Механизм государства
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Механизм государства»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Механизм государства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, МОДЕЛИ
2. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Существует два подхода к определению структурно – функционального и структурно-организационного механизма. Согласно первому подходу, при определении понятия любого государственного механизма правовой системы (явления, процесса) внимание в большей степени уделяется не установлению ее организационных основ, а ее реальному функционированию и динамике.
Согласно второму подходу, механизм оправдан как совокупность элементов специфического состава, составляющих организационную основу тех или иных процессов, явлений, в то время как государственный механизм-это совокупность институтов, реализующих государственное управление обществом.
Механизм государственного управления – это система государственных органов, посредством которой обеспечивается государственная власть, выполняются основные функции, реализуются задачи и задачи, стоящие перед государством на всех этапах его существования. Совершенствование этого механизма взаимосвязано с нормативно-правовым аспектом, которому государства уделяют особое внимание для создания необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие людей и граждан.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловила то, что проблема развития государственного механизма имеет исключительное значение, особенно в связи с практической необходимостью создания в нашей стране современного универсального правового государства.
Деятельность каждого государства, в котором имеются органы власти, государственные органы, ведомства, организации, должностные лица, невозможна без механизма ее осуществления.
1. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, МОДЕЛИ
Исследование научных подходов к пониманию механизма государства, а также анализ его структуры, занимает одно из ведущих мест в системе научного познания государственно-правовых явлений. Рассмотрению указанных проблем уделяется серьезное внимание в научной литературе [1] .
Механизм государства - весьма сложная по своей сути и содержанию категория. В научной литературе нет единства мнений относительно данного понятия.
Тем не менее большинство исследователей не возражают против того, что:
а) без механизма государства нет и государства;
б) механизм государства есть и сущностное проявление, и форма выражения такого определяющего признака государства, как наличие публичной власти;
в) механизм государства и его структура определяются сущностью государства;
г) механизм государства складывается из различных частей, соответствующих своему социальному назначению: законодательные, исполнительные и правоохранительные.
Все вместе они образуют определенную систему, которая функционирует на основе общих и специальных принципов.
Определение «государственного механизма» тесно связано с определением государственного аппарата. Государственная власть не только формализована, она выражается вне ее, то есть в форме государства, она воплощается в государственном аппарате.
2. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
Структура государственного аппарата – это его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура – это то, из чего складывается государственный аппарат, субординация его составных частей, принципы его организации и функционирования.
Назовем самые важные части системы современного государственного аппарата: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры.
Каждая из трех систем является носителем соответствующей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной [13, с.376].
Механизм государства, являясь единым и целостным разделяется (дифференцируется) на составные части – органы, подсистемы, между которыми имеется своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.
Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая – только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.
Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий [20, с. 26].
Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы [17, с.158].
С.С. Алексеев расширяет понятие «государственного аппарата», включая в него помимо государственных органов еще и государственные учреждения и организации, осуществляющие «практическую работу по реализации управленческо-обеспечительной и охранительной функции государства» [14, с.34].
Так как автор полагает, что два понятия «аппарат государства» и «механизм государства» по своей основе совпадают, то принципиально нового здесь ничего нет. Новизна заключается в том, что С.С. Алексеев рассматривает «механизм» не в статике, а в его динамике. Вышеизложенную мысль развивает и выводит на качественно новый уровень В.В. Лазарев, который отмечает, что «изучение механизма государства в статике не даст должных результатов. Только его функционирование обнажает соответствующие цели, роль и значение отдельных органов и составных частей» [159, с. 93].
Широкое понимание понятия «механизм государства» дает основания автору разделить данное понятие на два более узких по значению: собственно «механизм государства» (статика) и «механизм функционирования государства» (динамика), что и было им предпринято.
Строительство государственного аппарата и его деятельность осуществляются на определенных принципах, являющихся основополагающими началами функционирования механизма государственных органов [7, с. 98].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Любая государственная власть осуществляется в той или иной организационной форме. Совокупность этих организационных форм составляет механизм государственной власти.
Центральное место в механизме государственной власти занимает государственный аппарат, состоящий из совокупности органов государственной власти. Органы государственной власти, в свою очередь, состоят из государственных служащих, так называемых государственных чиновников или бюрократов, которые профессионально осуществляют деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Наряду с государственным аппаратом существует прямая демократия (референдумы, выборы и др.), т. е. формы осуществления государственной власти непосредственно населением относятся к механизму государственной власти.
Механизм государства состоит из особой категории людей, которые осуществляют функции государства. Это система государственных органов и администраций, связанных иерархическим объединением и правом передвижения, которые образуют монополию государства.
Обладает необходимыми организационными и материальными средствами для обеспечения выполнения возложенных на него функций, в том числе «материальными придатками» для принуждения в случае необходимости к выполнению задач государства.
Само существование государства как материального, непосредственного механизма государственной власти является реальной организационно-материальной силой, в которой господствует государство.
1. Байтик, Т.И. Общая теория государства и права : академ. курс: в 2 т. / Т. И. Байтин [и др.] ; отв. ред. М. Н. Марченко. - 2-е изд, с доп и перераб. - М. : Зерцало, 2016. Т. 2 : Теория права. - 123с.
2. Борисов, Г. А. Теория государства и права: учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2017. – 292 с.
3. Бусурманов, А. Сильное государство: вопросы теории / А. Бусурманов // Право и государство. – 2016. – № 2(71). – С. 6-14.
4. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права : учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2017. – 656 с.
5. Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов: ТГТУ, 2019. – 304 с.
6. Дубовицкий, В.Н. Исполнительная власть: понятие и система органов / В.Н. Дубовицкий. – М.: Наука, 2006. – 343 с.
7. Дубовицкий В. Н. Функции республиканских органов государственного управления в контексте функций государства // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Сер. 4, Правазнаўства. 2018. № 4 (121). С. 57–69.
8. Корельский, В.М. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa: учeбник / В.М. Корельский, В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 546 с.
9. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2011. – 520 с.
10. Любашиц, В.Я. Теория государства и права / В.Я. Любашиц. – Ростов-на-Дону: МАРТ, 2018. – 200 с.
11. Нерсесянц, В.С. Теория государства и права / В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА, 2015. – 272 с.
12. Новикова, Ю.С. К вопросу о соотношении понятий «государственный аппарат», «механизм государства» и «механизм осуществления функций государства» / Ю.С. Новикова // Право и государство. – 2015. – № 4 (59) – С. 31-33.
13. Пиголкин, А.С. Общая теория права: учебник для юридических вузов / А.С. Пиголкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2018. – 384 с.
14. Пугачев, А.Н. Общая теория права : учеб.-метод. комплекс / А.Н. Пугачев. – Новополоцк: Полоц. гос. ун-т, 2017. – 424 с.
15. Пугачева, Т.И. Органы государственного управления / Т.И. Пугачева // Юстиция. – 2010. - №2. – С.92-94.
16. Рассолов, М.М. Теория государства и права: учеб. / М.М. Рассолов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев. – М., 2016. – 300 с.
17. Рябцев, Л.М. Административное право : учебник / Л. М. Рябцев [и др.] ; под общ. ред. Л. М. Рябцева. Минск : Амалфея, 2018. - 723с.
18. Саванович, Н. А. Перспективы совершенствования государственного управления в Беларуси [Электронный ресурс] // СС «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства. Белорусский выпуск». Минск, 2021.
19. Тиковенко, А.Г. Общая теория права: учебное пособие / А.Г. Тиковенко – М.: Норма, 2015. – 571 с.
20. Шевчук, Д. А. Теория государства и права: конспект лекций / Д. А. Шевчук. – М.: Эксмо, 2019. – 327 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты