Методика совершенствования специальной выносливости спортсменов-таэквондистов на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
Курсовая работа (проект)
Введение
Современный этап развития тхэквондо характеризуется накоплением знаний в области теории и методики подготовки спортсменов различного возраста, пола, физической подготовленности и спортивной квалификации. Накоплены значительные эмпирические и теоретические знания, позволяющие конкретизировать основные положения системы многолетней подготовки спортсменов [1, 2]. В работах разных авторов рассматриваются вопросы энергетического обеспечения деятельности спортсменов, занимающихся тхэквондо; исследуются способы оценки специальной выносливости тхэквондистов, даются оценки технической и тактической подготовленности в соревновательных поединках; проблемы подготовки тренерских кадров, роль системного контроля в оценке спортивной подготовленности и соревновательной деятельности единоборцев [3, 4, 5].
В многих работах изложены концептуальные положения организации многолетней подготовки, обобщая которые можно констатировать, что этот процесс, имеющий собственные пути развития от новичка до чемпиона или рекордсмена, целесообразно рассматривать как целостный процесс подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями [6, 7].
Однако представить путь тхэквондиста от новичка до чемпиона как систему невозможно без детального изучения и разработки каждого этапа в отдельности, и представить ее как взаимосвязанный процесс течения всех условий, направленных на достижение конкретной цели и задач конкретного этапа спортивной подготовки. Стремление претендовать на передовые международные позиции должно базироваться на такой системе подготовки спортсменов, которая бы соответствовала современным тенденциям развития спорта и единоборств, а также имела научную обоснованность. В ряде работ достаточно убедительно доказывается необходимость научно-методического обеспечения спортивной подготовки тхэквондистов на каждом этапе, организации управления учебно-тренировочным процессом на основе данных контроля и т.д., а также подтверждается недостаточностью обеспечения, соответствующей научно-обоснованной методической литературой.
Глава 1. Анализ проблемы развития выносливости в теории и практики спорта
Большое значение для понимания сущности выносливости как качества двигательной деятельности имеют многочисленные работы отечественных и зарубежных специалистов. Они способствуют пониманию одного из важнейших механизмов, определяющих сущность выносливости.
Педагогические и медико-биологические основы теории и методики юношеского спорта заложены в научных трудах П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, их соратниками и последователями. Весомый вклад в разработку теории и методики юношеского спорта внесли научные труды А.Д Новикова, В.М. Зациорского, Р.Е. Мотылянской, Л.П. Матвеева, А.А Маркосяна, В.С. Фарфеля, В.П. Филина, Н.А. Фомина, М.Я. Набатниковой, Н.Ж. Булгаковой, В.К. Бальсевича, Ю.Г. Травина, Ю.Д. Железняка, В.М. Гужаловского, Ф.П. Суслова, В.Г. Никитушкина и других специалистов. В их работах продемонстрирована большая роль спорта в физическом воспитании подрастающего поколения, научно обоснованы основополагающие положения спорта, охарактеризованы эффективные средства, методы и организационные формы спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек.
Давайте теперь более подробно рассмотрим основные аргументы упомянутых выше научных работ. Качества скорости и силы проявляются в беге, прыжках, метании, катании на лыжах, коньках и плавании. Обучение этим качествам направлено на повышение уровня физической подготовки и общее гармоничное развитие. В случае изучения физических качеств, усилия специалистов в основном были направлены на изучение каждого физического качества в его так называемой "чистой форме". Это объясняется тем, что необходимо знать особенности развития каждого физического объекта в отдельности. Сегодня необходимо уделять внимание изучению физических качеств и их взаимосвязи на всех возрастных этапах развития с учетом влияния факторов окружающей среды.
Ряд авторов подчеркивают значение комплексного воспитания физических качеств (А. В. Коробов, В.П. Филин, А.М. Шлемин и др.). В этих работах указывается, что применение комплекса упражнений, требующих проявления быстроты, силы и выносливости, развивает каждое из этих физических качеств более эффективно, нежели использование упражнений, направленных на развитие одного из них [13, с. 89-95].
Глава 2. Выносливость (определение, виды, средства и методы)
Выносливость в спорте - это способность противостоять утомлению специфической деятельности. В основе выносливости лежат общие для любого организма естественно-биологические закономерности. Ее обуславливают единые для всех факторы. Выносливость также зависит от условий и характера двигательной активности. Применительно к тхэквондо, можно выделить три вида выносливости: общая, локальная и специальная.
1. Статическую и динамическую выносливость, т.е. способность длительно выполнять статическую или динамическую работу;
Общая выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров и их способностью сохранять возбуждение в течение длительного времени и посылать соответствующие сигналы (импульсы) к мышцам, органам и системам. Выносливость обеспечивается идеальной координацией работы вегетативной нервной системы, регуляцией обменных процессов, деятельностью двигательного аппарата и внутренних органов. Одним из важнейших факторов, определяющих общую выносливость спортсмена тхэквондо, является способность организма вырабатывать энергию и быстро восстанавливаться, в основном за счет анаэробных процессов.
2. Локальную и глобальную выносливость, т.е. способность длительно осуществлять соответственно локальную работу (с участием небольшого числа мышц) или глобальную работу (при участии больших мышечных групп - более половины мышечной массы);
3. Силовую выносливость, т.е. способность многократно повторять упражнения, требующие проявления большой мышечной силы;
4. Анаэробную и аэробную выносливость, т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробными или аэробными типами энергосбережения.
В спортивной физиологии выносливость обычно связана с выполнением спортивных упражнений, требующих участия крупных мышц (примерно половина или более от общей мышечной массы тела) и длящихся более двух-трех минут. Другими словами, в спортивной физиологии выносливость определяется как способность выполнять длительную крупномасштабную мышечную работу преимущественно или полностью аэробного характера.
Глава 3. Методические особенности развития выносливости тхэквондистов
3.1 Современные подходы к развитию выносливости тхэквондистов
Тхэквондо - это древнее корейское боевое искусство, которое популярно в современном мире. В мире насчитывается более 50 миллионов поклонников тхэквондо. Популярность этого боевого искусства обусловлена тем, что корейские мастера сумели объединить древние принципы и методы тренировок с современными спортивными тенденциями, что сделало тхэквондо уникальной системой саморазвития и физического воспитания, а также очень зрелищным и динамичным видом спорта. [18, с. 3-4].
Цель тренировок и изучения тхэквондо - достичь гармоничного объединения физического, психического и духовно-нравственного начал в человеке. В чем же привлекательность и огромная популярность тхэквондо? Как и почему тхэквондо стало олимпийским видом спорта? Прежде всего, тхэквондо является характерным и обязательным видом спорта. В соревнованиях очень важно не только правильное определение победителей и проигравших, но и безопасность участников: ВТФ успешно разработала защитное оборудование, которое может защитить спортсменов и продемонстрировать все элементы сложной техники. Кроме того, правила упрощены, что позволяет определить победителя более объективно. Во-вторых, тхэквондо можно заниматься в любом возрасте, от детства до старости. Он также может использоваться как средство укрепления тела и улучшения здоровья с помощью различных техник и упражнений.
Глава 4. Основы спортивной тренировки как средства функциональной подготовки тхэквондиста к соревнованиям
Тренировка тхэквондиста – это специализированный процесс всестороннего физического воспитания, направленный на достижение высоких спортивных результатов. Понятие «тренировка» очень часто отождествляется с понятием «подготовка», которая есть не что иное, как направленное использование всей совокупности факторов (средств, методов и условий) для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к соревнованиям.
Так же, как и при обучении, средствами тренировки в тхэквондо служат общеразвивающие и специальные упражнения, упражнения непосредственно в бою, а также условия, в которых тренируются спортсмены (отдых между упражнениями, мероприятия, способствующие восстановлению: активный отдых, массаж и др.). Характер применяемых средств тренировки, их направленность, а также содержание и результат тренировки зависят от методов их использования. В отличие от процесса обучения, спортивная тренировка характеризуется повышенными требованиями к объему и интенсивности функциональных нагрузок.
Суммарное воздействие избранных средств тренировки спортсмена принято называть нагрузкой. Нагрузка во многом зависит от объема, то есть количества и длительности применения средств тренировки и интенсивности, которая характеризуется величиной усилий, применяемых спортсменом, и частотой этих усилий.
Приспособительные функции организма проявляются в том, что после утомления и восстановления спортсмен приобретает возможность выполнять более высокую нагрузку. Под влиянием систематических тренировок наступает повышенная работоспособность.
Особенность тренировочной нагрузки в тхэквондо состоит в ее всестороннем воздействии на организм спортсмена.
При оценке результата тренировки пользуются терминами «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма».
Под тренированностью тхэквондиста понимают биологические приспособительные изменения, происходящие в его организме под воздействием тренировки (увеличение функциональных возможностей мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма).
Выводы
Целью данной работы являлось определение методики совершенствования выносливости тхэквондистов. Подведем основные итоги. Выносливость - способность производить заданную работу в течение длительного времени. При выполнении упражнений на выносливость требуется согласованная деятельность всех систем организма, и особенно сердечно-сосудистой, и дыхательной. Недогрузка функциональных структур организма приводит к их разрушению и дальнейшей неспособности к оптимальной адаптации. С другой стороны, перегрузка также приводит к их разрушению, что выдвигает проблему обеспечения соответствия индивидуальных функциональных резервов предъявляемым функциональным (вегетативным, сенсомоторным, психомоторным и интеллектуальным) нагрузкам. Избыточная адаптационная энергия индивида зачастую вступает в конфликт с окружающим сообществом, что выдвигает проблему направления ее в безопасное русло. Применительно к тхэквондо, можно выделить три вида выносливости: общая, локальная и специальная.
Ряд авторов подчеркивают значение комплексного воспитания физических качеств. Указывается, что применение комплекса упражнений, требующих проявления быстроты, силы и выносливости, развивает физические качества более эффективно, нежели использование упражнений, направленных на развитие одного из них. Заниматься тхэквондо можно в любом возрасте - с малых лет до глубокой старости. Тхэквондо благодаря различным методикам и упражнениям может служить и средством укрепления организма, и оздоровительным средством. По ряду функциональных показателей организм 8-9 - летнего ребенка оказывается в более выгодном положении для занятий физическими упражнениями. У него, например, большая, чем у взрослых, пропускная способность сердечно-сосудистой системы: больший минутный объем крови в покое и при мышечной работе, большая поверхность легких, большая величина минутного объема дыхания при большей поверхности легких. А это - факторы, непосредственно обусловливающие функциональную выносливость организма. Значит, и упражнения на выносливость детям такого возраста не противопоказаны. Применяя упражнения в соответствии с их возможностями, можно и нужно добиваться повышения уровня этих возможностей, совершенствования всех функций организма.
готовую работу?