Взаимосвязь мышления и восприятия в учебном процессе
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь мышления и восприятия в учебном процессе»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь мышления и восприятия в учебном процессе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. МЫШЛЕНИЕ КАК КОГНИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
2. ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ В ПСИХОЛОГИИ
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Восприятие – процесс, который давно и интенсивно исследуется в психологии. Это объясняется, во-первых, большим практическим значением восприятия, стоящего как бы в начале всего психического развития личности. В связи с этим поднимаются и проблемы сенсорного воспитания ребенка как основы развития собственно мыслительных процессов, и проблемы организации восприятия, обучения ему и соответствующего отбора операторов для специфической деятельности в условиях современной техники, и проблемы визуальной культуры и т.п.
Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. Значительный вклад, и развитие научных представлений о восприятии был внесён философами, физиками, физиологами, деятелями искусства. Во второй половине XIX века представления о восприятии стали одной из важных составных частей системы психологического знания. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой – благодаря работам представителен гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.
В настоящее время изучение и развитие процесса восприятия имеет важное значение, так как происходит интенсивное развитие техники и науки, а следовательно, и сложность воспринимаемых объектов, необходимость высокого уровня мышления для освоения новых предметов, явлений и т.д.
Цель работы – рассмотреть взаимосвязь мышления и восприятия в учебном процессе.
1. МЫШЛЕНИЕ КАК КОГНИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Мыслительная деятельность ребенка зависит от его психологической готовности. Прежде чем рассматривать способность ребенка мыслить, необходимо определить, что такое мышление в общем. Психологическая наука дает несколько определений термину мышления, поскольку суть мышления является настолько универсальной, насколько универсальными являются продукты мыслительной деятельности [3, с. 123].
Некоторые авторы: И.Т. Фролова, А.Г. Спиркина, С.С. Аверенцева рассматривает мышление как социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза [23, с. 465].
В целом, в отечественной и зарубежной психологии с точки зрения активности, мышление рассматривается как «процесс когнитивной деятельности человека, который характеризуется обобщенным, опосредованным отражением объектов и явлений действительности в их существенных взаимосвязях и отношениях», который базируется на комплексе когнитивных, метакогнитивных навыков и установок (А.Л. Радугина, А.А. Крылов, З.И. Калмыкова, С. Л. Рубинштейн, М. А. Холодная, Д. Джонсон, Д.Гальперн, Р. Павел и др.).
Некоторые психологи процесс мышления связывают с развитием познавательной деятельности личности и открытием чего-то нового, того, что способствует появлению у человека новых интеллектуальных операций и психических процессов. При помощи них человек решает мыслительные задачи [1, с. 25].
2. ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ В ПСИХОЛОГИИ
Понятия «восприятие» является объектом многочисленных исследований психологии, педагогики. Проблема развития восприятия проанализирована в многочисленных исследованиях и широко представлена в зарубежной и отечественной психолого-педагогической и дефектологической литературе. Вместе с тем, данные вопросы остаются актуальными и востребованными и в настоящее время [13, c. 197].
Наша жизнь – это процесс постоянного и активного взаимодействия с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств. Человек воспринимает и познает окружающий мир с помощью осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения. Однако значение их далеко не одинаково.
В настоящее время в психолого–педагогической литературе существуют разные варианты определения понятия «восприятие» [11, с. 103]:
- Отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств;
- Целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств;
- Целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств;
- Психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта;
- Психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Восприятие нужно целенаправленно развивать, широкие возможности для этого предоставляет учебная деятельность. По мере совершенствования оно становится все более осознанным, дифференцированным, анализирующим и постепенно переходит в целенаправленное наблюдение. Чтобы наблюдение было эффективным, требуется соблюдать некоторые условия. Важным условием является постановка цели – что и для чего наблюдать. Осознанно воспринимая материал, человек не только смотрит, но и видит, не только смотрит, но и всматривается, не только слышит, но и слушает, прислушивается. Поэтому каждое восприятие представляет собой реализацию определенной цели, решение определенной задачи [6, с. 126].
Учащиеся владеют умением ставить цель наблюдения, хотя вполне возможно, что на занятии цель ставится преподавателем. Следующее условие – систематичность и последовательность наблюдения. Сначала осуществляется целостное восприятие предмета, затем обследуются его отдельные части, их соотношение, завершается наблюдение снова целостным восприятием. При таком последовательном восприятии будет складываться целостное представление о предмете [6, с. 213].
Особое значение в процессе наблюдения имеет такое условие, как активность воспринимающего, она может проявляться в мыслительной или практической деятельности. Мыслительная деятельность предусматривает, что воспринимаемый материал подвергается анализу: выделяются его отдельные части, элементы, признаки, свойства. Следовательно, преподавателю необходимо позаботиться о серии вопросов, вызывающих мыслительную активность. Также важно продумать, какие действия можно совершить с воспринимаемым предметом для более глубокого его познания. Постепенно развивается и совершенствуется наблюдательность [10, с. 232].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мыслительная деятельность ребенка зависит от его психологической готовности.
Мышление – это процесс умственной деятельности, который является основным способом упорядочения, структурирования картины мира, установления причинно-следственных связей между объектами и явлениями в жизни человека, познания их сущности. В психологии и педагогике существует большое количество формулировок определения понятия мышления. Психологи связывают процесс мышления с развитием познавательной деятельности человека и открытием чего-то нового, что способствует появлению новых интеллектуальных операций и психических процессов в человеке. В науке выделено три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Понятия «восприятие» является объектом многочисленных исследований психологии, педагогики и рассматривается исследователями в качестве результата деятельности системы анализаторов, возникающего на основе ощущений. Это активный процесс предметного усвоения и отражения окружающей действительности. Особенности многомерной иерархии данного системного образования обусловлены включением в процесс ощущений, в определенной мере процессов внимания, мышления, памяти, а иногда эмоциональных и других компонентов.
Восприятие дает непосредственное отражение объективной действительности, позволяя учитывать лишь то, что дано нам непосредственно перед; этим его возможности ограничиваются
1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №4. – С. 38.
2. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / А.К. Бондаренко. – Москва : «Просвещение», 2015. – 218 с.
3. Васильев, И. А. Эмоции и мышление [Текст] / И. А. Васильев. –Москва, 2010. – 314 с.
4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология мышления: учебное пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Спиридонов. – Изд-во: АСТ, 2008.- 672с.
5. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Дж. Дьюи. – М., 2013. – 314 с.
6. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы /М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – М.:Харвест, 2006. – 416 с.
7. Зимняя, А.А. Смысловое восприятие речевого сообщения [Текст] / А.А. Зимняя. – М., 2006. – С. 84.
8. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. – М., 2001. – 259 с.
9. Крылов, А. А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / А. А. Крылов. – СПб.: Питер, 2006. – 560 с.
10. Маклаков, А.Г. Общая психология /А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
11. Маранцман Е.К. Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 1. С. 80–85.
12. Менчинская, Н. А. Психология обучения арифметике [Текст] / Н. А. Менчинская. – М.: Учпедгиз, 2015. – 432 с.
13. Микушова Т.П. Деятельностный подход к обучению литературному чтению младших школьников: учебное пособие для бакалавров / Т.П. Микушова. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2012. – 81с.
14. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы /О.И. Никифорова. ‒ М.: Книга, 2004. ‒ С. 206.
15. Осницкий, А. Это удивительное восприятие…[Текст] / Записки психолога / А. Осницкий // Семья и школа. – 2014. – № 2. – С. 15.
16. Психология и педагогика: учеб. пособие /под ред. А.А. Бодалева и др. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. – 585 с.
17. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Д. Рихтерман. – М.: Изд-во Просвещение, 2001. – 541 с.
18. Романов, К. М. Практикум по общей психологии: учеб. пособие. 2-е изд. / К. М. Романов, Ж.Г. Гаранина. –М.: МОДЭК, 2002. – 320 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Издательство : Питер, 2012. – 720 с.
20. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. ‒ 14‒ е изд. – Ростов ‒ на ‒ Дону: Феникс, 2015. ‒ 671с.
21. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Изд-во: Проспект, 2015.- 458с.
22. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. – Ярославль: Ремдер, 2015. – 232 с.
23. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Педагогика, 2004. – 525 с.
24. Якиманская И.С. Психология и педагогика./ Якиманская И.С. Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А.- Учебное пособие.- Оренбург, Издательство Руссервис, 2008.- 178с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты