Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
2 Виды денежно-кредитной политики и проблемы ее эффективной реализации
2.1 Передаточный механизм и виды денежно-кредитной политики
2.2 Проблемы реализации денежно-кредитной политики в условиях постоянных и гибких цен
3 Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
3.1 Цели и реализация денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016-2018 гг.
3.2 Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019-2020 гг.
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно–кредитного регулирования.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно–кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно–кредитная политика на макроуровне это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются в процессе реализации денежно–кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.
В Республике Беларусь Центральный банк называется Национальным банком Республики Беларусь и осуществляет денежно-кредитную политику в стране.
Основополагающей целью денежно–кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен. Хотя денежно–кредитная политика определяется правительством, ее проводником является Национальный банк.
Стратегическая и тактическая денежно-кредитная политика Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г., где обозначена основная цель бюджетно-финансовой, налоговой политики, политики цен и критерии достижения цели [16].
1 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны [9, с. 84].
В цивилизованной стране основными субъектами денежно-кредитной политики выступают:
- центральный банк страны и министерство финансов;
- крупнейшие коммерческие банки;
- ассоциация (союз) коммерческих банков;
- межведомственные советы по проведению денежно-кредитной и валютной политики (при правительстве страны);
- валютные и фондовые биржи, крупнейшие инвестиционные и страховые организации;
- аналитические научные центры [2, с. 457].
Особо следует выделять государственную денежно-кредитную политику, которую проводят «денежные власти страны».
В качестве ее основных направлений выделим:
- стабилизацию денежно-кредитной сферы и сохранение ее равновесного состояния;
- использование денежно-кредитных инструментов для регулирования национальной экономики.
Стратегической целью денежно-кредитной политики является обеспечение равновесия на денежном рынке как условия для устойчивого развития национальной экономики в долгосрочной перспективе. В рамках общей государственной экономической политики конечной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов совместно с мерами экономической политики снижения и поддержания стабильно низких темпов инфляции [13, с. 19].
Промежуточные цели денежно-кредитной политики связаны с состоянием самой денежно-кредитной сферы и выбором компонента регулирования, в первую очередь, ставки процента и денежной массы.
Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем и внешнем рынках.
2 Виды денежно-кредитной политики и проблемы ее эффективной реализации
2.1 Передаточный механизм и виды денежно-кредитной политики
Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику носит название «механизма денежной трансмиссии» или «денежного передаточного механизма». Механизм денежной трансмиссии показывает, каким образом изменение предложения денег (изменение ситуации на денежном рынке) влияет на изменение реального объема выпуска (ситуацию на рынке товаров и услуг).
Этот механизм может быть представлен следующей логической цепочкой событий:
1. Изменение величины предложения денег в результате проведения Центробанком соответствующей политики.
2. Изменение ставки процента на денежном рынке в результате изменения денежного предложения.
3. Реакция совокупных расходов (особенно инвестиционных расходов) на изменение процентной ставки.
4. Мультипликативное изменение объема выпуска в реальном секторе в ответ на изменение совокупных расходов.
На изменение ставки процента реагируют не только фирмы, изменяя величину инвестиционных расходов, но и домохозяйства, которые пользуются потребительским кредитом и при его удешевлении увеличивают потребительские расходы, а также иностранный сектор, увеличивающий расходы на чистый экспорт при снижении ставки процента, поскольку это ведет к снижению курса национальной валюты данной страны и делает ее товары относительно более дешевыми и привлекательными для иностранцев.
Передаточный механизм – это процесс постепенного воздействия изменений денежно-кредитной политики на промежуточные целевые параметры и, в конечном счете, на реальный сектор экономики [8, с. 157].
Представители кейнсианского направления считают механизм передачи достаточно сложным и многоступенчатым. Например, Национальный банк решил изменить свою денежно-кредитную политику. Используя его инструменты, он изменяет объем общих резервов банков и влияет на денежную массу.
3 Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
3.1 Цели и реализация денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016-2018 гг.
Основными направлениями денежно-кредитной политики, ежегодно утверждаемыми Президентом Республики Беларусь, в соответствии с действующей редакцией Банковского кодекса, являются правовые основы денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Они содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты государственной денежно-кредитной политики, а также предусматривают реализацию комплекса мер и механизмов регулирования и контроля.
Кроме того, качественная структура основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на будущий год учитывает необходимость согласованной реализации денежно-кредитных и общеэкономических целей и поэтому дополнительно включает в себя: краткое описание состояния экономики Республики Беларусь и важнейшие параметры для прогнозирования ее социально-экономического развития на следующий год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса.
Соответственно, основные направления денежно-кредитной политики разрабатываются и реализуются Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь.
В то же время их ключевым аспектом является деятельность Национального банка Беларуси, который в принципе выполняет традиционные функции центрального банка. Их реализация основана на использовании набора инструментов, базовая функциональная структура которого может быть представлена в виде набора взаимосвязанных операционных, нормативных и организационных элементов.
Этап реализации мер денежно-кредитной политики в течение года с учетом реальных экономических и монетарных тенденций осуществляется с использованием набора монетарных инструментов (в частности, проведение денежных операций; применение стандартов, регулирующих банковский сектор и платежную систему; принятие организационных мер в денежной сфере) и представляет собой конечный результат многоэтапной и скоординированной технологии функционирования системы денежно-кредитного регулирования в рамках общей системы экономического регулирования Беларуси.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под ним понимается комплекс мер, предпринятых правительством для регулирования экономики в денежно-кредитной сфере. Это часть всей макроэкономической политики.
Предпосылкой эффективной денежно-кредитной политики является наличие в стране современной банковской системы. В условиях современного экономического развития денежно-кредитная политика приобретает все большее значение, так как от ее решения во многом зависит будущее не только отдельных стран, но и мировой экономики в целом.
Денежно-кредитная политика, проводимая Национальным банком, последовательно способствует развитию всех секторов национальной экономики, достижению целей и параметров экономического и социального развития страны.
При анализе денежно-кредитной политики за 2016-2018 гг. было установлено, что почти все целевые показатели денежно-кредитной политики страны выполнялись. Однако в 2016 году фактическое значение прироста средней широкой массы составило 5 % против планового 15-20 %. В 2018 году фактическое значение составило 8,1 % против планового 9-12 %. Поставленная на 2018 г. цель по инфляции достигнута. Индекс потребительских цен по итогам 2018 года оценивается на уровне не выше 5,6%. По итогам 2016 г. инфляция составляла 10,6%. Выполнение параметра по инфляции обеспечили, с одной стороны, контроль Национального банка за денежным предложением и гибкость обменного курса белорусского рубля, с другой – сдержанная политика Правительства Республики Беларусь в области ценового регулирования.
На 2018 г. был предусмотрен прирост широкой денежной массы на уровне 9–12%. Считалось, что этого объема будет достаточно для обеспечения прогнозных темпов экономического роста. С другой стороны, такое количество денег не будет приводить к росту инфляции выше целевого уровня. Однако фактический прирост составил 8,1%.
Анализируя денежно-кредитную политику за 2019-2020 г. установлено, что в 2020 г. ставка рефинансирования снизилась с 9% до 7,75%. Наблюдаемое снижение ставки рефинансирования приводит к улучшению ликвидности (рентабельности) банков, в связи с чем они могут позволить себе выдавать более доступные кредиты населению и бизнесу. Можно отметить значительный рост наличных денег в обороте. На 2020 г. М0=4009,3, что на 301 млн. руб больше, чем в 2019 году в целом.
Средняя широкая денежная масса за 2020 г. сложилась в объеме 50,2 млрд. рублей. Относительно января-августа 2019 г. она выросла на 14,7 процента. В 2020 г. объем средней широкой денежной массы составил 51,1 млрд. рублей, увеличившись относительно 2019 г. на 15,7 процента.
1 Андрюшин, С. А. Денежно-кредитная политика в 2020 году: экспертные оценки / С. А. Андрюшин // Банковское дело. – 2020. – №. 1. – С. 10-19.
2 Галанов, В. А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Галанов В.А., - 2-е изд. - Москва :Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 416 с.
3 Горшенина, Е. В. Денежно-кредитная система государства // Экономические исследования. – 2017. – № 1. – С. 10-17.
4 Зотович, И. Г. Методы и инструменты денежно-кредитной политики / И. Г. Зотович // E-Scio. – 2020. - № 2 (41). – С. 32-40.
5 Иохин, В. Я., Ващекина, И. В. Денежно-кредитная политика: тормоз и акселератор развития / В. Я. Иохин, И. В. Вашекина // Философия хозяйства. – 2020. – №. 2. – С. 134-151.
6 Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. – № 1. – С. 3-8.
7 Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
8 Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / В.П. Климович. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 336 с.
9 Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / Г.М. Колпакова, Ю.В. Евдокимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 609 с.
10 Крук, Д. Э. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Дмитрий Крук // Банковский вестник. – 2020. – №3. – С. 42-46.
11 Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / О.И. Лаврушин. – М.: КноРус, 2018. – 256 c.
12 Лаптев, С. В. Денежно-кредитная политика как инструмент реализации задач экономического развития / С. В. Лаптев // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 1. – С. 43-49.
13 Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Беларуси / А. Левенков //Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 16-22.
14 Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
15Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 47-53.
16 Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2019 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Publications/ectendencies/rep_2019_12_ot.pdf.
17 Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
18 Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
19 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/program_ek2016-2020.pdf.
20 Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2026 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/finsector/p229_6.pdf.
21 Указ Президента Республики Беларусь 03.10.2016 № 359 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2017.pdf.
22 Указ Президента Республики Беларусь 18.12.2015 № 505 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp-2016.pdf.
23 Указ Президента Республики Беларусь 20.12.2018 № 484 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2019.pdf.
24 Указ Президента Республики Беларусь 31.10.2019 № 402 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2020.pdf.
25 Указ Президента Республики Беларусь 31.12.2017 № 470 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2018.pdf.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты