Экономическая политика государства в инновационной сфере. Пути совершенствования инновационной политики в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Экономическая политика государства в инновационной сфере. Пути совершенствования инновационной политики в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Экономическая политика государства в инновационной сфере. Пути совершенствования инновационной политики в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Введение
1 Инновационная политика в современной экономике: цели, задачи, виды, инструменты
1.1 Понятие и методы осуществления инновационной политики
1.2 Этапы разработки и виды инновационной политики
1.3 Инновационная политика развитых стран
2 Мировой опыт реализации экономической политики государства в инновационной сфере
3 Эффективность инновационной политики в Республике Беларусь и основные направления её совершенствования 2021-2025 гг.
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Управление инновациями – это комплекс действий, цель которого –достижение и поддержание высокого уровня конкурентоспособности продукции предприятий и производства страны в целом.
Цель управления инновациями – создание технологический новой продукции с определённо новыми технологическими характеристиками путем применения новых технологий и достижений науки.
В настоящее время в рамках процесса глобализации, так как значительно усложнились взаимосвязи и взаимозависимости в мировой политической и общественной жизни, значительно усложнился выход отечественной продукции на мировой рынок, и поддержание его конкурентоспособности. Сложность выхода на мировой рынок обусловливается создание мировых глобальных рынков капиталов, финансов, производства и рабочей силы.
Несмотря на это, большое воздействие оказывает создание глобальных информационных сетей, которые позволяют упростить информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере культуре и экономики. Говоря иначе, происходит создание глобального научной информационного поля, которое позволяет создавать производство нового типа, где инновации и знания играют главенствующую роль, а производство знаний является источником экономического роста.
Иными словами инновации – это нововведение в производстве, результат инновационной деятельности предприятия, который реализуется в форме нового усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, а также в форме создания нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в производственной деятельности.
Объект исследования данной курсовой работы – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – экономическая политика государства в инновационной сфере.
Цель данной курсовой работы – раскрыть роль и значение государственной поддержки инноваций.
Задачи работы следующее:
– рассмотреть инновационную политику в современной экономике: цели, задачи, виды и функции;
– рассмотреть мировой опыт реализации экономической политики государства в инновационной сфере;
– определить основные направления реализации инновационной политики в Республике Беларусь.
Актуальность работы обусловлена научно-техническим прогрессом, признанным во всем мире в качестве важного фактора финансового формирования, все больше и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Он заключается в получении нововведении и простирается от возникновения идеи до ее коммерческого осуществления, содержа, таким образом, весь комплекс взаимоотношений: производства, обмена, потребления.
1 Инновационная политика в современной экономике: цели, задачи, виды, инструменты
1.1 Понятие и методы осуществления инновационной политики
Инновации ‒ это разработка и освоение итогов изучений, увеличивающих результативность путей и средств реализации конкретных процессов, включая освоение новых продуктов и технологий [3, c.25].
В целях активизации инновационной деятельности разрабатывается инновационная политика, исполняющая роль комплекса принципов и действий, которые обеспечивают формирование подходящего инновационного климата в государстве.
Инновационная политика считается неотъемлемой частью социально-экономической политики. Она должна интегрировать науку, технологии, производство, потребление, финансовую систему, образование и быть нацелена на применение интеллектуальных ресурсов, усовершенствование сверхтехнологичных отраслей и приоритеты экономики.
Политика в области инноваций основывается на таких важнейших принципах, как [9, c.100]:
‒ признание в качестве приоритетной модели инновационного формирования экономики государства;
‒ создание государством экономических и правовых условий и экономических механизмов для обеспечения превращения инноваций в значительный фактор экономического роста;
‒ наибольшее внедрение рыночных механизмов для совершенствования инноваций и предпринимательства, формирование одинаковых стимулов для всех хозяйствующих субъектов независимо от их принадлежности;
‒ действенное продвижение и применение личного научно-технического потенциала и его реформа в соответствии с целями экономической политики;
‒ приемлемое сопоставление интересов создателей, изготовителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источника дохода.
Осуществление данных принципов требует рецензии и развития законодательства с точки зрения особенно лучшего стимулирования инновационной деятельности и оснащения становления инновационных процессов в ключевых областях индустрии, сельского хозяйства и социального комплекса.
Эффективное инновационное совершенствование подразумевает широкий спектр инновационных идей и проектов.
2 Мировой опыт реализации экономической политики государства в инновационной сфере
Современный этап мирового экономического развития характеризуется ускорением технологического прогресса и увеличением понимания основных факторов производства. Интенсивные НИОКР, основанные на новейших технологиях, выход вместе с ними на мировой рынок и развертывание международной интеграции науки и промышленности в формирующейся глобальной экономической структуре, фактически стали стратегической моделью промышленного экономического роста. предприятие. Развитые страны. Кроме того, интеллектуальные ресурсы плюс новейшие технологии не только определяют перспективы экономического роста, но и служат индикатором экономической независимости, благосостояния и национального статуса страны. Их интеграция в систему мирохозяйственных связей стала одним из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность национальной экономики, и важность их взаимодействия все больше приобретает направление создания технологических инноваций с глобальными перспективами применения. Функции. Интеграция рынков сбыта и инновационных систем в разных странах и регионах.
В настоящее время в западных развитых странах новые или усовершенствованные технологии, оборудование и другие продукты, содержащие новые знания или решения, составляют от 70% до 85% роста ВВП. Они концентрируют более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% мирового рынка высоких технологий, который в настоящее время оценивается в 2,5–3 трлн. Доллар превышает рынок сырья и энергоресурсов. Ожидается, что в течение 15 лет он достигнет 4 триллионов. игрушечная кукла.
Прибыль от продажи высокотехнологичной продукции огромна. Ежегодно стоимость экспорта высокотехнологичной продукции составляет около 700 мирд. долл США, около 530 млрд. долл. США в Германии и около 400 млрд. долл. США в Японии [4, c.57].
Самый активный обмен и развитие технологий и услуг. В начале 1990-х годов глобальный годовой объем торговли патентами, лицензиями, ноу-хау и промышленными образцами оценивался в диапазоне от 200 до 50 млрд. долл. США. Сейчас он достиг примерно 500 млрд. долл. США. Экспорт услуг достиг в основном за счет контент-услуги.
Из 50 самых передовых макротехнологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции в области аэрокосмической техники, автоматизированного оборудования и информационной техники, электроники, фармацевтики, точных и измерительных приборов, электрооборудования и т.д. Сорока шестью макротехнологиями обладают сегодня развитые страны, контролирующие 4/5 мирового производства науко- и техноемких изделий.
3 Эффективность инновационной политики в Республике Беларусь и основные направления её совершенствования 2021-2025 гг.
Стратегические приоритеты инновационного развития Республики Беларусь на современном этапе определены Концепцией Государственной Программы инновационного развития на 2021-2025 гг., в которой отмечено, что Белорусская модель формирования социально-ориентированной рыночной экономики и стратегия устойчивого развития предусматривают проведение эффективной инновационной и инвестиционной политики [25].
Экономика Беларуси является открытой, находится под воздействием глобальных факторов развития, что требует адекватной оценки эффективности инновационной политики и более современного набора ее индикаторов. В последние годы аналитические доклады ГКНТ «О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларуси» (Шумилин, Гусаков, 2018) стали учитывать позиционирование страны по многим международным индикаторам, в том числе по Глобальному индексу инноваций. Однако падение рейтинга страны часто объясняется изменением методик расчета, их несовершенством [23, c.125].
Достижение главной стратегической цели инновационной политики –формирование конкурентной экономики – возможно за счет кардинального переоснащения и создания новых организаций и производств в промышленности, строительстве, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи, медицине и других отраслях на основе внедрения передовых достижений науки и техники.
В целях продолжения работы по созданию инновационной экономики разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы (далее – Государственная программа).
Ее формирование предусматривает принятие в установленном порядке концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы.
Государственная программа будет способствовать обеспечению реализации приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы в области эффективных инвестиций и ускоренного развитие инновационных секторов экономики, основных направлений государственной инновационной политики, приоритетных направлений научной, научно-технической деятельности на 2021-2025 годы и дальнейшему развитию национальной инновационной системы [25].
Реализация проектов и мероприятия Государственной программы будет осуществляться на основе программно-целевого принципа. Проекты Государственной программы, завершение которых планируется после 2025 года, будут включены в государственную программу инновационного развития на следующий год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновации представляют собой разработку и освоение итогов изучений, увеличивающих результативность путей и средств реализации конкретных процессов, включая освоение новых продуктов и технологий. Методы инновационной деятельности включают: введение налоговых льгот; развитие лизинга инновационного оборудования; участие в международных лизингах; государственная поддержка инноваций. Инновационная политика очень важна, так как она интегрирует науку, технологии, производства и должна быть нацелена на развитие интеллектуальных ресурсов.
Инновационная политика государства – это политика, направленная на создание производств на основе достижений научно-технического прогресса. Использование инноваций должно содействовать развитию предприятия, отрасли или государства, его главная цель – получение дополнительной прибыли.
Инновационная политика может развиваться в трех направлениях. Суть политики активного вмешательства заключается в признании государством научной и инновационной деятельности в качестве главной и определяющей составной экономического роста народного хозяйства. Ярким примером такой политики служит модель государственного регулирования Японии. Политика децентрализованного регулирования – более сложный механизм участия государства в научной, научно-технической и инновационной сфере. Яркими представителями данной политики являются: США, Германия и Англия. Смешанная политика – используется в Швеции, Китае и странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор и где государство заинтересовано в поддержке высокого экспортного потенциала этого сектора.
Несмотря на то, что Китай все еще относят к категории развивающихся стран, уровень развития высоких технологий в КНР не ниже, чем в США и ведущих государствах Европы. Согласно рейтингу наиболее инновационных экономик, опубликованному агентством Bloomberg в 2018 г., Китай входит в двадцатку лидирующих экономик мира по данному показателю.
Кроме того, КНР признана одной из наиболее перспективных стран по уровню развития цифровой экономики. Активно участвуя в разработке инновационных элементов Индустрии 4.0, Китай не перестает удивлять мир все более новыми ноу-хау, что помогает ему занимать лидирующую нишу на рынке IT-технологий наряду с наиболее развитыми государствами мира, хотя его европейские и американские партнеры стремятся препятствовать этому, опасаясь того, что «азиатский дракон раздавит европейскую птичку». Показатели Китая за 2018 г. подтверждают тезис о том, что торговая война с США может лишь замедлить, но не остановить технологический подъем «азиатского дракона», чьи проекты по экономическому развитию направлены на превращение Китая в сверхдержаву в ближайшие 20-30 лет.
1. Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: Учебник / М.Л. Альпидовская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 192 c.
2. Агарков, А.П. Управление инновационной деятельностью: учебник / Агарков А.П., Голов Р.С. – М.: Дашков и К, 2017. – 208 с.
3. Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / А.В. Барышева. – М.: Дашков и К, 2017. – 380 с.
4. Бакович А.И. инновации и маркетинг: стратегическая роль, компоненты и характеристика инноваций / Бакович А.И., Акинчиц Т.С., Пузыревская А.А. // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. сборник статей по материалам CXXXVII международной научно-практической конференции. 2019. С. 56-58.
5. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т.Балабанов. – СПб: Питер, 2015 – 304 с.
6. Богдан Н.И. Национальная инновационная система Беларуси в системе европейских индикаторов инноваций // Белорусский экономический журнал. 2019. №3. С. 4-17.
7. Богдан Н.И. Инновационная политика Беларуси: достижения и проблемы в контексте глобальной динамики / Богдан Н.И. / Экономический вестник университета. 2017. № 21-1. С. 7-16.
8. Булацева Ф.А. Государственная инвестиционная политика инновационной сферы в системе экономической безопасности государства / Булацева Ф.А. Хосиев Б.Н. // В сборнике: Информационное обеспечение экономической безопасности: проблемы и направления РАЗВИТИЯ. Материалы Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Н.Н. Карзаевой, Ю.Н. Каткова. 2017. С. 20-25.
9. Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 1. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 294 c.
10. Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 300 с.
11. Дятлов С.А. Теория инноваций: инновации в условиях цифровой экономики / Дятлов С.А., Гильманов Д.В., Марьяненко В.П. // учебное пособие / Санкт-Петербург, 2018.
12. Кузьменко Л.М. Инновационное развитие в обеспечении устойчивой экономической составляющей территории / Кузьменко Л.М., Кузьменко Р.В. // Экономика и управление: теория и практика. 2020. Т. 6. № 2. С. 71-78.
13. Кузьмина, Е. Е. Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям / Е. Е. Кузьмина. – Москва: Юрайт, 2018. – 384с.
14. Левин Ю.А. Вектор участия государства в инновационном процессе: федеральные и региональные аспекты / Левин Ю.А. Павлов А.О. // Право и управление. XXI век. 2018. № 4 (49). С. 45-51.
15. Марыганова, Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – Москва: Гостехиздат, 2017. – 296 c.
16. Романенко А.О. Бродунов А.М. Проблемы развития ГЧП в инновационной сфере экономики РФ: мировой опыт и сравнительный анализ // В сборнике: Потенциал роста современной экономики: возможности, риски, стратегии. Материалы V международной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Семенова, М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко. 2018. С. 767-773.
17. Рыжикова, Т. Н. Маркетинг: экономика, финансы, контроллинг: учебное пособие: для высших учебных заведений обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») / Т. Н. Рыжикова. – Москва: Инфра–М, 2018. – 223с.
18. Сакович, В. А. Основы теории инноваций и инновационной экономики / В. А. Сакович // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2016. – № 2. – С. 32–37.
19. Салтыков, С.А. Инновации в разработке информационной системы управления наукой / Саркиз Андреевич Салтыков // Биржа интеллектуальной собственности. - 2017. - № 1. - С. 24-28.
20. Статистический сборник «Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2020». – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2021 -407 с.
21. Стратегия «Наука и технологии: 2018-2040» [Электронный ресурс] : Постановление Президиума Национальной академии наук, 26 фев. 2018 г., № 17. – Режим доступа: https://nasb.gov.by/congress2/strategy_2018-2040.pdf.
22. Тригубович, Л.Г. Анализ государственной политики по формированию инновационной восприимчивости экономики / Л.Г. Тригубович // Экономика и банки. – 2019. – № 1. – С. 1-5.
23. Туча, Т. В. Источники финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь / Т. В. Туча // Научно-практические исследования. – 2020. – №. 5-1. – С. 124-126.
24. Тышлек, В. Беларусь на мировой карте инноваций // Наука и инновации. – 2020. – №2 (204). – С.32-37.
25. Указ Президента Республики Беларусь 15 сентября 2021 года №348 О Госудасртвенной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/P32100348_1632171600.pdf.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты