2004. – 254 с.
6. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2006. – 186 с.
7. Волкова, Л.С. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология дошкольников» / Л.С. Волкова. – М.: Просвещение, 2009. – 680 с.
8. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
9. Головин, С.Ю. Словарь психолога – практика / С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2011. – 967 с.
10. Добрынин, Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / Н.Ф. Добрынин // Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина. – М., 2008. – 118 с.
11. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев. – М.: Тривола, 2015. – 352 с.
12. Ерусева, О.В. Роль внимания в развитии познавательных процессов. Научные исследования в образовании / О.В. Ерусева. – М., 2009. – 298 с.
13. Жукова, Н.С. Если Ваш ребенок остается в развитии / Н.С. Жукова. – М: «Академия», 2013. – 112 с.
14. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 480 с.
15. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 512 с.
16. Миронова, С.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / С.А. Миронова. – М., 2007. – 142 с.
17. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – 2001. – 640 с.
18. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка // 28-е издание переработанное – М: Мир и образование, 2017. – 1376 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
20. Смирнова, И.А. Логопедическая работа со школьниками при дизартрии / И.А. Смирнова // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 8. – 43-57 с.
21. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. – 2014. – №4. – 64 с.
22. Федосова, О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии / О.Ю. Федосова // Логопед в детском саду. – 2005. – №2. – 36-41 с.
23. Феофилатова, К.Д. Особенности внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи / К.Д. Феофилатова // Санкт Петербургский образовательный вестник, 2017. – №3. – С. 43-45
24. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стимульный материал к методике «Запомни и расставь точки».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Стимульный материал к методике «Проставь значки».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Стимульный материал к методике «Найди и вычеркни».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты